Старейшие фотографии Коломны: реконструкция альбома Аласина

Aug 01, 2024 13:44

Всего пару месяцев назад нам удалось обнаружить альбом с самими первыми фотографиями Суздаля, теперь мы попытаемся "реконструировать" альбом с самыми первыми снимками знаменитого Коломенского кремля.
Если не считать фотографий строительства ж.д. моста (1863 год), до сих пор самым старым известным снимком Коломны считался выложенный на сайте Pastvu в 2013 г. вид Крестовоздвиженского собора Брусенского монастыря. Его происхождение было совершенно неясным, а датировка основывалась только на подписи в современной книге протоиерея Александра Козырева. Кроме того, с 2016 г. было известно что две старые фотографии Коломны (с Маринкиной башней и Пятницкими воротами) относятся примерно к 1870 г., поскольку их репродукции напечатаны в журнале "Всемирная иллюстрация" за 1872 г. (при том, что оригинал первого фото, хранящийся в РНБ, имеет паспарту датировку 1894 годом!). Это почти всё, что до последнего времени мы знали о старейших фотографиях Коломны.
Правда, на краеведческих ресурсах приводился интересный факт в хронологии города: "1873 - по инициативе городского головы Г. Н. Левина фирмой «Русская фотография» (владелец Н. М. Аласин) впервые отсняты виды Коломенской крепости", но этих снимков никто не видел, они считались утраченными, а датировка 1873 годом исключала возможность их отождествления с тремя вышеупомянутыми фотографиями.
Поворотной точкой стало моё знакомство со свежей статьёй коломенского краеведа Татьяны Залаты О стене древней коломенской крепости (Н. П. Бочаров, 1870) и фотографиях Н. М. Аласина.
В её основу легла исследованная указанным автором публикация: Бочаров, Н. П. О стене древней коломенской крепости // Древности : Труды Императорского Московского археологического общества. - Т. 3. Вып. 1 : С 1 хромолитогр., 11 литогр. и 1 грав. снимками / Изд. с участием: архимандрита Амфилохия, Н.П. Бочарова, Н.В. Закревского и др. ; Под ред. К. Герца, секр. о-ва. - Синодальная тип., 1870. - С. 68 - 70.
Как раз в ней содержалась информация о том, что по инициативе и на счет городского головы Г. Н. Левина "виды Коломенской крепости были сняты в трех экземплярах нашим московским фотографом Аласиным. Один из этих экземпляров Г. Н. Левин пожертвовал для местного московского губернского музея и библиотеки".  Всего в этом альбоме было 12 снимков.
Далее в своей публикации Татьяна Залата высказала предположение, что автором двух коломенских снимков, напечатанных во "Всемирной иллюстрации" за 1872 год, как раз мог быть Н.М.Алясин.
Но как же информация про 1873 год? Как ни  странно, но один и тот же том Трудов ИМАО был издан дважды! Мне попалось издание 1873 года, а Татьяне - 1870 года. Очевидно, кому-то коломенских краеведов также попал в руки томик 1873 года и отсюда пошла гулять неверная информация о дате съемки Алясина.
Не зная про первое издание 1870 года, я решил выяснить, когда-же в действительности Бочаров написал статью (она не имеет даты). Оказалось, что почти все датированные доклады в Трудах относятся к 1869 году (самый поздний - 21 апреля 1870 г.), а внимательный анализ текста статьи Бочарова позволяет утверждать, что она была написано осенью 1869 или (маловероятно) в начале сентября 1870 г. Точнее можно было бы сказать, если выяснить, в каком именно году у московского губернатора Фонвизина "в конце лета" состоялась поездка в Коломну. Но мне этого выяснить пока так и не удалось.
Но даже если доклад сделан в начале сентября 1870 г., то с учетом времени на издание и доставку адресатам альбома в реалиях того времени год съемки не мог быть позднее 1869 г.
Чтобы подтвердить, что два фото из "Всемирной иллюстрации" принадлежат авторству Алясина, надо доказать, что они является частью альбома с видами коломенского кремля.
И тут возникает самый интересный вопрос: и где же этот альбом?
Для начала стоит напомнить, что в 19 веке "альбом" означал красивую папку, в которую были вложены печатные листы с фотографиями на паспарту. Всё было оформлено художественно и в едином стиле.
С Суздалем мне повезло, все снимки самого первого альбома хранились в одном музейном фонде и было несложно объединить их по общему оформлению, просто из-за отсутствия атрибуции никто не догадывался об их уникальной древности!
О вот с Коломной всё оказалось совсем иначе: в силу непонятных причин 12 снимков альбома Аласина расползлись по разным учреждениям как те 12 стульев в известном романе!
Скажу сразу, что найти удалось пока только 9, плюс два "предположительно".
Давайте посмотрим, как выглядело оформление этих листов.
Один снимок удалось найти в Государственном Историческом музее. Тот самый вид Пятницких ворот из журнальной публикации 1872 г. Хотя на сайте ГИМ скан выложен в довольно низком качестве, сами музейщики прочли на фирменном знаке "Русская фотография в Москве", т.е. это уже точно Алясин!
Кликабельно:



Далее остаётся выискивать все старые снимки Коломны с тем же оформлением, не обращая на атрибуцию "началом 20 века".

Ещё один оригинал альбомного листа был обнаружен нами в фондах Историко-культурного музея-заповедника "Коломенский кремль", где вообще-то ожидалось увидеть все 12 листов.
Согласно музейной атрибуции это "Вознесенская полуразрушенная башня Коломенского кремля в конце XIX века", но мы-то знаем, что это Погорелая (Алексеевская) башня:




Далее идёт известный лист из РНБ с Маринкиной башней:




Как ни странно, но оформление здесь совпадет не полностью: очевидно, были сделаны дополнительные авторские отпечатки.
К частью, логотип основной подписи оказался идентичен альбомному и все сомнения отпадают:




На том же сайте РНБ есть и второй оригинал снимка из альбома Аласина:



Всего несколько дней назад это фото датировали "концом 19 века"!
Вот тут мы переходим к загадочной части: не позднее 2008 г. кто-то выложил в Сеть сканы половины снимков альбома Аласина в черно-белом виде, без всякой атрибуции.
Очень хотелось бы знать, что это за человек и где он нашёл оригиналы для пересъемки?
Тот же снимок с более полным альбомным оформлением, виден номер негатива (надпись на французском!):




Далее меня ждал очень интересный сюрприз! Помните, в начале я упоминал фото с сайта Pastvu,  которое выложили с неизвестно откуда взявшейся датировкой 1869 годом? Оно не имеет никаких признаков альбомного оформления, зато явлется панорамным продолжением предыдущего!




Понятно, что некто выкроил из полноразмерного альбомного снимка интересовавший его фрагмент с храмом. Возможно, когда-нибудь этот кадр найдётся целиком и позволит воссоздать панораму (которая предположительно имеет и третью часть справа, но об этом ниже).

Далее идут снимки башен, которые в 1869 г. находились в таком убитом состоянии, что их даже трудно опознать.
Грановитая смотрелась ещё неплохо:




А вот Спасская была уже на грани обрушения и едва дождалась первой реставрации в 1880-х:




Ямская башня у нынешней автостанции, вся задняя часть построена заново в 1880-е:




Аналогично Семёновская с разрушенной задней частью:




Всего башен в 1869 г. было 8, но восьмая, Вознесенская, уже была в таком состоянии, что не дожила до реставрации.
Сохранился только один её снимок. Скорее всего, из альбома Аласина, но нижняя часть с оформлением отсутствует, так что пока под вопросом:




Наконец, есть ещё одно фото, которое с высокой вероятностью относится к альбома Аласина, но подтвердить это пока также невозможно.
Предположительно, та самая третья часть панорамы кремля:




В отличие от всех предыдущих снимков, это не скан с альбомного оригинала, а какая-то книжная репродукция, отсюда специфическое качество изображения.
Здесь мы опять видим руины Вознесенской башни. К сожалению, краеведам пока не удалось выяснить хотя бы примерный год её полной утраты.

Итого, как уже было указано выше, на сегодня найдено 9 снимков из альбома Аласина плюс два предположительно.

Разумеется, хотя бы один из трех экземпляров альбома сохранился целиком и есть шанс увидеть все работы в оригинальном качестве (это минимум 4000 пикселей, спасибо гигантским объективам того времени!). Просто надо искать. Очень надеюсь на коломенских краеведов, это был бы хороший подарок к предстоящему 850-летию города.

города России, 1860-е, 1870-е, архитектура

Previous post Next post
Up