В мастерской скульптора Матвея Манизера. Фото Дина Конгера
17 (5) марта - день рождения советского скульптора Матвея Манизера (1891-1966), автора множества знаменитых произведений, ставших в каком-то смысле скульптурным «лицом» советской эпохи.
Матвей Генрихович родился в семье известного художника Генриха Манизера (1847-1925), который при батюшке-царе рисовал официальные картины вроде «Император Николай II с орденом святого Владимира» (1905). Ну, или безмятежные жанровые зарисовки вроде этой:
Генрих Манизер (1847-1925). Ёлочный торг. 1910-е
Однако в 1917 году, а пожалуй, даже и раньше, в 1914-м, эпоха безмятежности кончилась. И новое время потребовало от его сына взяться за совсем иные темы, например, такую:
Беспризорник. 1920-1930-е
Памятник Жертвам 9 января 1905 года. Горельеф. Ленинград. 1931 Скульптор старался передать различные эмоции участников шествия: боль, недоумение, испуг, гнев и ненависть. Впереди изображён упавший старик, как бы защищающийся петицией на высочайшее имя, позади него - рабочий, подставляющий грудь под выстрелы, сзади - женщина, закрывающая от пуль своего ребёнка
Фигура рабочего. Памятник Жертвам 9 января 1905 года. Ленинград. 1931. В руках статуи - символическая урна с прахом погибших
Первоначально скульптор собирался изобразить на горельефе как рабочих, так и военных, которые их расстреливали, однако затем отказался от этих планов, чтобы «не увековечивать врага». Он говорил: «Я поставил своей задачей - показать революцию, происшедшую в сознании масс в течение одного этого дня, с утра до вечера. От просьб, на которые самодержавие ответило пулями, народ пришёл к сознанию необходимости вооружённого восстания».
У нового времени были новые герои. Например, убитый в 1918 году эсером-террористом большевик Моисей Володарский.
Матвей Манизер, Лина Блезе-Манизер (1891-1924). Модель памятника Володарскому (1891-1918). 1925
Памятник М. Володарскому, установленный в 1925 году в Ленинграде, на левом берегу Невы, недалеко от места убийства революционера
Скульптор говорил: «Памятник, говорящий о жизни Володарского и о его деле, которое никогда не умрёт, - вот какой памятник мне хотелось поставить». В работе ему помогала его жена Лина, которая изваяла голову Володарского.
Лина Блезе-Манизер (1891-1924). В. Володарский. 1923
Памятник Василию Чапаеву в Самаре. 1932
Памятник В.И. Ленину на броневике. 1924. Один из ранних проектов памятника Ленину у Финляндского вокзала
Посмертная маска Сергея Кирова. 1934
Зоя Космодемьянская. 1942
Памятник Зое Космодемьянской на станции метро Партизанская в Москве. 1946-1950
Памятник партизанам на станции метро Партизанская (в центре - Павел Кривоносов, справа - Тося Петрова)
Мария Александровна Ульянова. Фигура для надгробного памятника. 1950-е
Посмертная маска И.В. Сталина. 1953
Слепки с рук И.В. Сталина. 1953
На станции метро Площадь Революции в Москве имеются 76 статуй работы Матвея Манизера, изображающих советских людей разных исторических эпох. Но разных фигур - двадцать, все они повторяются, большинство 4 раза, а некоторые - дважды. Все статуи, кроме стоящих детей, слегка пригибаются, как бы поддерживая тем самым мраморные своды станции. В образном смысле - на них лежит бремя защиты и заботы о великой стране. Шутка из антисоветского фольклора времён СССР об этих фигурах: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».
Статуя пограничника на станции метро Площадь Революции в Москве. 1936-1939. Как нетрудно заметить, нос, морда и лапы собаки служат чем-то вроде объектов поклонения пассажиров метро :) По поверью, если дотронуться до некоторых частей статуй, то это помогает исполнению желаний, поэтому от прикосновений множества рук прохожих эти части скульптур блестят
Статуя птичницы. И скульптуры кур - тоже отполированы до блеска. Также существует обычай «кормить» бронзовых кур изюмом. Возле скульптур этих птиц иногда можно обнаружить настоящий изюм
Девушка с диском
Мать с ребёнком. Пожалуй, тут в поведении прохожих налицо пигмалионизм есть что-то эротическое
Футболист с мячом. А в этой фигуре особого внимания пассажиров, похоже, ничто не привлекло
Шахтёр с отбойным молотком
Красноармеец с гранатой. Здесь внимание прохожих сосредоточилось на гранате
Рабочий с шестерёнкой
Вооружённый матрос, «краса и гордость революции», строитель нового пролетарского государства. Даже, возможно, уже не просто матрос, а чекист (обычный матрос среди фигур тоже имеется). Ох, не поздоровится тому, кто попадёт в прицел его нагана, под хмурый взгляд из-под насупленных бровей! Но, вероятно, именно поэтому оружие и отполировано руками до блеска
Есть поверье, что наган матроса приносит удачу, в том числе в... бизнесе, поэтому нередко его даже не просто трогают, а стараются расшатать и украсть. Время от времени наганы после 1992 года приходилось заменять.
Матрос с флажками и биноклем. Вот это настоящий моряк, иную профессию в нём не заподозришь. А позировал для скульптора в качестве натурщика простой краснофлотец Олимпий Рудаков (1913-1974) - позднее он стал контр-адмиралом, присутствовал в 1953-м на коронации королевы Елизаветы II и, по легенде, танцевал с ней бальный танец. Поэтому поглаживание его сигнальных флажков, считается, помогает исполнению самых несбыточных желаний
Дети с глобусом. Справа - единственная распрямлённая фигура, кроме совсем маленьких детей
Красногвардеец с винтовкой и красным бантом на груди. У него натёрт до блеска приклад оружия
Студент
Девушка с книгой. Натурщицей Манизера была 17-летняя студентка Нина Каданер, впоследствии редактор литературного журнала «Знамя». Про эту скульптуру существует легенда, что прикосновение к носку её туфельки якобы помогает девушкам найти себе жениха
Пионеры-авиамоделисты
Колхозник
Судя по такому отношению, скульптору удалось создать в высшей степени «народные» произведения.
Поглаживание морды собаки якобы помогает в учёбе и успешной сдаче экзаменов
Прикосновение к петухам, по поверью, приносит материальный достаток. Правда, не ко всем, среди птиц есть и «несчастливые»
Был бы он такому отношению к своему творчеству рад - это другой вопрос. :)
Создавал Манизер и как будто «вневременные» произведения, которые, на первый взгляд, могли быть созданы и в другую эпоху. Но если вдуматься в их смысл, то становится ясно, что даже отношение человека к своему телу неповторимо отражает колорит времени.
Физкультурница. 1947
Юность. В стране радости и счастья. 1946