21 (8) февраля исполняется 120 лет со дня рождения Алексея Косыгина (1904-1980), председателя Советского правительства, которого называли «самым неулыбчивым премьером» СССР. Если и улыбнётся, так чуть-чуть, сдвинув уголок рта - и всё. Хотя, глядя на эту фотографию, этого не скажешь:
А.Н. Косыгин в 1971 году
А вот здесь, во время общения с североамериканскими индейцами, несмотря на вроде бы весёлый момент, Алексей Николаевич в своём классическом амплуа, - строгий, серьёзный, замкнутый, даже без тени улыбки на лице.
Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин на встрече с индейцами. Канада, Эдмонтон. 1971
С этой фотографией был связан любопытный дипломатический казус: Косыгину очень захотелось надеть подаренный ему на память головной убор индейцев из орлиных перьев. Что привело дарителей в замешательство: как короны должны украшать собой лишь венценосцев, так и этот головной убор был предназначен только для вождей, причём исключительно племени кри, и больше ни для кого. Но выход всё-таки нашёлся: индейцы тут же посвятили советского премьера в своё племя кри, затем избрали его вождём, и он смог на законном основании водрузить на себя это облачение.
Если ещё говорить о жизненном стиле Косыгина, то пищу для размышлений даёт его визитная карточка:
Визитная карточка А.Н. Косыгина. 1964-1980
На первый взгляд, вполне скромно и сдержанно. Но сравним её с визиткой его коллеги по Политбюро Михаила Андреевича Суслова:
Визитная карточка М.А. Суслова.
Вот это минимализм так минимализм! :) Теперь визитка Алексея Николаевича покажется прямо по-барочному пышной, роскошной и витиеватой, не правда ли? :)
А это шляпа премьера. В ней индивидуального отпечатка, пожалуй, нет, все члены Политбюро в те времена носили такие шляпы типа «хомбург», позаимствованные у американских деловых людей и гангстеров 1930-х и 1940-х годов. Они вошли в СССР в моду ещё при Сталине, в 1940-е годы, сразу после войны, тогда члены Политбюро на Мавзолее внезапно сменили прежние рабочие кепки именно на такие шляпы. В то время отказ от кепок, как и от френчей в пользу пиджаков, символизировал приобщение советского руководящего слоя к мировой политической элите. Но к 1970-м годам шляпы «хомбург» уже отставали от течения мировой моды. Приобретались эти шляпы для всего Политбюро в Нью-Йорке, на Мэдисон-авеню, во время ежегодного визита А.А. Громыко в ООН, причём выбирался советским министром неизменно мышино-серый цвет.
Мне Косыгин в пору своего правления (тогда я ещё учился в младшей школе) казался сухарь сухарём, застёгнутым на все пуговицы, в общем, ничем не выделяющейся фигурой. Возможно, это был наивный детский взгляд, но у Леонида Ильича было множество характерных личных черт, над которыми все смеялись, о которых рассказывали десятки анекдотов: например, его любовь к наградам и титулам, к поцелуям с соратниками... У Косыгина - буквально ничего! Не человек, а голая функция. Американский журнал Newsweek писал о нём в 1964 году, когда он вступил в должность премьера: «Косыгин - новый тип советского руководителя, не столько идеолог, сколько практик. Человек такого типа мог бы возглавить крупную корпорацию вроде „Форд“ или „Дженерал Моторс“».
Тем не менее я замечал тогда, что Косыгина многие в народе любили и как-то выделяли из общей массы руководителей, говорили о нём с нескрываемой теплотой и симпатией. Сейчас, задним числом, я понимаю, что таким людям сознательно или бессознательно импонировала прежде всего «косыгинская реформа», которая мягко, но неуклонно вела в направлении «рынка», то есть восстановления капитализма. Это движение казалось им правильным... Будучи в душе вполне убеждённым коммунистом, Алексей Николаевич, тем не менее, последовательно внедрял в социализм элементы рынка. Уже в 1960-е годы его критиковал за это Че Гевара. Эти элементы, в конце концов, как наводнение, затопили советскую плановую экономику, и она рухнула под их тяжестью. Но это произошло уже после него и конечно, им такое не задумывалось. В 1980-м году до этого в любом случае было ещё далеко...
Рукопожатие со Сталиным. 1947. Встречался Косыгин и с нынешним президентом США Джозефом Байденом, тогда сенатором. Получается, что Байден знаком со Сталиным всего через одно рукопожатие...
Косыгин занимался спортом, летом 1969 года 65-летний Косыгин со своим близким другом 69-летним президентом Финляндии Урхо Кекконеном совершили пеший переход через Кавказский хребет. Вместе они прошли около 200 км, поднялись на Клухорский перевал (2782 м) и спустились к Чёрному морю.
А.Н. Косыгин и президент Финляндии Урхо Кекконен. 1968 год. Ещё одна редкая фотография, где Косыгин широко улыбается
А.Н. Косыгин и президент Финляндии Урхо Кекконен отдыхают на природе
А.Н. Косыгин с правнучкой Катей. Барвиха, Московская область. 1979
Виктор Пузырьков (1918-1999). И.В. Сталин на крейсере «Молотов». 1950. Среди руководителей присутствует и А.Н. Косыгин. Посещение состоялось 19 августа 1947 года
Фрагмент предыдущей картины
Дмитрий Налбандян (1906-1993). Для счастья народа. 1949. А.Н. Косыгин здесь - рядом с К.Е. Ворошиловым, под портретом Ленина
1947. Плакат
Неизвестный автор. Портрет А.Н. Косыгина. 1950-е
Портрет А.Н. Косыгина (на подставке). 1970-е
Портрет А.Н. Косыгина (с инкрустацией перламутром). 1974