Часть 1-
https://mu-pankratov.livejournal.com/1146429.html Материалы из Казакстанской экспедиции Академии Наук "Бухтарминские староверы"(1927). Так же взяты фото А.Н.Белослюдова (1912-1914)
..."В основе такой отчужденности лежат религиозные убеждения бухтарминского населения. Основной состав населения - старообрядцы разных толков, преимущественно беспоповцы поморского согласия. Центром беспоповщины на Бухтарме является д. Белая, где находится главная молельня, или, как часто ее называют, «церковь». Здесь же в д. Белой живут и главные беспоповские наставники, или «старики», которые по вызову в разное время, а также в определенные сроки ездят в Печи и Коробиху, где и справляют обряды крещения и служат. При приезде беловских «стариков» в Печи и Коробиху, верховой разъезжает по деревне, крича: «Кто начало желает принимать?» В Фыкалке и Язовой имеются свои молельни и наставники, которые подчиняются беловским старикам, среди которых долгое время Ассон Зырянов играл руководящую роль. Нестарообрядцы часто называли его даже архиереем. Из всех деревень беспоповцы ездят венчаться верхами в Белую, где молельня по внутреннему убранству в значительной мере приближается к поповским церквям; имеет даже алтарь, чего нет ни в Язовой, ни в Фыкалке. Кроме того, в Белой имеются особые одежды (красные и красно-зеленые кафтаны) для наставников, совершающих богослужение в большие праздники, а также выписаны венцы и кадило, в то время как в других молельнях кадят обычной старообрядческой неподвесной кадильнице."...
Поморская моленная в д.Белая
Ассон Емельянович Зырянов (старший "старик" или наставник) с женой
Кержак в моленной одежде д.Белая
Кержачка в моленной одежде д.Белая
Дети в моленной одежде д.Белая
Поморская моленная д.Язовая
д. Согорная
Кержак в старинной праздничной рубахе д.Белая
дети д.Белая
Кержаки посылают своих мальчиков обучаться церковной грамоте и пению к хорошему начетчику, который в несколько лет обучит читать нужные для богослужебных целей книги. Способный мальчик может пойти и дальше: овладев хорошо грамотой, может и сам стать начетчиком и руководителем богослужения, или, как здесь часто говорят, «наставником» или «попом». У хорошего начетчика собирается иногда большая группа учеников, обучающихся церковнославянскому чтению. В старое время, до введения здесь сельских школ, такие школы у наставников были единственными очагами обучения. До недавнего времени в д. Белой славилась школа Ассона Емельяновича Зырянова, теперь 82-летнего старика, который был главным наставником всего района; во многих местах его религиозные противники и кержацкую веру называли «ассоновской верой». Старики вспоминают, как Ассон, обучая их грамоте, поощрял их всякими подарками и за выученные склады лучшим ученикам давал пряники. В старое время ассоновская школа имела общественный, а не частный характер; по окончании обучения, Ассон выдавал хорошим ученикам своеобразный аттестат об окончании школы. Приводим текст такого удостоверения, полученный нами от А. Н. Белослюдова; это удостоверение было выдано известному нам крестьянину в д. Белой:
Похвальный лист.Ученик школы Ассона Зырянова Иван Ферапонтов Барсуков в 7 января 1914 года соответствовал на вопросы учителя за что выдается сия программа. Молодец, молодец, молодец.
9 января 1914 г.
Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. д. Белая