НАСТОЯЩИЙ АЛЬФАЧ. Николай Константинович. Вор, изгнанный из царской семьи, но - лучший из Романовых

Jan 19, 2024 17:01



В жизни не встречал более противоречивой судьбы! И это - жизнь великого князя, где по идее все должно было происходить ровно, чинно и благородно! Даже не верится, что это было с Романовым…



Лысый очкастый ботаник на этом портрете - это и есть Великий князь Николай Константинович (1850 - 1918 гг.) - внук императора Николая I, от его сына Константина Николаевича, и племянник императора Александра II.

Его родители:

Великий князь Константин Николаевич ( 1827 - 1892 гг.) второй сын российского императора Николая I, младший брат императора Александра II.

Великая княгиня Александра Иосифовна, урождённая Александра Фредерика Генриетта Паулина Марианна Елизавета Саксен-Альтенбургская (1830 - 1911 гг.) Пятая (младшая) дочь герцога Иосифа Фридриха Саксен - Альтенбургского (1789 - 1868 гг.) и принцессы Амалии Терезы Вюртембергской (1799 - 1848 гг.). Троюродная сестра своего супруга.

Всего у супругов было шесть детей, и Николай был старшим.

Николай (для близких - просто Никола), с детства отличался своеобразием, скупая и запоем читая книги о путешествиях, особенно азиатских, а так же демонстрируя неразборчивость в средствах для достижения цели - к примеру, известно, что когда у него однажды не было денег на леденцы, он их у торговца просто украл.

Князь прошел через качественное домашнее обучение, а затем, первым из Романовых, по собственной инициативе получил и высшее образование, окончив с честной серебряной медалью Академию Генерального Штаба.

Молодой офицер вел до такой степени распутный образ жизни, что когда его отец покинул семью, чтобы соединиться с балериной Анной Кузнецовой, его мать обвинила виновным в этом не мужа, а сына. Якобы, посмотрел папенька, как распутничает сынок, да и тоже пошел по неправильной дорожке...

В 21 год Николай внезапно влюбляется в женщину низкого происхождения, темного прошлого и легкого поведения, которая именовала себя Фанни Лир (1848 - 1886 гг.).

Точно неизвестно, где он ее подцепил, но уже на утро следующего после знакомства дня Фанни подписала любопытный, составленный великим князем документ: ...Клянусь всем, что есть для меня священнейшего в мире, никогда и ни с кем не говорить и не видеться без дозволения моего августейшего повелителя. Обязуюсь верно, как благородная американка, соблюдать это клятвенное обещание и объявляю себя, душою и телом, рабою русского великого князя. Фанни Лир...



Николай устроил ей роскошную и веселую жизнь. Снял для Фанни особняк в Петербурге и дачу в Павловске, осыпал драгоценными подарками, водил по дорогим ресторанам, возил по заграницам. Даже заказал ее вот эту мраморную статую:



Поскольку все делалось слишком открыто, а привязанность молодого великого князя, к, по сути, проститутке, была слишком сильной, семья решила принять действенные меры для того, чтобы разбить этот союз. 23-х летнего Николу отправили в Среднюю Азию, где в этот период велись активные военные действия - в Хивинский поход.

Перед отъездом Николай вместе с Фанни посетил могилы предков в Петропавловском соборе, помолился там и подарил ей свой крестик, взяв обещание ждать его с войны. С дороги он писал нежные письма, из которых видно, что князь очень любил эту женщину: ...Когда мне исполнилось двадцать, я вдруг понял, что у меня нет семьи. Мраморный дворец стал мне ненавистен. Ладно, - решил я, - найду себе другую семью.... Я пустился на поиски любви, искал ее среди петербургских женщин. От поисков я заболел, и чуть не умер. Наконец, я встретил Фанни, родственную душу, и умную и любящую. Это была она, моя единственная, та, которую я искал так долго!…Более года мы вместе! Дай Бог, чтобы и далее счастье наше не кончалось! ...

Взятие Хивы было тяжелым. Молодой князь попадал в такие переделки, что его уже не ждали обратно живым. В одном из сражений под ним убило лошадь, в другом рядом с ним разорвалось ядро, и он чудом не был задет. Николай Константинович показал себя героем. И еще одно событие, определившее впоследствии его жизнь, произошло во время этой войны - князь полюбил Туркестан.

Вернулся он уже полковником и кавалером ордена Владимира 3 степени. Но его славное участие в опасной операции, окончившейся покорением Хивы, вышло смазанным. Во первых, он надеялся получить более высокую награду, а во вторых, оказалось, что для того, чтобы покинуть армию мало было разрешения непосредственного начальства - нужен был приказ самого императора. Так, вчерашний герой был выставлен царственными родственниками чуть ли не дезертиром.

Оскорбленный поведением родни, и желая им досадить, князь сделал попытку жениться на Фанни. В Петербурге это сделать было немыслимо - и влюбленные отправились в Вену. Однако там тоже не нашлось желающих вступать в конфликт с российским императором, к тому же оказалось, что за Николаем следила тайная полиция. В итоге - даже за крупную взятку брак заключить не получилось, и пришлось вернуться в Петербург.

Здесь продолжились безумные траты на содержание любовницы, которой всего было мало. Князь влез в долги, а поскольку отдавать их было нечем - очень скоро ему везде было отказано в кредите. И на этом фоне произошло событие, совершенно потрясшее всю семью. Его мать, Александра Иосифовна, обнаружила, что в ее личных покоях побывал вор! Были содраны три огромных бриллианта с оклада иконы, которой когда-то Николай I благословил ее брак. Как раз накануне у Николая Константиновича болела голова - и мать уложила его в своей спальне. Было понятно, что бриллианты украл он. Но сын все отрицал.

Вызвали полицию. Камни нашли в одном из ломбардов и цепочка раследования привела к князю. Дело засекретили, и им занялся уже лично шеф жандармов, поскольку речь шла о царской семье. Тут Константин, отец Николая, спровоцировал еще один конфликт, назвав шефа жандармов мерзавцем и заявив, что он пытается оклеветать его сына (который твердо отрицал свою вину на всех допросах, и даже поклялся на Библии, что совершенно не при чем).

Тогда шеф жандармов, которому терять было нечего, озвучил историю императору Александру II. Александр многое в жизни видал, но мысль, что родной племянник вор и клятвопреступник его шокировала. Он вызвал Николая и в лоб спросил - он ли украл бриллианты? И Николай так же в лоб ответил ему - Да!!!

Выяснилось так же, что на великом князе висит грандиозное количество долгов, и что причиной всего этого ужаса и в итоге - нравственного падения, были траты на роскошную жизнь его любовницы.

Замять историю можно было бы для других, но как жить с таким человеком в собственной семье?

Проблему решили кардинально. Фанни мгновенно выслали за пределы империи, а Николая... признали сумасшедшим. Ну, потому что не мог вменяемый человек наворотить таких дел. Семья отказалась от него. В бумагах, касающихся Императорского Дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград и вычёркивался из списков своего полка. Его высылали из Петербурга навечно и обязали жить под арестом в том месте, где ему будет указано.

Николаю Константиновичу было 24 года. И у него началась новая жизнь.



В двух словах скажу о его последующей личной жизни. Он многократно сходился с разными женщинами, которые рожали от него детей, женился, потом еще раз, запятнав себя даже двоеженством. В общем, отношения Николая Константиновича с женским полом были запутаны и перепутаны настолько, что не снилось никаким князьям!..

Однажды, например, - в 45 лет - он выкупил у казака за 100 рублей его дочь, 17 - летнюю Дарью Часовитину, построил ей дом, и от него у нее родилось нескольких детей.

В обществе при этом он мог запросто появляться с женой и любовницей одновременно...

В 52 года князь романтично украл 15 - летнюю гимназистку Варвару Хмельницкую, примчавшись за ней на тройке лошадей, да еще и обвенчался с девочкой в сельском храме. При этом он был женат, о чем опять запамятовал... После грандиозного скандала священника, который их обвенчал, отправили в монахи, Варвару с родней - в Одессу, а брак аннулировали.

Официальной женой Николай Константиновича стала Надежда Александровна. Брак был заключен в 1878 году, расторгнут Священным Синодом, как неравный, но при Александре III все таки опять был признан законным.

Он сменил фамилию: сперва был полковником Волынским, а позже стал называть себя Искандером. Эта фамилия (в дальнейшем Высочайше узаконенная) осталась за его потомками - князьями Искандерами.

Его многократно отсылали все дальше и дальше от Петербурга, и в итоге, он попал в Туркестан и обосновался в Ташкенте. И вот тут начинается самое интересное, чего вы точно после всего прочитанного даже не ожидаете!.. Потому что, помимо бурной и запутанной личной жизни у князя была еще одна, намного более ценная - научная.

После своего изгнания Николай Константинович активно участвовал в экспедициях по Средней Азии под эгидой Русского географического общества. За это время он стал одним из лучших отечественных исследователей Средней Азии - не кабинетным теоретиком, а человеком, который лично исходил ее вдоль и поперек.

После ссылки в Ташкент он построил там себе небольшой дворец (на что ему выделили деньги царственные родственники), а так же построил Ташкенту за свой счет театр, замостил в городе улицы, поставил клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и публичный дом под вывеской "У бабуленьки".

Он первый завез в Среднюю Азию хлопок, закупив его семена на американском Юге. Заодно построил и хлопкоочистительные заводы, внедрив безотходный цикл переработки сырца. Всей своей последующей хлопковой историей этот регион целиком и полностью обязан лично князю.

Так же, в Ташкенте он построил мыловаренный завод, открыл фотографические мастерские, бильярдные, организовал производство и продажу кваса, переработку риса, и вообще проявил себя гениальным предпринимателем. Чтобы не будоражить лишний раз своей деятельностью царственных родственников, всю эту деятельность он регистрировал на имя жены.



С супругой и родным братом

Его любимым проектом был разворот Амударьи. Да, планы поворота рек для орошения земель Средней Азии, с которыми столько носились в советские времена, созрели еще в 19 веке в голове безумного князя из семейства Романовых!

Но в итоге от этой идеи он отказался, построив в так называемой Голодной степи за свой счет 100 - километровый оросительный канал, разбив попутно сады, проведя масштабные археологические раскопки, основав 119 селений, и введя в оборот огромное количество плодородной земли, которая до той поры не использовалась ввиду отсутствия орошения.

Наверное, все это было под силу только сумасшедшему! Но все это было реализовано!

Он был страстным охотником, ходившим на тигров, тогда еще водившихся в Средней Азии. Собрал прекрасную коллекцию живописи, которая позже стала украшением собрания Ташкентского музея искусств. Он помогал выходцам из Туркестана получать образование в лучших вузах России, оплачивая их обучение. А в своем завещании половину своего богатейшего имения отписал на различные общественные нужды региона.

Царственных родственников князь предсказуемо не любил. Портреты Александра III, своего двоюродного брата, к примеру, выписывал пачками и использовал в качестве мишеней.

Он неоднократно высказывался, что Россия должна быть республикой, а так же выстраивал теории, согласно которым истинным наследником престола должен был считаться не Александр II и его потомки, а Константин, отец Николая, и, соответственно, его потомки, потому что Константин был порфирородным, то есть родился у Николая I, когда тот уже стал императором (хотя такая система наследования не была принята в Российской империи). Соответственно, свержение Николая II он встретил радостно.

Николай Константинович умер в 1918 году своей смертью, от воспаления легких. Был похоронен в сквере рядом с Военным Георгиевским Собором, напротив своего дворца.

Интересно, а помнит ли Узбекистан, кому обязан своим хлопком, водой и многим чем еще, без чего жизнь в этом крае была бы на порядок труднее? Думаю, что - не очень… Потому что - вот какую историю довелось услышать от одного из своих знакомых.

Я был в Кашкадарье, в посёлке Искандер. На мой вопрос «В честь кого бьл назван посёлок?» мне отвечали - в честь Искандера (Александра) Македонского. И это говорили его коренные жители!

Когда же я им рассказал - кто на самом деле его основал, то они даже обиделись. И посчитали, что я лгу! Но им пришлось извиняться, когда через несколько дней на каникулы приехал сын одного из жителей, который учился в институте в Ташкенте, - он подтвердил мои слова!!

А вообще Николай Константинович, увидев проблемы с водообеспечением Ташкента (воду брали в котловане, там же мылись, стирали..., хотя у водоносов была болезнь ног и именно этими ногами они заходили в ту воду, которую набирали), за свой счёт не только построил 100-километровый канал, но и выписал врачей из России, которые ходили по улицам, стучали в каждый дом и говорили людям - «Приходите к нам, бесплатно лечим, не ходите к шарлатанам».

Он организовал строительство первой в Ташкенте водонапорной башни (вероятно, ещё существует в районе Ташкентского вокзала).

Дал дехканину семена хлопка бесплатно, лишь с условием - возьму себе несколько кустов. Представьте удивление дехканина у которого бай всегда только брал и никогда не давал.

Николай Константинович Романов… Можно ли себе представить более насыщенную и полезную жизнь?

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.

Бочкарев Александр

Романовы, личности промышленность, личность

Previous post Next post
Up