Пересмотренная полигамия: африканское многоженство и христианские церкви

Dec 23, 2023 11:43



Сохранение некоторых африканских традиционных обычаев в новых условиях, обусловленных миссионерским христианством, стало предметом комментариев как профессиональных теологов, так и светских социологов. Объясняя устойчивость аспектов африканской традиционной религии даже среди новообращенных христиан, такие аналитики социальных изменений, как Уилберт Э. Мур, утверждали бы, что религиозные убеждения формируют одну из двух черт (другая подпадает под понятие "эстетические каноны") культур обществ, наименее затронутых социальными преобразованиями.



Другие предполагают, что религия является одним из аспектов культуры, с трудом поддающийся рациональному суждению и аргументации: следовательно, она относительно невосприимчива к давлению, требующему перемен. Но в дополнение к главным образом религиозным верованиям, некоторые традиционные социально-экономические обычаи, более открытые для спокойного анализа, также сохранились, несмотря на огромное давление, требующее перемен.



Полигиния, вероятно, является наиболее распространенным из этих обычаев, которые отказались исчезнуть в Африке. Пересмотренная система многоженства занимается этим вопросом. Эта книга Юджина Хиллмана - его опыт, накопленный за 25 лет миссионерской деятельности в Африке, в основном среди Масаи Танзании, к которым он был послан, как первый католический священник в 1952 году.



Отец Юджин Хиллман из Норвуда, штат Массачусетс, первый белый человек, ставший кровным братом масаи
Предисловие

Плюрализм мнений в богословии и литургии сегодня общепризнан в Церкви. Плюрализм, когда он распространяется на моральные проблемы, имеющие фундаментальное значение, склонен порождать некоторые крайне тревожные вопросы. Вера христиан в единого Бога и единого Искупителя, открывший путь к спасению для всех людей, обеспечивает великое единство в самых фундаментальных сферах человеческой жизни.

Это единство не должно подвергаться опасности. Таким образом, в сфере христианской морали есть пределы плюрализму. Христиане обычно рассматривали нерасторжимость моногамии основным выражением сакраментальности брака. Равенство мужчины и женщины перед Богом, освобождение от установок доминирования одного партнера над другим и призвание обозначать в христианском браке неразрывную связь между Христом и его Церковью - всё указывает в этом направлении.

Энергично пропагандируя верность идеалу нерасторжимого и моногамного брака, Церковь, несомненно, внесла свой вклад в рост нравственной силы человечества. Ничто из этого, однако, не помешало развитию очевидного плюрализма в пастырской деятельности в подходах к проблемам брака на Западе и на Востоке. Латинская церковь пыталась помочь тем, чей первый брак оказался неудачным.

Решение было найдено путем тщательного изучения качества первой связи, чтобы увидеть, не была ли она действительно недействительной с самого начала. Восточные церкви, хотя сначала и делали все возможное, чтобы спасти существующий брак, применяли совершенно иной подход, когда брак был безнадежно разрушен, при условии, что не было разумной надежды на то, что партнеры будут соблюдать целибат.

Решение было найдено не в ретроспективном юридическом анализе, а в сострадательной икономии: пастырский выбор меньшего зла, который в то же время рассматривался как наилучший возможный выбор в данных обстоятельствах. Такого рода плюрализм, как признал Флорентийский собор в 1438 году, не противоречит единству веры и не препятствует воссоединению разделенных христианских церквей.



Разве такой же плюрализм не должен быть общепринятым или даже более приемлемым в отношении проблемы достижения идеала моногамии? Наша традиционная теология обычно рассматривала, что все библейские тексты против развода могут быть использованы также в качестве доказательств против любой терпимости к полигамии. Но такой способ теологизации приводит к моральному замыканию, когда западные христиане требуют в качестве условия крещения, чтобы многоженец другой культуры, хотя ранее состоял в добром браке, развелся с одной или несколькими своими женами.

Такое настаивание на моногамии работает против стабильности брака, против концепции верности и против наиболее важных соглашений, заключенных между семьями и кланами в обществах, которые обычно ожидают, что их ведущие и наиболее уважаемые члены будут главами полигамных семей. В таком культурном контексте развод, не имеющий иной причины, кроме желания мужчины креститься, может стать таким же социальным шоком, как введение произвольного закона о разводе в некоторых западных культурах.

Какой общественный образ христианского Бога проецируется таким применением моральных принципов в обществах , которые традиционно рассматривают полигамию как предпочтительную форму брака? Предполагается ли, что провозглашение Евангелия угрожает стабильности семьи, нарушает социальные заветы и даже разлучает матерей со своими детьми? Где в этом подходе терпеливая педагогика Яхве, Бога Ветхого Завета, который является Отцом нашего Господа Иисуса Христа?

Разве Церковь не может, по крайней мере, разрешить крещение многоженца и его жен, если Евангелие дошло до них в такой ситуации? Разве Церковь не разрешила крещение многоженца и его жен? Еврейский левиратный брак во времена Иисуса приравнивался к форме принудительной полигамии, и разве это всё ещё не нормальная практика в Коптской церкви Эфиопии?

Эти и многие другие вопросы задаются сегодня, особенно в тех частях Африки, где Евангелие преподносится народам, для которых многоженство является социально одобряемой, почитаемой и привилегированной системой с глубокими культурными корнями. Эти вопросы связаны с доверием к евангелизационной миссии Церкви, которая слишком часто была и остается обремененной жесткими условиями, далекими от духа Евангелия и миссионерского духа Церкви в течение первых восьми столетий.



Юджин Хиллман не создал для нас новых проблем. Он просто сформулировал для нас некоторые очень насущные проблемы, свидетелем которых он сам был за долгие годы своей службы в Восточной Африке. Те же самые проблемы неоднократно возникали передо мной в течение последних нескольких лет, когда я читал около сорока курсов и многочисленных лекций миссионерским и пастырским служителям Церкви в четырнадцати различных африканских странах.

Теперь все мы в долгу перед отцом Хиллманом за его тщательное исследование этой темы и за его смелость собрать все это воедино в такой ясной и сложной книге. Мы можем соглашаться или не соглашаться с ним во многих деталях или даже в его общей перспективе; но мы не можем просто отвергнуть его усилия и его предложения. Действительно, он заслуживает наше пристальное внимание.

Здесь нет намека на то, что полигамия должна быть введена в западном мире. Однако ставится фундаментальный вопрос совести западных христиан: не будем ли мы виновны в неэтичном колониализме, если откажемся сейчас предпринять серьезные усилия, чтобы провести различие между неизменными жизненными ориентациями и культурно обусловленными приложениями, между нормативными идеалами и пастырскими или педагогическими подходами.



Я лично прочитал исследование отца Хиллмана в свете Вифлеемского послания: "Мир на земле всем людям доброй воли". Поэтому я спрашиваю себя, не противоречит ли наш способ предлагать и, в конечном счете, навязывать наши нормы народам совершенно разных культур нашему основному посланию. Мы сами можем жить в надежде и изобиловать миром только потому, что евангельская мораль дает нам достаточно времени для роста и обращения.

Мы должны выразить нашу благодарность за непреходящее терпение Бога по отношению к нам. Мы можем сделать это, научившись быть более терпеливыми к различным способам поведения других людей и предоставив им также время, необходимое для того, чтобы закваска Евангелия постепенно стала более активной в рамках их различных культур.

Если мы действительно донесем до них Евангелие спасения, и они примут его с радостью, не сдерживаемые никаким законничеством, динамизм веры принесет бесконечно больший урожай, чем тот, который мог бы быть получен в результате внезапного введения всех наших правил и предписаний.

Кроме того, сегодня люди в определенных культурных ситуациях уже не могут с чистой совестью принимать подобные навязывания - даже если можно предвидеть, что вера в конечном итоге поведет их в том же направлении, которое предусмотрено нашими правилами и предписаниями.

Бернард Херинг
Пересмотренная полигамия: Африканское многоженство и христианские церкви. Юджин Хиллман, 1975

***



...У вас может и должно быть африканское христианство. Действительно, вы обладаете человеческими ценностями и характерными формами культуры... способными сами по себе быть богатыми и подлинно африканскими. У вас есть сила и благодать, необходимые для этого... потому что вы христиане и вы африканцы.
Папа Павел VI, обращаясь к епископам на Всеафриканском симпозиуме в Уганде (1969)

Термин "инкультурация" может быть неологизмом, но он очень хорошо выражает один из факторов великой тайны Воплощения.
Папа Иоанн Павел II, Catechesi tradendae, no. 53 (1979)



Содержание
I. Колониальная модель сохраняется
"Христианские" имена
Имена гикуйю
Монофизитская тенденция
Квазипелагианская духовность
Приватизация духовности
Требуется больше плюрализма
II. Радикально новое отношение
Способ воплощения и диалога…
Церковь как миссия …
Исторические перспективы…
На пути к африканскому христианству …
Этноцентризм и малодушие …
Социализация продолжается…
Больше рационализаций…
Традиции все еще живы…
III. Африканская традиционная религия (Масаи)
Религия масаи
Молитва Богу
Достопочтенные старейшины
Благословения
Карри
Забой скота в Римале. Обряды плодородия. Пророки
Некоторые выводы

IV. Возможные применения
Заимствование и изменение
Требуется смелость
Также исследуйте европейскую религию или Всемирную церковь...
Какой поминальный обряд благодарения и причастия?
Некоторые заключительные соображения

"Слово божье должно чувствовать себя как дома во всех культурах"

"Послание отца Хиллмана ясно и громко. Африканцы обладают богатыми человеческими и религиозными ценностями, которые никоим образом не уступают никаким другим на нашей планете. Применение глубокого африканского чувства религиозности, общинности, дружбы, целостного взгляда на жизнь, постоянного контакта с духами, радости при богослужении, музыкальности, любви и чувства гордости к христианству в Африке - единственный способ придать доверие к христианству как универсальной религии.

Инкультурация черпает свое вдохновение из Воплощение. Слово Божье должно чувствовать себя как дома во всех культурах. Эта книга обязательна для всех, кто хочет понять истинную природу Церкви и ее миссию среди всех народов. Епископ Питер К. Сарпонг, Епископ Кумаси, Гана

"Выходя за рамки абстрактных рекомендаций по инкультурации христианства на африканском континенте, эта интересная и ценная книга предлагает описание африканской традиции масаи и конкретно показывает, как некоторые из ее форм способствуют инкультурации христианской веры, практики и богослужения". Грегори Баум

"Хиллман сочетает в себе многолетний опыт общения с другими культурами, знания культурной антропологии, экспертизу в современной теологии, легкую ясность стиля и страсть донести смысл христианской веры. Эта книга раскрывает радикальность принципа воплощения или инкультурации и позволяет ему определить задачу церкви сегодня, даже несмотря на то, что он разоблачает прошлые неудачи". Роджер Хейт

"Это важный вклад..., который ценен не только в африканском контексте, но и везде, где миссионер сталкивается с задачей сотрудничества в "инкультуре".- распространение" Евангелия среди народов, для культуры которых они являются "чужаками". Те , кто вовлечен в "инкультурацию" в плюралистических культурах Соединенных Штатов, должны принять это к сведению!" Джейми Т. Фелпс, доктор философии, доцент кафедры доктринальной и миссионерской теологии, Католический теологический союз, Чикаго

***
Юджин Хиллман, член Ордена Святых отцов, в настоящее время является профессором либеральных исследований в Университете Сальве Реджайна в Ньюпорте, Род-Айленд. Отец Хиллман, чьи ученые степени получены в Теологическом университете Нью-Йорка и Оттавском университете, преподавал в Йельском университете, теологической школе Уэстона и Университете Сан-Франциско. Ветеран четвертьвековой миссионерской работы в Африке

"На пути к африканскому христианству: применение инкультурации". Хиллман Юджин, 1993

религия, Африка, литература

Previous post Next post
Up