Некоторое время назад российский хостинг изображений VFL без объяснений удалил все картинки, загруженные на форум 911, которые я дублировал также и вв журнал, в комментариях - заготовках будущих постов. Начинаю восстанавливать, сразу в виде небольших постов.
*
Скульптура у источника "Голова" - под таким названием объект внесен в Список культурного наследия федерального значения - тот случай, когда памятник истории никакой истории не имеет, а все суждения об авторстве, времени и смысле создания предоставлено делать общественности.
Памятник представляет собой гранитный валун, поставленный на маленьком роднике, размером 2 х 2,2 х 1,8 метра, которому придана форма головы. Затылочная часть не обработана,левая нижняяя часть лица бесформенная. Автор неи звестен, время - тоже.
В разных версиях это древнерусский воин, когда-то бывший в металлическом шлеме, Петр I, увековеченный С.П. Румянцевым, владевшим усадьбой до 1800 года, неизвестный шведский король, высеченный в дороссийское время... Все это от лености мысли. Голова расположена в укромном месте в глубине Сергиевского парка, на склоне оврага; никаких поселений и иных объектов, на которые она могла бы смотреть и из которых была бы видна, здесь нет и никогда не было.
Ни в одном документе и описании усадьбы (после упомянутого графа С.П. Румянцева ею владели Павел I, К.А. Нарышкин, герцог Максимилиан Лейхтенбергский) голова не упомянута. Ни один дореволюционный путеводитель по Петергофу о ней не знает, упоминать ее начнут только в советское время. Единственное в XIX веке упоминание сделал английский математик и писатель-сказочник, только что написавший свою "Алису в Стране чудес", Льюис Кэрролл. В его
Дневнике путешествия в Россию в 1867 году есть две фразы:
"Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут - длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там - огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…"
Первая фотография изваяния появилась в 1931 году в журнале "Спартак".
После этого "Голова" стала появляться в путеводителях, ученые начали выдвигать гипотезы об ее происхождении, даже А.С. Пушкина подвигли вдохновиться ею при создании знаменитого эпизода "Руслана и Людмилы". В 2016 голу "Голова" стала наследем культуры России федерального значения как часть комплекса "Дворцово-паркопарковый ансамбль Сергиевка".
Собственно, вся история с историографией. Хотя полное отсутствие описаний и упоминаний скульптуры в документации всех владельцев усадьбы, начиная с Румянцевых. дает некоторую зацепку относительно авторства и времени создания. Невозможно, чтобы это чудо скрывали все владельцы, их управляющие, их архитекторы, их многочисленные гости и посетители, сплошь высокопоставленные и просвещенные. Устроить такое может только один владелец или семейство - последнее.
Три обстоятельства выдают реальную историю, если взглянуть на скульптуру у источника внимательно.
Во-первых, это искусственный гранит. И это видно с любого ракурса, кроме всеми любимых анфас и полу-анфас. Макушки у головы нет. Вместо темечка мы видим подобие лохани, в ней полуутопленные каменюги. Такой поверхности у природных гранитных и любых других валунов не бывает, но именно так и делались большие изделия из искусственного гранита до эпохи полимеров. Полусырая смесь выкладывалась на дно формы или на природное основание (в данном случае, очень похоже, на природный камень), к стенкам формы, по мере затвердения наращивалась, середина заполнялась каменюгамии закрывалась той же смесью.
Смесь, твердея, слегка теряет влагу и объем и обтекает твердые предметы. На самых подробных в мире снимках реставраторов Александровской колонны
мы уже видели такие обтекания оболочкой искусственного гранита сегментов, из которых сложен стержень колонны. Перепады мизерны, может в сантиметр, с земли их ни один объектив не увидит, но насъемках реставраторов они очевидны. В Сергиевском парке никто не "тесал крупнейшую в мире колонну из монолита", каменюги тот же гранит, просто закрыли смесью, и она обозначила их со всей откровенностью. Кроме того, создатель помнил, что верх головы закроется шлемом (больше не для чего делать дырку в середине носа, кроме как для крепления шлема), потому и оставил лохань с камнями.
Во-вторых, голова откровенно уродлива. Лицо лупоглазое, с огромным гипертрофированным носом, конусовидное, расширяющееся книзу. Карикатура какая-то, а не лицо. Вы пробовали представить нижнюю челюсть этого лица-конуса? Представьте и ужаснитесь. Не оттого ли
нижняя часть лица закопана в землю?
В-третьих, изваяние явно брошено не законченным. Не сделаны затылочная часть, левая нижняя часть лица. Не обозначены зрачки Огромных глаз, хотя на скульптурах такой величины зрачки делаются. Наверняка никакого шлема никогда не было - зачем надевать шлем на недоделанную голову? Скульптура не дожила до готовности.
Из этих трех обстоятельств вытекает вполне житейская история памятника "Голова", к которой цех создателей истории не имеет отношения... Вряд ли она была при Румянцевых, Павле I, Нарышкине. Такое парковое чудо, как было сказано выше, обязательно было бы упомянуто в документах и описаниях имения. А вот герцог Максимилиан Лейхтенбергский либо его наследники Максимилиановичи вполне подходящие инициаторы этого паркового чуда. Основатель славного рода Лейхтенбергских на российской службе, зять Николая I, генерп-майор, в числе прочих должностей имел одну очень интересную - был управляющим корпуса горных инженеров, а это, похоже, то самое подразделение, которое помимо других дел обеспечивало работы с искусственным гранитом для военного ведомства. В течение большей части XIX века велось активное строительство и модернизация фортов Финского залива, где искусственный гранит применялся повсеместно... Впрочем, не настаиваю; может, кто-то и из младших Лейхтенбергских, задумал и заказал гранитную парковую скульптуру, легко делающуюся благодаря связям основателя российского рода. Ваятель (мастер форм) оказался поборником нарождавшегося духа модернизма, либо просто руки не из того места росли, и наваял то, что наваял. Придя посмотреть на воплощение замысла, высокородный заказчик пришел в ужас, остановил работу, посетовал о загубленном роднике и попросил немногих, кто знал про монстра, забыть об этом наваждении.
Его не снимали и не показывали, чтобы не позориться. И действительно, где великолепный, всемирно известный уже тогда дворцово-парковый ансамбль Петергофа, и где недоделанная голова с безумными пропорциями...
Исключение сделали, показав этот брак, только чудаковатому английскому профессору математики, справедливо рассудив, что ему никто не поверит. В усадьбе жили просвещенные люди, которые наверняка были в курсе приключений его Алисы. И действительно, никто не обратил внимание на описание Кэррола, скульптура оставалась не известной общественности до советского времени.
Такова, если не в деталях, то в основной канве, история скульптуры у источника "Голова".
Животрепещущий для историков вопрос: вдохновлялся ли этим чудом А.С. Пушкин при написании знаменитого эпизода поэмы "Руслан и Людмила"? Триста раз нет. А вот эпизод пушкинской поэмы вполне мог вдохновить горе-авторов изваяния.
Ума и здоровья.
Другие материалы по созданию истории