Выставка в Париже 1900 г и ее увеселения

Nov 11, 2023 17:42

Цикл: Всемирная выставка в Париже, 1900 г

Как уже упоминалось ранее, к 1900 году выставки стали критиковать за слишком большое внимание, уделяемое увеселению праздной гуляющей публики и отход от превоначально заявленной цели просветительства. Однако, именно увеселения обеспечивали массовую посещаемость и приносили организаторам огромный доход .



Вид на Эйфелеву башню и земной шар во время Всемирной выставки в Париже 1900 года.
Глобус был украшен изображениями созвездий, а столбы, на которых он стоял,
украшены мифологическими скульптурами. 1900 г.
Небесный глобус представлял собой огромный планетарий, зрители, сидящие в креслах внутри,
слушали рассказ о звездах и планетах, проецируемых над головой.
Джеймс Бойд описывает это так : "...астрономические и мифологические фигуры, служившие приятными украшениями при дневном свете, ночью подсвечивались изнутри самыми великолепными цветами, их можно было увидеть со всех концов территории экспозиции. Внутри шара находились лифты, работающие на электричестве, а также широкие удобные лестницы, по которым посетители могли подняться на второй уровень, центр планетарной системы, любуясь сферами, некоторые из которых были не меньше фута в диаметре. Здесь одновременно могли разместиться более ста посетителей, и, путешествуя с востока на запад, они видели солнце, луну, звезды и даже блуждающие кометы, а в центре - всю вращающуюся вокруг своей оси Землю. Можно было наблюдать затмения, что говорило о том, что все эти сложные и чудесные небесные движения происходили с научной точностью."



Еще одним развлечением, связанным с наукой,  был  Дворец Оптики



Павильон Дворец Оптики (Palais de l'Optique)
"Двенадцать знаков зодиака украшают световой декор, окружающий центральный полукупол, словно кружево.
В этом дворце множество диковинок, заимствованных из чудесной науки оптики."
( Бертон Холмс)

В этом павильоне был выставлен самый большой в истории телескоп-рефрактор.





.
Его фокусное расстояние составляло 55 м, а диаметр линзы - 125 см. При фиксированном положении телескоп использовал сидеростат Фуко - зеркало, изобретенное Ж. Б. Л. Фуко. Он был разработан для направления света в телескоп с любого направления. Посетители экспозиции смогли провести настоящие астрономические наблюдения, образуя длинную очередь посетителей с вечера до середины ночи.


Телескоп: общий вид сбоку (сверху); сидеростат (слева) и тубус линзы (справа); конец линзы (вставка)
.
Следующее развлечение было связано с географией и называлось  ТУР ПО МИРУ (Tour des Monde), это была анимированная панорама-путешествие из Европы в Японию (или в обратном направлении, как это увидел Бойд) в здании, построенном французским архитектором Александром Марселем с  панорамными картинами Луи Дюмулена, перед которыми двигались люди, изображавшие население посещаемых зрителями стран.
.


.
" Внешний вид здания напоминал основные типы китайской, японской, камбоджийской и индуистской архитектуры.
Дверь главного входа изначально была дверью токийского храма. Она была деревянной, с позолотой и резными изображениями причудливых драконов и фантастических животных, чьи эмалированные глаза были оправлены в золото. Дверной проем, увенчанный очень плоской крышей, загнутой вверх на концах, образовывал обширный портик, поддерживаемый деревянными колоннами. ..

Оказавшись внутри и сидя на платформе, человек стоял перед огромной панорамой... Путешествие начиналось из одного из красивейших мест Японии, под ослепительно-розовым небом, города Еддо, утопающего среди цветущих яблонь, на фоне которого выделялись розовые вершины Фудзиямы. Справа виднелся сад Нико у входа в здание с башней. Слева показался уголок китайского города Шанхай с его великолепными садами. Затем следовали последовательно города, пейзажи суши и моря, дневные и ночные эффекты, которые наблюдательный путешественник увидит, путешествуя по Индийскому океану, Суэцкому каналу, Средиземному морю, а также по различным водам и местам на пути своего кругосветного путешествия." .

Страсть к новомодным путешествиям реализовывалась и в другом аттракционе, использующем "двигающиеся картинки" - СИНЕОРАМЕ, которая  имитировала путешествие на воздушном шаре. В фильме, проецируемом на круглый экран диаметром 93 метра (305 футов) десятью синхронизированными проекторами, представлялись сцены, которые должны были разворачиваться под пролетавшими на шаре. Зрители сидели в центре над проекторами, в чем-то вроде корзины, подвешенной под большим воздушным шаром.



Вот как  эмоционально рассказал и "научно" объяснил работу сего аттракциона Джеймс Перри Бойд:

"При входе на Камп-де-Марс с Йенского моста справа от Эйфелевой башни было обнаружено одно из самых интересных зрелищ выставки 1900 года - огромная движущаяся панорама, получившая название «Синеорама», в которой можно было реализовать все прелести путешествия на воздушном шаре по Европе и Африке. Это путешествие можно было совершить без опасений, усталости и больших затрат, испытывая все впечатления и неожиданности такого путешествия по неизведанному и удивительное ощущение огромного окружающего пространства ...

За несколько минут можно было перейти от грандиозного зрелища широкого океана в шторм к бескрайним горизонтам пустыни, испещренной караванами или вибрирующей под бешеным галопом арабской кавалькады; от карнавала в Ницце до яростной «схватки» военных маневров с кавалерийскими атаками, пушками в бою, стрельбой и нападениями; от популярных рынков среди готической архитектуры старых фламандских городов до азарта и блеска испанской корриды с ее эпизодами резни и обезумевшими толпами.

С помощью волшебства воздушного перехода, уничтожающего расстояние, можно было почерпнуть ряд ярких впечатлений, какие получает лишь обычный путешественник, пересекающий старые континенты в течение нескольких месяцев, независимо от времени и денег.

Таков был результат, достигнутый этим новым научным аппаратом, на доведение которого до совершенства потребовались годы...Как был получен этот поразительный результат? Этот процесс, хотя и сложен и требует аппарата математической точности, легко поддается описанию.

Его производит ряд кинематографических аппаратов нового и особого типа, соединенных друг с другом и приводимых в действие одним колесом, зубцы которого настолько точно отрегулированы, что обеспечивают абсолютную синхронность движения. Изображения, проходящие со скоростью от 35 000 до 40 000 в минуту в десяти синхронных аппаратах, расположенных в центре, под корпусом воздушного шара, в котором сидят путешественники, проецируются на десятиугольную поверхность огромной панорамы, на точно рассчитанное неизменное расстояние."
.


Еще один аттракцион, недалеко от глобуса, Мареорама, моделировал путешествие на корабле из Вильфранша в Константинополь. Зрители размещались на борту симулятора корабля и наблюдали, как мимо проплывают нарисованные изображения городов и морских пейзажей. Иллюзии способствовали механизмы, раскачивавшие корабль, и вентиляторы, дующие порывами ветра.
.


"Четырехугольное здание, окруженное квадратными башнями, расположено, как известно, недалеко от Эйфелевой башни. Вы входите через довольно темный вестибюль, узкую лестницу, напоминающую  свисающий корабельный трап, и попадаете на темную палубу. К счастью, матрос протягивает Вам руку, указывает место и проводит вас к той части трансатлантического корабля, где вы хотите сесть.
.


Загрузка полная (палуба вмещает семьсот человек), командир начинает отдавать приказы, слышна сирена, скрипят цепи, отдаются приказы: поплыли!

Ощущение действительно приятное, чувствуешь, как тебя мягко покачивает волна, выходишь из порта без сожаления, видишь, как вода приобретает разные оттенки, становясь то более взволнованной, либо спокойной, в зависимости от того, находишься ли ты в открытом море или возле бухты, где для вашего величайшего удовольствия  разворачивается волшебная картина Неаполя и пылающего Везувия, Венеции, отраженной в Адриатике, тунисского побережья с его теплыми тонами, таинственного Босфора.

Путешествие не обошлось без происшествий. В Неаполе на палубу выбегает группа музыкантов; в Суссе громко стреляет пушка громко перед смотром французской эскадры; в Венеции разражается буря, гремит гром, молния рассекает небо...



Будьте уверены, самым боязливым нечего бояться, и качка и качка не могут усложнить дело. Ничего не остается, как сойти на берег, не без комплиментов в адрес художника, с большим обаянием нарисовавшего эти огромные полотна и со вкусом соединившего необычное зрелище." ( ©Louis Rousselet - L'Exposition Universelle de 1900)
.


А вот еще одно незабываемое зрелище:

"На углу Марсова поля стояла Швейцарская деревня, среди бесчисленных достопримечательностей, представленных на выставке, она была одной из самых обширных, живописных и оживленных, любопытных и интересных как по новизне, так и по огромным трудностям, преодоленным при ее строительстве.
.



Под слишком скромным названием обнаруживалась не только деревня с улицами, обремененными изящными постройками, модели которых были привезены из разных кантонов, но и настоящая Швейцария в миниатюре, живой, дышащий синтез несравненной маленькой страны, красоты которой вызывает удивление и восхищение миллионов туристов, ежегодно привлекаемых со всех уголков мира.
.






.
В деревне были цепи гор высотой от 50 до 150 футов, хотя на первый взгляд они казались выше, каскад высотой 115 футов, водопад, озеро, сосновые леса, шале, пастбища, стада и пастухи, фактически все объекты , одушевленное и неодушевленное, составляющее средневековый швейцарский город. На сыроварне во Фрибуре можно было наблюдать за интересным процессом изготовления знаменитого сыра Грюйер.
.
.

В течение трех лет 300 рабочих постоянно работали над строительством огромного скелета этой горной цепи, стоимость которого составила более 250 000 долларов. Трава, альпийские растения, сосны росли в огромных резервуарах, наполненных их родной почвой; скала, которая прорвалась сквозь голую и неровную поверхность, была создана по образцу настоящих альпийских вершин.
.


Строительство швейцарской деревни
.
На центральных высотах, когда этот каскад стремительно обрывался, возвышалась чудесная «Панорама Оберланда», которая сама по себе была одним из величайших успехов Чикагской выставки...
Благодаря авансированным  600 000 долларов господа Хеннеберг и Аллеманд получили возможность осуществить свое художественное и совершенное воспроизведение природы с наиболее заметным успехом. Каждое шале имело свою особую привлекательность.
.


Среди находящихся в Бернском доме был замечен телефон для разговора и письма, изобретенный Ф. Дюссо. Под горами справа находился обширный зал, служивший «рестораном», где можно было попробовать превосходные вина Иворка, Невшателя и глинтвейны Вале." (Paris exposition of 1900" by James P. Boyd)



1900, выставки

Previous post Next post
Up