...Теперь Ивановы имеют детей в возрасте от 7 до 30 лет. Два сына в Красной Армии. Старший сын - член ВКП(б), старший лейтенант. Дочь Елена - стахановка, сочувствующая ВКП(б). Дочь Агриппина - также стахановка. Остальные дети учатся. Они ежегодно бывают в пионерских лагерях, мать и отец Ивановы - в доме отдыха, взрослые дети - также. Мать 49 лет и отец 51 года не пропускают ни одной кинопостановки, бывают в театре вместе с детьми. В квартире имеется радио.
Все члены семьи читают книги, взрослые кроме того - газеты «Известия», «Рабочую Москву» и др. «А я, - говорит мать 12 детей, - больше всего читаю «Красную звезду» - про летчиков, танкистов, потому что люблю красных бойцов и интересуюсь службой сыновей». Корреспондент «Работницы» пишет об этой семье: «Семья Ивановых - образцовая не только в Глуховке, а даже в районе.
У них никогда не было шума, скандала или ругани. Ивановы живут очень дружно. Молодежи и даже многим пожилым не мешало бы поучиться у Ивановых, как жить, работать, воспитывать детей, держать в чистоте, культурно квартиру». Сама Евфимия Григорьевна Иванова говорит: «Я всю жизнь отдала и отдаю им (детям. - В. С.), воспитывая их в коммунистическом духе. Теперь я уже могу гордиться ими»*.(*«Работница» № 18 за 1936 год, стр. 11)
Образцом новой, советской семьи является семья командира Красной Армии. Жена командира в СССР - незаменимая помощница мужа в его борьбе за укрепление боевой мощи героической Красной Армии. В приветствии тов. Ворошилову жены командного и начальствующего состава писали: «Широчайшие творческие просторы открыты для женщины в нашей стране. Полной чашей мы черпаем знания из сокровищницы марксизма-ленинизма, приобщаемся к культуре и искусству, работаем в советах, общественных организациях и самодеятельных коллективах.
Мы изучаем военное дело, учимся метко стрелять, овладеваем мотором, самолетом, приобщаемся к парашютному спорту, готовимся к санитарной обороне, чтобы в час суровых боевых испытаний с честью выполнить свой долг перед Родиной. Мы воспитываем поколение отважных, и наши дети будут так же смелы, мужественны, сильны духом и телом, как их отцы»* (*«Правда» 23.12 1936). Таковы подруги наших доблестных командиров. Члены новой, советской семьи, дети вчерашних неграмотных и малограмотных рабочих, вместе со своими родителями быстро растут в культурном отношении.
Вот, например, семья машиниста Курского депо Михаила Ивановича Дмитриевского. «У Михаила Ивановича и его жены Анны Николаевны шестеро детей. Старшему сыну, Михаилу, 31 год. Он блестяще окончил Московский технологический институт имени Менделеева… Сейчас работает в Исследовательском институте НКПС. Дочери Анне 27 лет… Анна сейчас работает инженером в термической лаборатории Всесоюзного института авиационных материалов…
Дочь Маргарита только месяц назад кончила Институт стали… Сын Николай кончает Тяговый тепло-технический техникум имени Дзержинского. Учится на «отлично». Готовится в МИИТ. Дочь Татьяна… сейчас кончает десятилетку. Хочет быть инженером-транспортником. А последнему ребенку - Верочке - только 13 лет. Она учится в начальной школе»*. (*«Комсомольская правда» 9 июня 1936).
Можно привести много ярких примеров, свидетельствующих об одном: новая, социалистическая семья уже реально существует. На практике сбылось гениальное предсказание основоположников марксизма о том, что на смену буржуазной семье явится новая, качественно более высокая, социалистическая семья, характеризующаяся полным равноправием мужа и жены, их все более высоким культурным уровнем, любовным отношением друг к другу и к своим детям.
В условиях новой, советской семьи создается совсем иное положение для домашней хозяйки чем в капиталистических странах, где она раба своего мужа, ограничена в своих интересах только семьей и кухней, заботами о муже и детях. В Советском Союзе женщина все более вовлекается в активное социалистическое строительство.
Из вчерашнего пассивного наблюдателя домашняя хозяйка становится сознательным участником социалистической стройки, горячей патриоткой своей великой родины. Это показал ряд созванных партией и правительством совещаний жен работников различных отраслей. Совещания жен инженерно-технического персонала, жен командиров и начальствующего состава Красной Армии и других категорий работников дали пример того, как нужно организовываться женщине, которая не занята непосредственно в производстве.
Материалы этих совещаний показали новые формы сочетания интересов семьи с интересами социалистического общества, показали, как много может сделать домашняя хозяйка, занявшись общественными делами. Вчерашние домашние хозяйки в старом смысле этого слова, нередко политически отсталые, прозябавшие в кругу узких семейных забот, сегодня выходят за пределы узкого семейного очага, становятся коллективными хозяйками нашей страны, участницами культурного строительства в нашей стране.
В результате всего этого, говорят жены командиров тяжелой промышленности, «большой мир интересов, которыми живут наши мужья, стал нашим миром. Радости завода - это сейчас наши радости, неудачи - это наши личные неудачи»* (*«Обращение Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности». «Правда» 13 мая 1936)
Активная общественная работа домашних хозяек не только не расшатала, но укрепила семью, помогла женщине освободиться от индивидуалистического, мещанского характера семейной жизни, побудила женщин воспитывать в своих детях коммунистическое миросозерцание, героизм и отвагу в деле защиты родины. Громадный сдвиг в смысле вовлечения домашних хозяек в общественную работу и повышения их политической активности произошел в результате кампании по выборам в Верховный Совет СССР и в Верховные Советы союзных и автономных республик.
Почти все домашние хозяйки занимались в кружках, организованных на избирательных участках, изучали там великую Сталинскую Қонституцию СССР, Конституции союзных республик, «Положения о выборах» и ряд важнейших политических вопросов. Все они с энтузиазмом пошли в дни выборов к избирательным урнам и единодушно голосовали за кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных.
Многие буржуазные писатели рассматривают материнство как сплошное страдание, видят поэзию материнства в том, что ребенок рождается на рисовой плантации. Они склонны даже приписывать мучениям матери, находящейся под постоянным страхом голода и безработицы, очищающую роль. У нас в СССР женщина-мать - не страдалица: она счастливая мать, окруженная почетом и заботами. Только в стране социализма, где дети не обуза, а радость, женщина имеет возможность без всякого опасения за будущее производить новое потомство.
В СССР созданы все условия, чтобы женщина могла сочетать свою производственную и общественную работу с материнством. Женщины - работницы и служащие- получают обязательный отпуск за два месяца до родов и два месяца после родов с сохранением содержания. Независимо от этого они получают очередной отпуск Большие льготы получают и женщины-колхозницы. Если раньше, при единоличном хозяйстве, крестьянки часто рожали в поле, то, на основании сталинского колхозного устава, женщина-колхозница освобождается от работы за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ней содержания за эти два месяца в половинном размере средней выработки трудодней.
Советское государство отпускает всем матерям специальные средства для приобретения первых предметов ухода за ребенком и дает им кроме того денежные средства для последующего ухода за грудным ребенком. Декретом правительства от 27 июня 1936 года установлено «государственное пособие многосемейным матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в 2 тысячи рублей ежегодно в течение 5 лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим 10 детей - единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в 5 тысяч рублей и со второго года ежегодное пособие в 3 тысячи рублей, выдаваемое в течение следующих 4-х лет».
Настоящая статья закона распространяется и на те семьи, у которых к моменту издания закона будет соответствующее количество детей. По сведениям Наркомфина СССР, со дня издания этого постановления до 1 мая 1938 года многосемейным выплачено 1357 миллионов рублей пособия. Только наше советское государство, только партия Ленина Сталина может так обеспечивать многодетных матерей.
О большой помощи, которую оказывает государство женщине-матери, говорит и огромный рост сети родильных домов и акушерских пунктов, детских яслей, детских садов и т. д. Вместо ничтожного числа 9 консультаций и около 7 тысяч коек в родильных домах и больницах, имевшихся в царской России, в Советском Союзе в 1937 году имелось свыше 4 тысяч детских консультаций и 81,5 тысячи коек в родильных домах и больницах.
Размеры помощи советского государства детям огромны. Например родители за содержание ребенка в детском саду платят только 14 или фактической стоимости его содержания, а остальные средства отпускает правительство. Все эти заботы советского государства о матери и детях, как и счастливая, материально обеспеченная жизнь супругов в социалистической семье, не замедлили сказаться на быстром росте рождаемости в СССР.
На совещании передовых комбайнеров и комбайнерок товарищ Сталин говорил: «У нас теперь все говорят, что материальное положение трудящихся значительно улучшилось, что жить стало лучше, веселее. Это, конечно, верно. Но это ведет к тому, что население стало размножаться гораздо быстрее, чем в старое время. Смертности стало меньше, рождаемости больше, и чистого прироста получается несравненно больше.
Это, конечно, хорошо, и мы это приветствуем. Сейчас у нас каждый год чистого прироста населения получается около трех миллионов душ. Это значит, что каждый год мы получаем приращение на целую Финляндию». Слова товарища Сталина находят еще более наглядное подтверждение в последних данных о рождаемости в СССР: в 1937 году по сравнению с 1936 годом рождаемость возросла еще на 180%.
По одной Москве прирост населения в 1937 году был на 100% выше чем в 1936 году. Нашей социалистической стране не грозит перенаселение. Наоборот, мы всемерно заинтересованы в еще более быстром темпе увеличения населения, в воспитании новых граждан нашей страны. Они наше будущее. Быстрый рост населения, увеличивая кадры трудящихся нашей страны, не только не ведет к обнищанию, а, наоборот, способствует расцвету производительных сил, росту материальных богатств и тем самым все большему материальному благополучию трудящихся СССР.
Как ни велики достижения СССР в области охраны материнства и младенчества, заботы о семье, партия и правительство отнюдь не успокаиваются на достигнутом. Заботы партии и государства о детях будут расти из года в год по мере роста производительных сил, по мере роста социализма в нашей стране. Но значит ли это, что по мере укрепления и развития социализма в нашей стране обязанности родителей по отношению к детям, их забота о своих детях в конце концов отпадут?
Такую вредную мысль развивали в свое время Коллонтай в брошюре «Семья и коммунистическое государство» (1920 год) и Вольфсон в своей книге «Социология брака и семьи» (1929 год). Эта «теория» является, безусловно, вредной, буржуазной «теорией», оправдывающей тех родителей, которые не желают проявлять заботу о детях. Воспитательная роль родителей по отношении к своему ребенку - не частное дело, как это иногда представляют себе некоторые люди, a важнейшая общественная задача.
Воспитательная деятельность родителей в нашей стране коренным образом отличается от этой деятельности в буржуазной семье. Буржуа воспитывает из ребенка эгоиста, частного собственника, приучает его ставить на первое место свое собственное благополучие и благополучие своей семьи. Совсем по-иному воспитывает детей советская семья. Забота родителей о детях отнюдь не ограничивается тем, чтобы содержать ребенка в чистоте, хорошо кормить его и физически закалять.
Родители вместе с детскими учреждениями (ясли, детплощадки, детский сад, детский клуб, школа и т. д.) должны вырастить сознательных и активных работников социалистического общества, борцов за революционное дело пролетариата, за дело Ленина-Сталина, борцов за мировой коммунизм. Родители должны воспитывать в детях чувство уважения к социалистической собственности, дух пламенного советского патриотизма, дух бесконечной любви к своей социалистической стране и ненависть к врагам народа, бесстрашие и мужество, готовность в любой момент отдать свою жизнь за социалистическую родину.
Воспитание детей в нашей семье должно быть поставлено так, чтобы из ребенка вырос будущий герой нашей страны, новый человек- сильный духом и телом,- глубоко идейный, высококультурный, смелый и мужественный человек сталинской закалки. Родители, далее, должны помочь школе учить детей, вооружать их знаниями.
B. Светлов. Брак и семья при капитализме и социализме. "Большевик" №16, 1938