Эта история о том как впервые большая группа американцев, преодолев "железный занавес", оказалась в загадочной зимней России . Потом будут фестиваль молодёжи , обмены гастролями , суперсерия по хоккею, ставшие легендарными, но первые контакты русских с американцами на советской земле произошли в Ленинграде в 1955 году- событие символическое, обладавшее не только художественным, но общественным значением. Ленинградцы увидели знаменитый спектакль «Порги и Бесс», оперу Джорджа Гершвина.
Один из членов делегации журналист Т.Капоте написал небольшой очерк об этом путешествии , в котором остроумно, смешно, живо описываются совершенные бытовые мелочи и непосредственная, детская реакция американской труппы на советские реалии. Очень советую прочитать
http://ixbook.net/read_muzy_slyshny_otchet_o_gastrolyah_quot_porgi_i_bess_id22344_page1.html ( 30 страниц)
Ещё один свидетелем события стал американский фотограф Edward Clark, снимки которого находятся в архиве журнала "Life".
Вот несколько занимательных лениградских эпизодов из очерка к которым я добавил фотографии Кларка.
Тем не менее участники “Порги и Бесс” отнеслись к “Астории” в высшей степени одобрительно: они ожидали “настолько худшего”, а комнаты у них, как оказалось, “уютные”, “не без приятности” и, как выразился понимающий в этом “рекламщик” труппы Виллем Ван Лоон, “битком набитые модерном. Во дают!”. Но когда артисты впервые переступили порог гостиницы и смешались в холле с китайскими сановниками и казаками в сапогах до колен, оказалось, что вступить во владение этими комнатами в некоторых случаях - дело отдаленное и спорное.
“Астория” распределила комнаты, и в первую очередь номера-люкс, на основе иерархии или отсутствия таковой, которая многих обозлила. Согласно теории Нэнси Райан, русские исходили из зарплатной ведомости Эвримен-оперы: “чем меньше зарабатываешь, тем больше комнату получаешь”. Так это или нет, но ведущие исполнители, а также выдающиеся личности, прибывшие в качестве гостей компании, сочли “смехотворным” и “чокнутым, точно чокнутым”, что рабочих сцены и костюмеров, плотников и монтеров сразу же повели в номера-люкс, тогда как “серьезные люди” должны были довольствоваться чуланами на задворках.
- Они что, издеваются? - спрашивал Леонард Лайонс.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000x8y02/s640x480)
..
.Беда в том, что, как выяснилось, мы заблудились. Последовало кружение по одним и тем же улицам и дворам, когда мы набрели на старика, коловшего дрова, и стали умолять показать нам дорогу, размахивая руками, как стрелками компаса, и вопя: “Астория! Астория!” Дровосек ничего не понял; он отложил топор и пошел с нами на угол, где велел повторить представление для троих его грязнолицых приятелей. Те поняли не больше его, но куда-то нас повели. По дороге к нам из любопытства присоединились долговязый парнишка со скрипкой и женщина - по-видимому, мясник, так как поверх пальто на ней был забрызганный кровью фартук. Русские гомонили и препирались между собой; мы решили, что нас ведут в милицию, но было наплевать - лишь бы там топили. К этому моменту пленки у меня в носу смерзлись, ресницы начали слипаться от холода - но я все же углядел, что мы вдруг снова оказались на мостике. Мне хотелось схватить мисс Райан за руку и помчаться что было сил, но она заявила, что за проявленную верность наша свита заслуживает узнать разгадку тайны. Вся процессия в полном составе, от дровосека до скрипача, во главе с двойняшками, катившими впереди как гаммельнские крысоловы, прошествовала через площадь к дверям “Астории”. Там они окружили интурист-ский лимузин и стали допрашивать о нас водителя, а мы вбежали внутрь и рухнули на скамью, вбирая теплый воздух в легкие, как водолазы, долго пробывшие под водой.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xasgt/s640x480)
Участники труппы охотно общались с жителями города, это были не только советские функционеры, но и местные тусовщики, "деловые люди" . Т.Капоте называет две фамилии - Абрамов и Орлов.
Затем он потащил меня по улице, отходившей от Невского. Когда тротуары исчезли, стало ясно, что мы направляемся не в “Асторию”. В этом районе дворцов не было: я как будто снова брел по трущобам Нового Орлеана, с неасфальтированными улочками, сломанными заборами, оседающими деревянными домишками. Мы миновали заброшенную церковь, где ветер причитал над куполами, как вдова над могилой.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000x96c8/s640x480)
За церковью опять начались тротуары, а с ними имперский фасад города. Орлов направился к освещенным окнам кафе. У дверей он сказал: - Здесь лучше. Для работяг.
Меня как будто швырнули в медвежий ров. Ярко освещенное кафе было до отказа набито горячими телами, сивушным дыханием и запахом мокрого меха от рычащих, скандалящих, хватающих друг друга за грудки посетителей. Во-круг каждого из столиков толпилась куча мужчин. Единственными женщинами были три похожие как близнецы официантки, дюжие квадратные бабы с лицами круглыми и плоскими, как тарелки. Они не только обслуживали посетителей, но и работали вышибалами. Спокойно, профессионально, со странным отсутствием злобы и с меньшей затратой усилий, чем иному - зевнуть, они отвешивали удар, которым вышибало дух у мужчины вдвое крупнее их.
Поэтому Орлов заказал русский коньяк - отвратительный напиток, поданный в больших, полных до краев чайных стаканах. С беспечностью человека, сдувающего пену с пива, он разом опрокинул треть стакана и спросил, “нравится” ли мне кафе и нахожу ли я его атмосферу “жесткой”? Я ответил, что нравится и что нахожу.
- Жесткой, но не хулиганской, - уточнил он. - В порту - да, там хулиганство. А здесь просто нормальное место. Для работяг. Никаких снобов.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xbq1a)
певец Moses LaMarr исполнявший партию Порги.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xcta7)
В Кировском театре было холодно, но, невзирая на это, всем, в том числе и дамам, пришлось оставить пальто в гардеробе; даже миссис Гершвин вынуждена была расстаться со своей норкой, ибо в России считается крайне некультурным, nye kulturni, входить в пальто в театр, ресторан, музей и т.п.Вообще появление труппы невероятно взбудоражило публику. Люди вставали с мест, чтобы получше разглядеть американцев, с их фраками, шелками и блестками.
Самый кульминационный момент - премьера оперы , которая проходила в ДК Ленсовета.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xdgkw)
Продажа билетов проходила на Б.Конюшенной
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xe8c7)
Упорное безмолвие зрителей объяснялось, похоже, не апатией: скорее, тут была недоуменная сосредоточенность, тревожное желание понять; они слушали без улыбки, с напряженным вниманием, как студенты на лекции, боясь пропустить что-то главное, какое-то слово или фразу, которая окажется ключом к разворачивающейся перед ними мистерии. Занавес опустился. Тишина. Начал зажигаться свет; публика моргнула, как будто только сейчас поняв, что первый акт кончился, перевела дух, как после “русских горок”, и начала аплодировать. Аплодисменты длились тридцать две секунды. - Они не в себе, - сказал Лаури, повторяя букву бриновского пророчества, но каким-то образом преобразив его дух.- Никогда такого не видели .
.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xfy27)
Савченко с Адамовым, как и мисс Джонсон, бродили по фойе, собирая мнения. Адамов, заметно обогативший свой сленг за счет обучения у исполнителей, сказал: - Ну ладно, собрались фрайера и не секут. Не врубаются. Ну и что такого? У вас в Нью-Йорке, что ли, нету фрайеров?
Участники делегации активно изучали Лениград: музеи, антикварные лавки, рестораны, магазины.
.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xg7ef/s640x480)
Миссис Гершвин решила попытать какой-нибудь универмаг. По дороге Лайонс, запасшийся фотоаппаратом, то и дело останавливался и снимал продавщиц спичек, вишневощеких девушек, тащивших елки, и цветочные лотки на углах, которые зимой торгуют искусственными розами и бумажными тюльпанами, засунутыми в горшки, как настоящие. Каждая его фотографическая вылазка порождала затор в пешеходном движении и галерею молчаливых зрителей, которые, когда он снимал их тоже, улыбались, а иногда хмурились.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xh4zg)
Универмаг напоминал луна-парк. Он состоял из прилавков и альковов, уставленных словно призами из тира: дешевыми куклами, уродливыми самоварами, гипсовыми зверюшками, туалетными наборами в гнездышках из мягкого шелка, каким обивают гробы. Миссис Гершвин едва не стало дурно от запаха протухшего клея, и нам пришлось быстро уйти из отдела кожтоваров, и еще быстрее - из отдела парфюмерии. За нами по магазину следовали толпы, и когда в алькове, отданном шляпам, я начал мерить шапки из каракуля, вокруг сгрудилось не меньше тридцати ухмыляющихся, толкающихся русских. Они требовали, чтобы я купил вон ту или вот эту, нахлобучивали одну за другой мне на голову и приказывали продавщице нести еще и еще, пока шляпы не стали падать с переполненного прилавка.
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xkp7h)
Ещё один визит американцы нанесли в баптисткую церковь . ( были в городе Ленина и баптисты - 2000 человек)
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xqd2w)
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xpfdz)
![](http://pics.livejournal.com/kleomen/pic/000xr9ye)
К сожалению захватывающий рассказ Т.Капоте резко заканчивается. Дальнейший путь труппы лежал в
Москву.