Цикл:
Всемирная выставка в Париже, 1900 г Каждый раз, когда в Париже проходила международная выставка, становилось все труднее привлекать посетителей одной лишь демонстрацией экспонатов. В связи с этим на пятой Парижской международной выставке 1900 года были построены многочисленные аттракционы, использующие электричество.
Стали популярными движущийся тротуар и движущаяся по тротуару электрическая дрезина, а также ночное электрическое шоу у Дворца Электричества.
Из материалов по описанию выставки:
Мобильная платформа в Париже не совсем новая, поскольку она уже была установлена на выставках в Чикаго и Берлине. Однако транспортные средства Чикаго и Берлина имели очень слабое развитие и представляли собой скорее диковинку, чем практические средства транспорта. Напротив, движущийся тротуар 1900 года имел значительную длину: он шел точно по тому же маршруту, что и железная дорога.
На всем протяжении маршрута тротуары были установлены на виадуке, аналогичном тому, по которому на части длины проходила электрическая железная дорога; но здесь виадук был сплошным и держался постоянно на высоте 7 м над уровнем земли.
Виадуки электропоезда (слева) и движущийся тротуар (справа)
Более того, помимо двух движущихся тротуаров как таковых, он также поддерживал неподвижный тротуар, который позволял путешественникам с двух движущихся платформ останавливаться, если они считали нужным, и выходить на этот неподвижный пол.
Движущей силой, которая заставляла платформы двигаться, было электричество. Оно производилось на заводе, который компания Compagnie des Chemins de Fer de l'Ouest открыла в Мулино для приведения в движение своих поездов. Производимый там переменный ток преобразовывался в постоянный ток для использования на платформе в инсталляция компании Westinghouse на набережной Орсе, напротив павильона Le Creusot.
Электричество подавалось к двигателям с помощью девяти кабелей и устройства, позволяющего тротуарам двигаться взад и вперед.
За 26 минут, можно было переместить с наименьшей скоростью 50 000, и даже 60 000 человек."
Станция Quai d'Orsay-Pont des Invalides движущегося тротуара возле Павильона Италии
На заднем плане - павильон Schneider&Company
А это - рассказ
Бертона Холмса :"За фирмой Schneider&Company, создавшей знаменитые пушки Крезо, электрические аппараты и локомотивы, под ее уродливым, угрожающим куполом проходит приподнятый движущийся тротуар, один из самых забавных моментов экспозиции. Французы назвали ее «Платформа-мобиль» - платформ на самом деле три, первая неподвижна, вторая движется со скоростью, равной легкой ходьбе, а третья катится примерно со скоростью, с которой может бежать женщина в тесных туфлях.
Чтобы перейти с неподвижной платформы на другую подвижную платформу или наоборот, требовалось мало навыков; однако девять женщин из каждых десяти, с врожденным женским стремлением смотреть не в ту сторону, не могли сменить позицию без спотыкания и крика. Многие из них, оказавшись на движущейся платформе, оставались в застывшем сосотоянии, сжимая столб, и их безвозвратно несло вперед, пока их не спасал какой-нибудь дежурный в форме.
Подвижный тротуар непрерывен и в своих изгибах ведет нас через оживленную улицу на уровне окон второго этажа. Отсюда новые и заманчивые возможности для кокетливых французов.
Нам кажется, что на первый взгляд мы произвели большое впечатление, но дама в окне беспристрастна, она улыбается восковой улыбкой и машет искусственной рукой бесконечному потоку прохожих; Так что без сожаления мы катимся дальше."
***
2015 год: ... Еще вчера сама идея их [траволаторов] появления казалась как минимум несерьезной. «Движущиеся тротуары» даже попали в список, составленный научно-популярным американским журналом: «13 видов транспорта, которые не пошли никуда», по соседству с летающими машинами, ракетным ранцем и тому подобными. Причина всего одна - очень и очень дорого.
Однако в наши дни сказка становится явью. Самый длинный траволатор в мире находится в Гонконге. Протяженность - 800 метров, к тому же, он под открытым небом. Построили его давно, еще в 1993 году, чтобы соединить Центральный и Западный районы Гонконга. Ежедневно система перевозит около 60 тысяч человек, благодаря чему в центре такого огромного города нет пробок.
В Советском Союзе траволатором был оснащён аэропорт Ленинграда Пулково-1, обслуживавший авиарейсы внутри государства. Горизонтальные самодвижущиеся дорожки соединяли здание аэровокзала, построенное в 1973 году, с накопителями выходов к лётному полю.
2022 год : В столичном метро планируют установить первые траволаторы
Ну, и напоследок - завораживающий фильм: Париж, 1900 г.
Click to view