Потеря военного престижа, которую не измерить никакими цифрами

Sep 02, 2023 11:46



«Нарушение служебных обязанностей: Джонсон, Макнамара, Объединенный комитет штабов и ложь, привёдшая к Вьетнаму», 1997

Макмастер обвинил лидеров США в проигрыше войны во Вьетнаме, написав: "Война во Вьетнаме проиграна не на поле боя, не на первых страницах «Нью-Йорк Таймс» и не в студенческих городках. Она была проиграна в Вашингтоне, ещё до того, как американцы взяли на себя единоличную ответственность за боевые действия в 1965 году и до того, как они осознали, что страна находится в состоянии войны. ... Это была уникальная ошибка, ответственность за которую разделили президент Джонсон и его главные военные и гражданские советники.

В книге исследуется неспособность штаба Роберта Макнамары и президента США Линдона Б. Джонсона вместе с военными и особенно Объединенным комитетом начальников штабов разработать успешный план действий по усмирению вьетконговского повстанческого движения или решительному разгрому армии Северного Вьетнама. Макмастер подробно описывает, почему военные действия, призванные продемонстрировать «решимость» или «коммуникацию», в конечном итоге потерпели неудачу при попытке достичь малодетализированных, запутанных и противоречивых военных целей. По его мнению, вооруженные силы должны использоваться надлежащим образом для достижения объективных военных целей и задач.

Что необычно для действующего офицера, Макмастер раскритиковал правительство США за его «высокомерие, слабость, ложь, корысть и отказ от ответственности перед американским народом».  Бригадный генерал в отставке Дуглас Киннард сказал, что книга построена на изучении и интерпретации четырех ключевых решений Вашингтона, которые оказали большое влияние на американское участие в Индокитае:

Резолюция Тонкинского залива 1964 года.
Решение в феврале 1965 года о нанесении воздушных ударов по Северному Вьетнаму.
Решение марта 1965 года о вводе американских сухопутных войск в Южный Вьетнам.
Решения июля 1965 года о вводе значительных американских войск без мобилизации резервных сил.

В обзоре военного историка Рональда Х. Спектора, опубликованном в The New York Times, хвалились многие аспекты книги, но критиковался акцент автора на недостатках Объединенного комитета начальников штабов в исходе войны, в отличие от сильных сторон Северного Вьетнама.

Военная стратегия и тактика
Спектор также отмечает, что Макмастер, как и более ранние авторы, представил Линдона Б. Джонсона как президента, главным образом озабоченного тем, чтобы Вьетнам не стал политической проблемой, и с его изображением советников Джонсона как людей, обладающих характерным сочетанием высокомерия. , коварство и презрение к знаниям, отличным от их собственных.

Влияние
В репортаже CNN об Ираке в октябре 2006 года отмечается влияние книги в военных кругах:  Генерал Пейс сказал, что он и другие члены Объединенного комитета начальников штабов проводили опрос командиров, только что вернувшихся с линии фронта, включая одного полковника, признанного восходящей звездой и творческим мыслителем - полковник Х.Р. Макмастер, автор книги 1997 года « Нарушение служебного долга», считавшей плодотворную работу по военным вопросам ответственность во время Вьетнама противостоять своим гражданским боссам, когда стратегия не работала.

Критика Максуэлла Дэвенпорта Тэйлора
Тейлор подвергся резкой критике в книге майора (позже генерал-лейтенанта и советника по национальной безопасности ) Х.Р. Макмастера «Нарушение служебных обязанностей». В частности, Тейлора обвинили в намеренном искажении взглядов Объединенного комитета начальников штабов министру обороны Роберту Макнамаре и в исключении Объединенного комитета начальников штабов из процесса принятия решений.

В то время как вожди считали своим долгом давать объективные оценки и рекомендации по военным вопросам, Тейлор был твердо убежден в том, что председатель должен не только поддерживать решения президента, но и искренне в них верить. Это несоответствие проявилось на ранних этапах планирования войны, когда еще решалось, каким должен быть характер американского участия.

Макнамара и гражданские сотрудники канцелярии министра обороны твердо поддерживали идею поэтапного давления: медленно наращивать давление на Северный Вьетнам, чтобы продемонстрировать решимость США. Однако Объединенный комитет начальников штабов категорически не согласился с этим и считал, что если США будут и дальше вмешиваться во Вьетнам, то это должно происходить с явным намерением победить и за счет использования подавляющей силы.

Тейлор также подвергся критике со стороны Тома Рикса в своей книге « Генералы» (2012): «Максвелл Тейлор, возможно, был самым разрушительным генералом в американской истории. Будучи начальником штаба армии в 1950-х годах, он направил вооруженные силы США к участию в «войнах в кустарниках». Будучи военным советником Белого дома в начале 1960-х годов, он призывал президента Джона Кеннеди углубить американское участие во Вьетнаме.



Этот снимок был сделан в тот день, когда капитан Томас Тейлор прибыл во Вьетнам, чтобы начать там свою службу, и встретил своего отца генерала-контролера М.Д.Тейлора, когда тот покинул Вьетнам. На заднем плане генерал Уильям Уэстморленд

***

Это произошло в Бьен-Хоа, в двадцати километрах от Сайгона. Зеленая ракета, вспыхнувшая в ночном небе, была сигналом к партизанской атаке. Еще мгновение - и над аэродромом закружил вихрь огня. Он превратил в груду исковерканного металла бомбардировщики, смел с лица земли ангары, принес возмездие тем, кто должен был с рассветом подняться в воздух, чтобы сбросить груз напалма на мирные деревни.  Когда забрезжило утро, на американской военно-воздушной базе появились генерал и его свита.

Кинохроника запечатлела эпизод: генерал с засученными рукавами среди разбитых и обгоревших самолетов. Он с молодецким видом позирует перед объективами. Но игра его фальшива: Бьен-Хоа - одна из самых черных страниц в его послужном списке. Свита угрюмо подсчитывала потери. Около шестидесяти самолетов.  Почти две с половиной сотни американских «советников». И в довершение всего - потеря военного престижа, которую не измерить никакими цифрами.



Расчистка обломков B-57 на аэродроме Бьен-Хоа после минометного обстрела в ночь на 1 ноября 1964

Несколько недель спустя генерал приступил к операции мести. Он послал против дерзких патриотов армаду вертолетов. Он двинул в болота и джунгли полки наемников. Но кулак генерала угодил в пустоту: южновьетнамские патриоты заблаговременно успели по тайным тропам уйти из своего лагеря. И когда каратели вернулись в Сайгон, они смогли предъявить генералу лишь жалкий трофей - сломанный мотоцикл.

Так замкнулся еще один круг в его сайгонской биографии. И круг этот - далеко не последний. Сам генерал, улетевший после Бьен-Хоа в Вашингтон для рапорта, раздраженно бросил репортерам: «Я призван на войну в Южном Вьетнаме, и я останусь там до её конца». Американский посол, «призванный на войну», так и не заметил, что спутал дипломатию с международным разбоем.

Впрочем, он путал это всегда…  Максуэлл Дэвенпорт Тэйлор, о котором идет речь, весьма свособразный персонаж в паноптикуме антикоммунизма. Потомкам знаменитой мадам Тюссо, которые держат в Лондоне музей восковых фигур, наверное, придется поломать себе голову над тем, как представить публике этого американского милитариста: в генеральской униформе с золоченым позументом, в посольской визитке с крахмальной маникой или в строгой темной паре чиновника Белого дома.

"Коммунист". Карьера карателя

1960-е, война во Вьетнаме

Previous post Next post
Up