Вчера в своей заметке по поводу юбилея
автопробега Берты Бенц на бензиновом автомобиле её мужа Карла поиронизировал насчет предшествовавших тому еще с XVIII века экспериментов с самоходами на паровой тяге.
Между тем, спустя 10 лет после того вояжа, в 1898 году американцами братьями Фрэнсисом и Фриланом Стэнли была создана компания "Stanley Motor Carriage Company", которая в следующие пару десятилетий, вплоть до самых 20-х годов ХХ столетия, с относительным успехом серийно выпускавшую автомобили с паровым двигателем - "стимеры Стэнли".
Один из стимеров братьев Стэнли. Справа - сами братья на одном из них.
«Ранние автомобили Stanley имели легкие деревянные кузова, установленные на деревянных «шестах» с полноэллиптическими рессорами . Пар производился в вертикальном жаротрубном котле , установленном под сиденьем, с испарительной бензиновой (позже керосиновой ) горелкой под ним. Котел был усилен несколькими слоями рояльной проволоки , намотанной вокруг него, что придало ему прочный, но относительно легкий корпус. В ранних моделях вертикальные жаровые трубы были сделаны из меди и были расширены в отверстия в верхнем и нижнем листах короны . В более поздних моделях установка конденсатора приводила к скоплению масла в компенсаторах, и пришлось использовать сварные стальные дымовые трубы. Котлы были достаточно безопасными, так как были оснащены предохранительными клапанами. Даже если они выйдут из строя, любое опасное избыточное давление приведет к разрыву одного из соединений задолго до того, как может лопнуть сам корпус котла. Возникшая в результате утечка сбросит давление в котле и погасит горелку с очень небольшим риском для пассажира.
Нет ни одного задокументированного случая взрыва котла Stanley.
Когда позже они переместили паровой котел в переднюю часть автомобиля, владельцы окрестили его «гробовым носом». Компактный двигатель работал при значительном давлении пара, а котел мощностью 10 лошадиных сил (7,5 кВт), описанный в 1912 году [6] , имел предохранительный клапан, установленный на 650 фунтов на квадратный дюйм (4,5 МПа), с горелкой, настроенной на автоматическое сокращение. когда давление достигло 500 фунтов на квадратный дюйм (3,4 МПа). Двухцилиндровые паровые машины были в то время мощностью 10 лошадиных сил, с 3+Диаметр отверстия 1 ⁄ 4 дюйма (83 мм) и 4+Ход поршня 1 ⁄ 4 дюйма (108 мм) и мощность 20 лошадиных сил (15 кВт), диаметр цилиндра 4 дюйма (102 мм) и ход поршня 5 дюймов (127 мм), а также широко используются шарикоподшипники. Для увеличения дальности с 1915 года были добавлены конденсаторы .
Stanley Steamer установил мировой рекорд по самой быстрой миле на автомобиле (28,2 секунды) в 1906 году. Этот рекорд (127 миль в час или 204 км/ч) не был побит ни одним автомобилем до 1911 года, хотя Глен Кертис побил рекорд в 1907 году с мотоцикл с двигателем V-8 со скоростью 136 миль в час (219 км / ч). Рекорд для автомобилей с паровым двигателем не был побит до 2009 года.
Стимеры "Стэнли" иногда называли «летающими чайниками»
(отсюда).
Слева: гонщик Фрэд Мэрриотт на паровом болиде "Stanley Rocket Racer", самом быстром автомобиле планеты 1906 года. Справа: результат попытки сделать его самым быстрым автомобилем 1907 года.
В 10-е годы ХХ века эти "чайники" стали очевидно проигрывать конкуренцию бензиновым автомобилям, особенно Форду с его знаменитой
"Tin Lizzie". К тому же Фрэнсис Стэнли погиб в 1918 году, въехав на своём стимере в поленницу, а ее брат компнию продал, и она окончательно закрылась в 1924 году. Тем не менее, "летающие чайники" Стэнли оставили определенный след в народной памяти и культуре. Например, в популярном в своё время в СССР американском фильме
"Большие гонки" на одном таком разъезжает героиня Натали Вуд.
Click to view