14 июня исполнилось 95 лет со дня рождения Эрнесто Че Гевары (1928-1967). «Самым совершенным человеком нашей эпохи» его назвал Жан-Поль Сартр, лично с ним знакомый. Почему он стал человеком-легендой? Может быть, он был мягче и добрее к врагам, чем его товарищи? Вовсе нет, наоборот, враги обвиняли его в том, что он «человек без сердца». Или он был лучшим практиком, лучшим теоретиком революции, чем другие? Но в истории XX века полным-полно и теоретиков, и практиков... Или он был самым последовательным «антисталинистом» (что превыше всего ценится некоторыми левыми)? Тоже нет.
Однако Че Гевара сделал то, что мало кто в своей жизни повторил - будучи министром в правительстве Кубы, оставил свой высокий пост и отправился сражаться в леса Боливии, где и был расстрелян, как партизан. Вот именно это - оставление уютного и комфортабельного кресла в правительстве ради непроходимых джунглей - делает его человеком легендарным и исключительным.
Возможно, поэтому им так восхищался Варлам Шаламов, человек, прошедший очень нелёгкие испытания, наверное, потяжелее латиноамериканской сельвы (хранительница литературного наследия Шаламова Ирина Сиротинская: «Часами рассказывал он мне о Че Геваре так, что и сейчас я ощущаю сырость сельвы и вижу человека, фанатично продирающегося через неё»).
Вначале Эрнесто Гевара хотел работать врачом. Но... «Я видел, как постоянный голод и нищета доводят человека до такого состояния, что даже смерть ребёнка становится для него обыденным фактом. Тогда я начал думать, что есть вещи более важные, нежели стать знаменитым учёным или прославить своё имя в медицине, - нужно оказать самую элементарную помощь этим людям».
«Я хотел стать медиком, но потом убедился, что одной медициной человечество не спасёшь... Голод - вот что делает людей революционерами. Или свой, или чужой».
Ещё из высказываний Че Гевары:
«Я хочу, чтобы никто никогда здесь не говорил, что такой-то - «хороший человек». Потому что, господа, «хорошие люди» не являются хорошими революционерами. Чтобы быть «хорошим человеком» надо на многое закрывать глаза. «Хорошие люди» - это те, кто не умеет требовать, кто не спорит о сути проблем, те, кто не контролирует, кто не требует выяснения ответственности, те, кому всё равно, выполнить или нет, те, кому не хватает решимости, те, кому всё более-менее безразлично. А революционеры, господа, это те, кто в отличие от «хороших людей», спорят, контролируют, выясняют, добиваются выполнения, чувствуют собственной кожей и воспринимают все нерешенные проблемы как личную боль».
«Я пришёл в коммунизм благодаря дядюшке Сталину и никто не может мне говорить, что я, видите ли, не должен его читать. Я читал его тогда, когда читать его считалось очень дурным делом. Это было другое время. И поскольку я личность неяркая и твердолобая, я продолжаю его читать. Особенно сейчас, в новый период, когда читать его считается ещё более дурным делом. И тогда, и теперь, я читаю и нахожу кучу вещей, которые очень хороши».
«После революции работу делают не революционеры. Её делают технократы и бюрократы. А они - контрреволюционеры».
«Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ».
«Если вы сможете найти пути без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведёт».
«Молчание - это продолжение спора другими средствами».
«Революция - это не яблоко, которое упадёт, когда оно созрело. Ты должен заставить его упасть».
«Печально не иметь друзей, но ещё грустнее не иметь врагов».
«Жестоких лидеров могут заменить только новые лидеры, ещё более жестокие».
«Чтобы добиться многого, вы должны потерять всё».
«Не следует устраивать волокит с судебными разбирательствами. Это революция, доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все - банда преступников и убийц».
«Если есть сомнения, следует убивать».
«Преступно мыслить, исходя только из индивида - потому что его потребности меркнут и тускнеют перед потребностями человеческого сообщества, состоящего из всех соотечественников этого индивида».
«Если я проиграю, то это не будет значить, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побеждён».
«Нет никакой уверенности в том, что наша жизнь имеет цель, пока мы не поймём, что, наконец, готовы ради неё идти до конца».
«Что же такое слаборазвитость? Карлик с огромной головой и раздувшимся торсом «недоразвит» в том смысле, что его маленькие ручки и ножки плохо сочетаются с другими характеристиками его анатомии. Это результат прирождённого дефекта развития, который искривил, изуродовал весь организм. В действительности мы и являемся таким уродцем. Мы, кого называют «слаборазвитыми», а на деле колониальные, полуколониальные или зависимые страны. Страны с экономикой, изуродованной имперским воздействием, при котором определённые отрасли промышленности и сельского хозяйства развиваются как дополнение к экономике империи, а не в соответствии с нуждами самих этих стран.
Такое искривлённое развитие (слаборазвитость) влечёт за собой опасную специализацию при производстве или добыче сырья, создавая постоянную угрозу голода. Мы, «недоразвитые», являемся вместе с тем странами монокультур, монопродуктов, монорынков. Производство единственного продукта, не гарантированная продажа которого на единственном рынке, устанавливающем и навязывающим свои условия - такова формула имперского экономического господства, которая дополняется старым и вечно молодым девизом римлян «разделяй и властвуй»! (1961 год)
Че Гевара и Юрий Гагарин