Как Лаврентия Берию ударили мячиком в лицо

Mar 29, 2023 07:23



Лаврентий (1899-1953), чей день рождения - 29 (17) марта, он же будущий нарком Лаврентий Павлович Берия (на фото справа) уже в самом юном возрасте не расставался с пистолетом :)

Был такой советский журналист - Мэлор Стуруа (1928-2021), которого при рождении назвали Мэлсором, то есть - «Марксом, Энгельсом, Лениным, Сталиным» и Октябрьской Революцией впридачу (по другой расшифровке, ОР в имени означало «Орджоникидзе», или же слова «Организаторы Революции»). Сразу после развенчания «культа личности» Мэлсор мгновенно выкинул из своего имени «Сталина» и обратился в Мэлора. Уже по этому маленькому жесту вы можете судить, что это была за птица, и не ошибётесь. Позднее он точно так же поступил с Марксом, Энгельсом и Октябрьской революцией, хотя имя уже не менял, и, напрочь забыв свой былой антиамериканизм, последнюю четверть века прожил в США, превознося из-за океана в российской прессе до небес тамошний образ жизни.
Но это была присказка, а вот сказка. Году в 2010-м г-н Стуруа привычно восхитился в печати тем, что при игре в баскетбол тогдашний президент США Барак Обама получил от партнёра травму, после которой ему на губу наложили 12 швов и - можете себе представить? - совсем ничего не сделал своему сопернику, который эту травму ему невольно нанёс, даже не уволил. А ведь мог бы и полоснуть. И вот тут г-на Стуруа невольно пробило на небольшую частичку правды.
Он написал: «А я, грешный, вспомнил трагикомический чеховский рассказ «Смерть чиновника», герой которого случайно чихнул на лысину генерала и вскоре от страха умер... И ещё я вспомнил одну историю далёкой юности. Дело происходило на загородной даче Лаврентия Павловича Берия... Играли, правда, не в баскетбол, а в волейбол... В пылу сражения я подымаюсь над сеткой и гашу отпасованный мне мяч... Мяч попадает в лицо Лаврентия Павловича и разбивает очки на его носу. (Во время игры он надевал очки вместо канонического пенсне)... В отличие от чеховского чиновника никакого чувства страха я не испытал - только неловкость. И поспешил извиниться. На это Берия добродушно ответил: «Ничего, ничего, ведь это игра».»



Лаврентий Берия

Забавно, конечно: те самые люди, кто в позднесоветское время неустанно проедали читателям плешь зануднейшими идеологическими проповедями - вроде г-на Стуруа, - потом не уставали поливать грязью всё советское и революционное прошлое. Но иногда сквозь эти привычные мутные потоки лжи и вранья вдруг пробивалось словечко правды. Всплывал - помимо воли авторов - неожиданный факт.
И тогда у любого читателя, ещё не разучившегося мыслить, возникал невольный вопрос: а что же такое произошло между смертью чеховского чиновника и игрой в волейбол на наркомовской даче, что страх чихнуть на лысину генерала или нечаянно разбить ему очки в процессе игры куда-то бесследно испарился? Ответ на этот простой вопрос, как ни странно, зашифрован в... имени автора известинской статьи. Ведь, как ни отрекался г-н Стуруа из своего заокеанского далёка от проклятущего красного прошлого, оно, как осиновый кол, было прочно вбито в его собственное имя - «Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская Революция».
Вот именно это и «случилось». И в этом смысле и Л.П. Берия, и, прости господи, Барак Обама, несмотря на всё, мягко говоря, несходство этих фигур - люди новой эпохи, начавшейся в 1917 году. А кроме этих двоих - все те, кто оказывается в широчайшем диапазоне между ними.
А с чего всё начиналось? Кремлёвская уборщица Анна Балтрукевич вспоминала, как она вместе с главой революционного правительства и главой Советского государства смотрела спектакль «На дне»: «Кончился спектакль, пошли домой. Настроение хорошее, весёлое. Владимир Ильич схватил вдруг Якова Михайловича Свердлова, стал с ним бороться и посадил в сугроб снега. А потом Свердлов изловчился и повалил в снег Ленина. Потом он и меня посадил на снег, а я его. И так мы смеялись и так разыгрались, что Владимиру Ильичу мы насыпали снегу за воротник».
Можно ли вообразить подобную сценку с участием... ну, хотя бы предшественника Ульянова - А.Ф. Керенского? Александр Фёдорович гордился тем, что, будучи министром юстиции, величественно подал руку министерскому швейцару. Верх «демократизма»! Но прилюдно валяться в сугробе с министерской уборщицей?!.. Нет, извините, - это было абсолютно исключено.



Генеральный секретарь Л.И. Брежнев угощает свой обслуживающий персонал во время прогулки на катере. Фото В.Г. Мусаэльяна

1950-е, тексты, революционеры, история СССР, 1900-е

Previous post Next post
Up