Недавно шведская пресса сообщила читателям сенсационную новость. Нынешний премьер-министр страны длительное время находился под наблюденнем Центрального разведывательного управления. «Несколько лет за мной по пятам ходил агент ЦРУ», заявил Улоф Пальме в интервью газете «Экспрессен». Слежка началась в конце 60-х годов, когда шведская общественность активно протестовала против грязной войны США во Выетнаме.
В этих выступлениях принимал участие и У. Пальме, занимавший тогда пост министра просвещения и культов в правительстве Эрландера Поведение шведского министра вызвало раздражение официального Вашингтона, ЦРУ получило указание взять его под свой «колпак».
В Швецию был направлен специальный агент из числа его бывших знакомых по совместной учебе в Кенионском колледже (штат Огайо). В задачу агента входило выяснение позиции Швеции в отношении США путем контактов как с самим Пальме, как и с его близким окружением.
Примечательно, указывает в этой связи «Экспрессен», что агента ЦРУ разоблачила не шведская полиция безопасности, а сам премьер-министр. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в вышедшем недавно в Советском Союзе переводе сборника материалов о подрывной деятельности Центрального разведывательного управления США в Западной Европе*
* Dirty Work: The CIA in Western Europe Hardcover - January 1, 1978 by Philip Agee (Editor), Louis Wolf (Editor).
«Грязная работа ЦРУ в Западной Европе». Сборник материалов, Составители Ф. Эйджи и Л. Вулф. Перевод с английского, М., Воениздат. 1982, 288 стр.
«Шведская секретная служба, - подчеркивается в одной из опубликованных в нем статей, - никогда не преследовала людей ЦРУ… С точки зрения ЦРУ, она является его союзником, который никогда не станет помехой в любой операции. ЦРУ может вести себя в Стокгольме как у себя дома, не боясь риска» (стр. 200).
Как у себя дома агентура ЦРУ чувствует себя во многих западноевропейских столицах. Политические интриги и заговоры, подкуп иностранных деятелей, расправы с неугодными, тайное финансирование избирательных кампаний, манипулирование прессой, экономический шпионаж и скрытое подстрекательство - далеко не полный перечень того, чем занимаются вашингтонские резидентуры в союзных США странах.
Разумеется, эта деятельность прикрывается лозунгами борьбы против «красной опасности» и «международного коммунизма», общих врагов международной буржуазии. Однако, как свидетельствует один из составителей сборника, Ф. Эйджи,- это «самый устойчивый миф», используемый ЦРУ для прикрытия своего вмешательства во внутренние дела зарубежных государств.
Этому мифу легко верят, поскольку воинствующий антикоммунизм - основа основ внешнеполитического курса США, который призваны защищать и обслуживать все американские секретные службы. Однако для ЦРУ, подчеркивается в книге, сбор и обработка разведывательных данных о Советском Союзе и его союзниках - далеко не единственная задача.
ЦРУ, свидетельствует Эйджи, остается в первую очередь «учреждением действия», Сфера его интересов простирается между «дипломатней полосатых брюк» и высадкой морской пехоты, а его объекты в большинстве стран остаются одни и те же: правительства, политические партии, вооруженные силы, полиция, секретные службы, молодежные и студенческие организации, культурные и профессиональные общества, средства массовой информации.
В каждом из них ЦРУ поддерживает своих друзей и громит противников, поскольку целью управления было и остается обеспечение гегемонии США, возможности для транснациональных компаний усиливать эксплуатацию природных богатств и трудящихся других государств. Человек, написавший эти слова, безусловно, хорошо знает, о чем говорит. Известный советскому читателю по книге «За кулисами ЦРУ», Ф. Эйджи в молодости воспитывался у иезуитов, был фанатиком-антикоммунистом.
В разведку пошел добровольно. Он начал подвергать сомнению все, чему безоговорочно верил, когда приехал в качестве сотрудника резидентуры ЦРУ в Эквадор. Там у него возникло и окрепло отвращение к людям, на которых его ведомство делало главную ставку: жестокие узколобые правители. Меньшинство, которое навязывало свою волю стране.
Оказавшись впоследствии в Уругвае, Эйджи вновь убедился, что у власти находятся дельцы, погрязшие в коррупции. Местная элита продажна и порочна. Десятки миллионов долларов были по- трачены ЦРУ ради сохранения этой прогнившей бюрократии - главного тормоза социального прогресса в Латинской Америке.
В мировоззрении Эйджи произошел коренной поворот, и он встал на путь открытой борьбы со своими духовными наставниками из Лэнгли. Рецензируемый сборник материалов - одна из вех на пути этой борьбы. Ф. Эйджи вместе с американским публицистом Л. Вулфом включил в него документальные свидетельства американских, английских, итальянских, французских, испанских, греческих авторов, появившиеся в разное время на страницах буржуазной прессы.
Собранные воедино, эти свидетельства превращаются в гневный обвинительный акт против тех, кто возвел откровенный разбой в норму поведения на международной арене. В фокусе сборника - локальная тема: ЦРУ и Западная Европа. Но она приобретает особое значение потому, что именно здесь, в Старом Свете, находятся основные партнеры США по НАТО.
Речь, следовательно, идет о тайных операциях на территории государств, объединенных атлантической солидарностью. Как же ее про- являют США? Вот несколько примеров. Одним из самых важных объектов внимания ЦРУ в послевоенный период стала Греция. В 60-е годы там действовало более 200 сотрудников управления.
Они использовали эту страну для организации с ее территории операций против государств, прилегающих к Восточному Средиземноморью, Красному морю и Персидскому заливу, вели работу против социалистических стран. Однако не меньше сил было отдано тайному вмешательству в собственно греческие дела.
Оно принимало самые разнообразные формы: от военной помощи и интервенции для подавления «внутренних беспорядков» до попыток физической расправы с лидером тогдашней оппозиции Андреасом Папандреу, которого пытались отравить сильнодействующим наркотиком, и поддержки ЦРУ военного переворота «черных полковников» в 1967 году.
Аналогичный переворот агентура ЦРУ, как свидетельствуют материалы сборника, готовила и в Италии. В этих планах Вашингтона не последняя роль отводилась итальянским секретным службам, которые ЦРУ рассматривало как своих подручных. Самым тесным образом оно сотрудничает и с разного рода неофашистскими организациями, с которыми заокеанских рыцарей плаща и кинжала роднит патологический антикоммунизм.
Резко возросла активность агентуры ЦРУ в Португалии после падения в этой стране фашистского режима. «На Азорских островах, как и в метрополии, в католической церкви, в политических партиях и даже в вооруженных силах, ЦРУ и его союзники стремятся создать хаос, который оправдал бы попытку так называемых умеренных свергнуть революционное правительство»,- свидетельствует Ф. Эйджи в статье, написанной в 1975 году (стр. 45).
Чем же конкретно занималось ЦРУ в то время в Португалии? Его основная задача - проникнуть в Движение вооруженных сил с целью сбора информации о его планах, уязвимых местах и внутренней борьбе; выявить так называемых умеренных и тех, кто может быть пригоден для обеспечения стратегических западных интересов.
Другие задачи ЦРУ включают распространение фальшивых документов и слухов, разжигание конфликтов и соперничества, сдерживание развития революции по пути к социализму. Центральное место во всех важных политических операциях ЦРУ, говорится в сборнике, отведено пропагандистским кампаниям.
С их помощью обрабатывают общественное мнение, насаждая страх, неуверенность, возмущение, вражду, раскол и хаос. Газеты, радио, телевидение, настенные лозунги и плакаты, листовки и фальсифицированные документы - весь этот арсенал использовало ЦРУ и в Португалии. Единственный «совет», который ЦРУ было готово дать гражданам этой страны, - это «как совершить контрреволюцию», констатирует Эйджи (см. стр. 51).
На всем западноевропейском континенте едва ли можно найти страну, где ЦРУ не пыталось бы просунуть ногу в чужую дверь. По свидетельству одного из авторов сборника, в 70-х годах Вашингтон вел подрывные операции против своей наиболее преданной союзницы по НАТО Великобритании.
Тайные агенты постоянно следили за деятельностью лейбористской партии и прогрессивных организаций. Во Франции вашингтонская агентура вмешивается в дела политических организаций, засылает в них своих соглядатаев, стремится влиять на внешнеполитический курс Парижа, занимается промышленным и экономическим шпионажем.
ЦРУ глубоко проникло в органы французской разведки и контрразведки, завербовало там, главным образом с помощью подкупа, многочисленных осведомителей. Несть числа кадровым агентам ЦРУ в Западной Германии. Их здесь больше, чем в любой другой западноевропейской стране, поскольку на берегах Рейна существуют особенно благоприятные условия прикрытия.
Помимо традиционной посольской крыши, многие сотрудники ЦРУ используют для этого базы американских войск, расквартированных в ФРГ. Наиболее крупные резидентуры расположены под Франкфуртом-на-Майне, в Бонне и Мюнхене. Приведенные в сборнике свидетельства говорят о том, что в ФРГ, как и в соседних с ней странах, ЦРУ цепко держит руку на пульсе внутриполитической жизни страны, стремится обеспечить незыблемость ее проамериканского курса, благосклонное отношение Бонна к экономическим интересам заокеанских монополий.
Вместе с тем, поддерживая и финансируя многочисленные подрывные антикоммунистические центры на территории ФРГ, ЦРУ ставит под удар престиж этой страны в глазах мирового сообщества, наносит ущерб советско-западногерманским отношениям. Итак, служа империалистическому курсу США на достижение мирового господства, Центральное разведывательное управление действует как главное орудие вмешательства во внутренние дела, ущемления национальной независимости и суверенитета других государств, в том числе и союзных Вашингтону.
ЦРУ стреляет и по «своим» - к такому выводу подводят читателя материалы сборника. При этом его авторы с порога отвергают мысль о какой-либо бесконтрольности в работе разведки. ЦРУ во всех своих действиях подчиняется приказам президента или его помощника по вопросам национальной безопасности
пропуск страницы
лионному народу, обнажает всю меру участия США в придании польскому кризису катастрофического характера» (стр. 13). Кстати сказать, опровержения мадридской публикации из Вашингтона не последовало, да по-другому, видимо, и не могло быть, поскольку нынешняя администрация США давно уже отбросила фиговый листок «невмешательства» в польские дела и в открытую перешла к политике дестабилизации положения в ПНР с помощью шантажа, экономических санкций, небывалой по размаху антипольской пропагандистской кампании и других форм подрывных действий.
Большое место в рассматриваемой работе заняли вопросы, связанные с деятельностью контрреволюционных сил в самой Польше. Эти силы имели тесные контакты с разведывательными и пропагандистскими центрами Запада, выступали с ними заодно, хотя зачастую и маскировали свою антинародную, антисоциалистическую деятельность ультрапатриотической, псевдомарксистской фразеологией.
Автор собрал любопытную и поучительную информацию о контрреволюционных вожаках, окопавшихся в руководстве ныне распущенного профобъединения «Солидарность». Поучительную в том смысле, что все эти курони, михники, модзелевские и другие имели опыт и соответствующую подготовку для борьбы с социализмом, а потому представляли собой серьезных противников, которых прежнее руководство ПОРП долгое время недооценивало.
И надо прямо сказать, что за такую недооценку дорого пришлось заплатить. Эти самозваные претенденты на амплуа выразителей интересов трудящихся своей изощренной демагогией, своими проводившимися в масштабах всей страны деструктивными действиями («забастовочный терроризм») сумели нанести ПОРП, делу социализма в ПНР немалый ущерб.
Подобные «борцы за рабочее дело» до поры до времени весьма успешно спекулировали, укрепляя в польском обществе свое влияние, на ошибках в строительстве социализма, накопление и углубление которых вело к росту общественного недовольства. Как констатируется в книге, «все ощутимее давало себя знать нарушение связи между ПОРП и властями, с одной стороны, и значительными массами трудящихся - с другой.
Но, - полагает автор, - без целенаправленной работы контрреволюциюнных элементов недовольство не вылилось бы в разрушительные действия, а нашло другие, может быть, острокритические, но конструктивные формы» (стр. 38). Книга содержит обширную информацию о создании польским контрреволюционным подпольем «альтернативных структур», или «антивласти», в стране.
Считалось, что первым кирпичом в здании этих структур стал так называемый «Комитет защиты рабочих» (КОР), созданный в сентябре 1976 года и получивший впоследствии известность как главная пружина контрреволюционных событий 1980-1981 годов. Но в начале 1983 года обнаружилось, что у КОР был «хозяин» - строжайше законспирированная организация, ни разу за все время кризиса не появившаяся открыто на польской политической арене.
Речь идет «Польском независимом соглашении» (ПНС), созданном B самом начале 1976 года. Организационная схема ПНС во многом воспроизводит принципы деятельности и строения масонских лож и мафии. Как выясняется, ПНС осуществляла функции троякого рода: во-первых, организатора и координатора деятельности антисоциалистической оппозиции во всех ее проявлениях и формах: нелегальной, полулегальной и открытой; во- вторых, политического руководителя всей подпольной сети - и на этапе подготовки контрреволюционного выступления и во время самих событий; и, наконец, в-третьих, ПНС служила главным каналом связи польской контрреволюции c ЦРУ и другими спецслужбами.
Нет, видимо, необходимости комментировать весь имеющийся в книге документальный материал о насаждении польской контрреволюцией собственных органов «самоуправления» на производстве и попытках создания других «альтернативных структур», уже откровенно нацеленных после гданьского съезда «Солидарности» осенью 1981 года на то, что- бы завладеть всей полнотой государственной власти для уничтожения завоеваний социализма в Польше.
Можно отметить только, что подобные попытки «передвижки власти» принесли противоположный результат: они оказались катализатором начавшегося осенью 1981 года процесса отхода рядовых его участников от все более обнажавшего свою антисоциалистическую сущность политики руководства «Солидарности».
Контрреволюционеры, как подчеркивает автор, «явно недооценили глубину приверженности основных масс польского рабочего класса и других групп трудящихся принципам и устоям социализма» (стр. 156). При всей своей противоречивости нарастал процесс разочарования польских трудящихся в «Солидарности».
Понимая это, штабы контрреволюции взяли курс на быстрый захват власти и с этой целью, как отмечается в книге, «резко форсировали дальнейшую дезорганизацию уже расшатанных экономических и политических структур социализма, стремясь до предела и в самые сжатые сроки «раскачать» государственный корабль.
Примерно с середины ноября ход событий приобрел особую стремительность и целеустремленность» (стр. 174). Именно в те дни активизировалась такая экстремистская организация, как «Конфедерация независимой Польши», которой с самого начала была предназначена роль резерва контрреволюции и которая уже имела к этому времени в Варшаве и других крупных городах штурмовые отряды своих «боевиков».
Именно тогда лидеры «профобъединения» в одностороннем порядке прервали переговоры с властями по поводу Фронта национального соглашения, В. П. Трубников подробно останавливается на последних полутора месяцах деятельности заговорщиков, уделяя особое внимание, во-первых, радомскому слету их главарей 3 декабря 1981 года, который принял решение о свержении социалистического строя в Польше в самое ближайшее время, во-вторых, последовавшей за этим лихорадочной практической подготовке на местах к решающему выступлению сил контрреволюции и, в-третьих, гданьскому заседанию всепольской комиссии «Солидарности» 11-12 декабря, выдвинувшему по отношению к конституционным властям ПНР заведомо неприемлемые, провокационные ультимативные требования.
Правительству устанавливался крайний срок - 17 декабря. На этот день назначалось проведение массовых демонстраций в поддержку гданьского ультиматума, которые решено было перевести в прямой захват важнейших стратегических объектов. Таким образом, путчисты ставили Польшу на край пропасти, толкали ее в пучину братоубийственной войны.
Сохранялся ли в этих условиях шанс отвести от польского народа надвигавшуюся угрозу кровопролития без применения государственными властями чрезвычайных мер? «Нет,- подчеркивает автор,- его в эти дни уже не было» (стр. 210). Чрезвычайные меры, как известно, были приняты. 13 декабря, ровно в пол- ночь, высшие конституционные органы ПНР ввели по всей территории страны военное положение и образовали Военный совет национального спасения.
Все попытки внутренних и внешних врагов социалистической Польши поднять массы на борьбу против его решений успеха не имели. Иными словами, «операция Полония» окончилась полным и закономерным крахом. Несомненно, сильной стороной книги об «операции Полония» является ее солидная документальная основа, которая позволяет читателю составить достаточно целостное представление об этой широко задуманной подрывной операции, разобраться во многих весьма непростых особенностях кризисных событий в ПНР в 1980-1981 годах.
Вместе с тем можно высказать одно соображение по этому поводу. Приведенный в книге документальный материал о скоординированной подрывной деятельности империализма и контрреволюционных сил в Польше настолько масштабен и красноречив, что у не очень осведомленного читателя может создаться впечатление, что именно в действии этих факторов - чуть ли не единственная причина хаоса и анархии в ПНР в названные годы.
А между тем сам автор с полным на то основанием - ведь речь идет о многоукладном обществе переходного от капитализма к социализму периода - предостерегает против этого, указывая на необходимость конкретного рассмотрения сложных, переплетающихся, a подчас неоднозначных факторов и событий общественного кризиса в Польше (см, стр. 7-8).
Так, собственно, и поступают польские коммунисты, обращаясь к причинам и урокам событий 1980-1981 годов в своей стране. Это еще раз было подчеркнуто в документах Всепольской конференции ПОРП, проходившей 16-18 марта 1984 года в Варшаве. «Противоречия, возникшие в сложном процессе глубоких преобразований,- говорится в декларации этой конференции «За что мы боремся, к чему стремимся»,- многократно нагромоздились и вылились в опасные конфликты и кризисы.
Их общей чертой было ослабление связи партии с трудящимися, снижение рабочего доверия. Это вытекало из отступления от принципов социализма, несоблюдения законов социально-экономического развития, нарушения ленинских норм партийной жизни и принципов народовластия, ослабления классовой бдительности.
Все это беспощадно и цинично хотели использовать в своих целях враги социализма. Империалистические силы, особенно правительство США, искали возможность, чтобы использовать ослабленную, раздираемую противоречиями и оказавшуюся под угрозой внутренней конфронтации Польшу для ослабления социалистического содружества и международной безопасности».
Конкретное рассмотрение всего комплекса перечисленных проблем только и может дать полное представление о действительной картине событий 1980-1981 годов в Польше. Но, повторяем, автор специально оговаривает в предисловии, что он не ставил перед собой цели осветить все перипетии этой драматической полосы в жизни братского польского народа.
Что же касается задачи своего исследования, то с ней В.П.Трубников справился успешно, изложив нужный и важный для советского читателя материал в доходчивой форме, хорошим литературным языком, Добавим, что его документальный очерк получил широкий отклик в периодической печати ПНР.
Ю. Новопашин, кандидат философских наук. Коммунист, 1982