То кровопролитное сражение ещё и тем знаменито, что после него появился необычный портрет Лермонтова...
Сражение на Кавказе при реке Валерик летом 1840 года оказалось знаменательным в истории не только тем,
что после него появилось стихотворение Лермонтова "Валерик" (ударение на "и").
Но ещё и так сложилось, что после этого сражения появился необычный портрет Лермонтова...
Но по порядку
Если бы поручик артиллерии, офицер Генерального штаба барон Дмитрий (Дитрих) Петрович фон дер Пален,
не оказался бы художником-дилетантом, то мы бы могли не узнать - какой он, настоящий Лермонтов...
И Лермонтов, и барон фон дер Пален были прикомандированы в штаб отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева.
Оба принимали участие в кровопролитном сражении на реке Валерик.
Валерик - речка в Чечне, приток Сунжи.
Название происходит от чеченского слова "валлариг" - мёртвый.
"Речка смерти" - назовёт её Лермонтов в своём стихотворении.
Кроме стихотворения Лермонтов делал и иллюстрации к стихам:
Раскрашенный вариант князем Г.Г. Гагариным (1810-1893), тоже участником тех событий:
Акварель Лермонтова "Похороны погибших при сражении на реке Валерик", июль 1840:
Через несколько дней после сражения офицеры отдыхали после боя
в палатке квартирмейстера 20-й пехотной дивизии подполковника барона Льва Васильевича Россильона(1803-1883).
И здесь барон Пален сделал серию портретных зарисовок карандашом многих участников того похода.
В том числе портрет Лермонтова, 23 июля 1840 год:
Это единственное - профильное - изображение Лермонтова.
И, как говорили его современники - самый похожий - на него портрет.
В пояснении к портрету сказано:
"Портрет командира взвода 12-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова,
сделанный в июле 1840 бароном Д. П. фон дер Паленом на бивуаке у Миатлинской переправы в Дагестане,
примерно в 30 километрах юго-западнее крепости Грозная"
А это портрет генерала Галафеева на полковом барабане, тоже рисунок барона Палена:
Вся серия портретов была собственностью подполковника Россильона.
В 1881 году портрет Лермонтова был передан П.А. Висковатову, первому биографу Лермонтова.
Сейчас портрет в ИРЛИ - Институте русской литературы.
Барон Россильон терпеть не мог Лермонтова, Лермонтов отвечал ему такой же взаимностью.
Лермонтов в этом походе старался быть как можно ближе к жизни солдат.
А Россильон видел в этом желание пооригинальничать.
Храбрость Лермонтова считал показной, хотя другие офицеры с этим не были согласны, включая генерала Галафеева.
Даже спустя 40 лет после смерти Лермонтова, когда к Россильону приехал биограф Лермонтова Павел Висковатов,
чтобы записать воспоминания Россильона о поэте,
Россильон не сменил своего неприязненного отношения:
"Лермонтов был неприятный, насмешливый человек и хотел казаться чем-то особенным.
Он хвастал своею храбростью, как будто на Кавказе, где все были храбры, можно было кого-либо удивить ею!"
Да и ладно. Главное, портрет Лермонтова сохранил и молодец.
Если бы не Лермонтов, кто бы когда вспомнил барона Россильона,
кроме узких военных историков-специалистов по Кавказским войнам...
А насчёт портрета вот ещё мнение. От Блока.
Из дневников Корнея Чуковского, который сделал запись весной 1920 года,
когда многие литераторы работали в коллегии "Всемирной литературы" под руководством Горького.
".. Всюду мы заседали вместе с Блоком и садились обычно рядом.
Вот он сидит и рассматривает портрет Лермонтова, напечатанный в книге, потом показывает мне и говорит:
- Не правда ли, Лермонтов только такой? На этом портрете. На остальных - не он"
Ну и несколько примеров "остальных портретов"
Это портрет 1838 года после первой ссылки на Кавказ. Художник А.И. Клюндер:
Портрет 1840 года, живописец П.Е. Заболотский:
"Автопортрет в бурке", 1837 год, после смерти Пушкина, Лермонтову здесь 23 года:
Иллюстрации картин из свободных источников Сети