Имидж алкоголя: два мира - две системы

Jul 29, 2022 22:38





Два мира - две системы.

Была ли в СССР реклама алкоголя? В каком-то смысле - была: например, в соцсетях часто публикуют хорошо известный, набивший оскомину, «Каталог ликёро-водочных изделий 1957 года» с более чем 100 наименованиями качественных алкогольных напитков. Часто его используют в качестве «доказательства» того, что хороший алкоголь был вполне доступным для советских граждан, в том числе и в форме таких экзотические напитков как "Cоветский виски" или «Cоветский джин».



Ещё свои каталоги выпускали различные винодельческие хозяйства, например, «Массандра», но и в этом случае такая реклама носила в основном ознакомительный характер: качественные вина были малодоступными, особенно, во времена горбачёвского «сухого закона». Реклама алкоголя в смысле «платного однонаправленного и неличного обращения, осуществляемого через средства массовой информации и другие виды связи» присутствовала в каталогах «Внешпосылторга» и магазинoв сети «Берёзка» («Каштан» на Украине), но эта рeклама была направлена исключительно на иностранцев и небожителей СССР - владельцев чеков «Внешпосылторга».

Что же касается массового потребителя, то он в рекламе не нуждался: в СССР пили много (почему - это отдельный разговор) и алкоголь советскому человеку был нужен, в основном, чтобы «напиться и забыться». Что же касается государства, то с одной стороны государству нужны были деньги, вырученные от продажи алкоголя, с другой - было видно, что народ откровенно спивается, поэтому более необходимой была, как бы сейчас сказали, «социальная реклама», направленная на борьбу с «зелёным змием».

Совершенно другой имидж у алкоголя был на Западе. Его как раз там рекламировали, навязывали потребителю, используя при этом всевозможные психологические трюки. Например, вырабатывали у потенциального потребителя-мужчины ассоциацию алкоголя с престижем, высоким социальным статусом, популярностью у женщин и прочими приятными вещами. Давайте теперь посмотрим как в 1960-80-е годы по обе стороны «железного занавеса» работали реклама и антиреклама алкоголя.





















И вот результат: в фильме «Возвращение резидента» с одной стороны идёт (бесплатная!) реклама - product placement водки Smirnoff (фильм был снят для советского зрителя, у которого не было доступа к этой водке), а с другой - герои фильма обсуждают «борьбу с зелёным змием» в СССР, признавая, что «змий» победил и победил с крупным счётом:

image Click to view



Не злоупотребляйте алкоголем. Пить нужно, как сказал герой другого известного советского фильма, «по поводу», под хорошую закуску и исключительно в хорошей компании:



На здоровье!

образование, США, 1970-е, 1980-е, 1950-е, 1960-е, этикетки, СССР, напитки

Previous post Next post
Up