День в истории. Два Делоне

Jul 14, 2022 18:55



Маркиз Бернар-Рене Жордан де Лоне (1740-1789), последний комендант Бастилии. Вадим Николаевич Делоне (1947-1983), советский диссидент, участник демонстрации 1968 года на Красной площади, считавший себя отдалённым потомком маркиза де Лоне. Оба умерли в Париже...

14 июля, день взятия Бастилии - это ещё и день одного из первых проявлений народного правосудия в дни французской революции. Народ схватил коменданта крепости маркиза де Лоне, казнил его, после чего отрезанную голову носил на пике. Такая расправа может показаться немножко жестокой. Но давайте посмотрим на эту историю подробнее.

Маркиз Бернар-Рене Жордан де Лоне вовсе не случайно оказался комендантом тюрьмы. Он долго просил и добивался для себя этой должности. Когда-то его отец занимал тот же пост, и маркиз полагал, что имеет на него законное право как на своего рода наследство. И вот в 1776 году королевские власти, убеждённые его просьбами, а скорее, и кое-чем более осязаемым и весомым, пошли ему навстречу: де Лоне получил желаемый пост. Какие порядки после этого он завёл в подчинённой ему тюрьме? Такие, что, вероятно, сам помещик Плюшкин обзавидовался бы, и не смог бы придумать ничего более «образцового».
Де Лоне экономил абсолютно на всём - пище, одежде, дровах для отопления, продавая всё на сторону, и решительно из всего выжимая прибыль для своего кармана. Заключённые терпели голод, холод и другие лишения, которые красочно описал в письме один из узников, по имени Пелиссери:
«Уже семь лет я заключен в Бастилии. В моём печальном жилище зимою ужасный холод, дров для топки отпускается крайне недостаточно и они очень сыры; конечно, комендант распоряжается так из одного человеколюбия, чтобы умерить жар огня и заморозить пылкие чувства заключённого, мечтающего о свободе! Летом я вдыхал воздух только через окно, просверленное в стене, толщиною в пять сажен и заделанное двойными железными решётками… С 3 июня 1777 года до 14 января 1784 года у меня была самая дурная постель; матрас был так изорван, источен червями, наполнен сором и пылью, что я никогда не мог на нём спать, а плохой соломенный стул, из самых простейших, у которого спинка входила внутрь сиденья, заставлял невыносимо страдать плечи, поясницу и грудь. Чтобы сделать ужаснее неприятности подобного положения, зимой мне отпускали воду только вонючую и испорченную, какая бывает в реках при разлитии; её брали, конечно, из рвов Бастилии, куда, как известно, выливаются разные нечистоты из квартир Арсенала и замка. К довершению всех жестокостей… мне давали самый отвратительный хлеб, от которого мне сильно нездоровилось; вместо положенного обеда и ужина я получал мешанину из всякой дряни, мне давали остатки кушаний от господ и слуг, часто вонючие, отвратительные, засыхающие и гниющие в кухонных шкафах…»
За такую манеру изводить всех своей скупостью де Лоне возненавидели не только узники, но и охранники крепости. Возможно, поэтому, когда 14 июля де Лоне собрался поджечь пороховой погреб и взорвать крепость на воздух со всеми её обитателями и штурмующими, подчинённые маркизу солдаты гарнизона ему помешали - вырвали горящий факел у него из рук.
Вот после этого-то маркизу и пришлось изведать на своей шкуре, что такое правосудие революционного народа.
Но тут интересно, что известный советский диссидент Вадим Делоне вёл свой род от этого самого коменданта тюрьмы. Это, конечно, само по себе ничего не значило бы - предков, в конце концов, не выбирают (хотя, по последним данным, советский Делоне не был потомком коменданта Бастилии), однако Делоне гордился (!) таким родством: «Моим далёким предком был комендант Бастилии. За верность присяге королю ему отрубили голову в порыве «народного гнева» и торжественно носили её на пиках восставших по улицам Парижа... И зачем же было голову его на пику водружать и по всему Парижу носить! Это ж, согласитесь, хамство и низость!»



Вадим Делоне (1947-1983) под портретом противника революции Ивана Бунина



Неизвестный художник. Арест де Лоне



Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716-1803). Арест коменданта Бастилии. 1790



Участники штурма Бастилии несут на пиках отрубленные головы защитников крепости


тексты, тюрьмы, революционеры, 1700-е, история Франции, революция

Previous post Next post
Up