Это - инструкция (по-видимому, для агентуры или курсантов КГБ) о том, как выявлять граждан, которые потенциально могут оказаться вражескими агентами-нелегалами.
Он почти не употребляет алкоголя, вежливый, работящий, галантный к женщинам, разбирается (в отличие от советских граждан) в государственном устройстве СССР, владеет иностранными языками, интересуется фотографией и радиоделом. Он - агент разведок капиталистических государств.
После прочтения этого, возникает тягостное впечатление о том образе советского гражданина, который даже КГБ полагал истинным…
И о документе. Комментарий доктора исторических наук Дмитрия Веденеева - профессора, бывшего завкафедрой истории спецслужб, полковника запаса.
На мой взгляд, это вполне аутентичный документ. Вероятно - созданная на базе соответствующих инструктивных документов и учебной литературы учебно-методическая разработка (опорный конспект лекции) для овладения специальной дисциплиной по основам контрразведывательной работы, или "второй линии", как ее неформально называли в КГБ СССР - от названия другой главного управления КГБ СССР (контрразведывательная противодействие разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб).
В пользу оригинальности представленного материала свидетельствует применение весьма характерных для "чекистской" литературы выражений и устойчивых терминов.
Есть в документе и распространенный в вузах КГБ дидактический подход - выделение комплекса признаков, присущих определенным видам антигосударственной (противоправной) деятельности, предотвращения и расследования которого относилось к компетенции органов государственной безопасности СССР. Думается, документ появился в 1960-1970-х гг.
Трудно сказать, в каком специальном учебном заведении КГБ подготовили эту разработку. Однако вряд ли это "официальное" издание ведущего ведомственного учебного заведения - Высшей Краснознаменной ордена Октябрьской революции школы КГБ СССР имени Ф.Э.Дзержинского (ныне - Академия ФСБ РФ), ведь слишком много грамматических несогласованностей (учебное заведение было весьма солидный по научным потенциалом).
Всего по состоянию на 1990 г. в учебных заведениях КГБ СССР служили 38 докторов и 756 кандидатов наук, 20 профессоров, 188 доцентов, 16 старших научных сотрудников). Тогда же научный потенциал Высших курсов КГБ СССР, например, в г. Киеве, составляли доктор философских наук, 26 кандидатов наук, 16 доцентов.
Скорее всего, это либо кафедральная разработка, или даже "самопально" напечатанный слушателями конспект (хотя это был бы экстраординарный поступок - в таком случае будущие оперработники рисковали карьерой и партиблетом - учебная литература и конспекты хранились в спецбиблиотеке, откуда их получал в толстенном чемодане "секретчик" учебной группы).