Судьба - окружающие враждебные силы, мешающие идеальному человеку гордо продвигаться вперед

May 17, 2022 10:41




Над Пятой симфонией Бетховен работал свыше пяти лет. Первоначальные наброски ее относятся к 1802 году, когда была начата и Третья («Героическая») симфония. Закончена же Пятая симфония лишь в апреле 1808 года. К своей сложной творческой задаче композитор возвращался несколько раз, подолгу откладывая ее, упорно отделывая и углубляя, пока, наконец, не были найдены наиболее совершенные формы.  В отличие от Третьей и Шестой, Пятая симфония, не содержит никаких словесных обозначений идейного содержания произведения.



Сохранился рассказ о том, что на вопрос любознательного ученика: что хотел Бетховен передать настойчивым ритмическим мотивом, на котором построена вся музыка 1-й части и который возвращается позднее в 3-й части и финале, Бетховен коротко ответил: «Так судьба стучится в дверь». Судьба - это те враждебные силы, которые окружают идеального человека, мешают его гордому продвижению вперед к счастливой свободной жизни. Эту силу Бетховен рисует грозной и могучей. Но она не устрашает художника. Бетховен полон горячей веры в силы человека.

Он поет восторженный гимн человеческой воле, человеческому разуму; он провозглашает уничтожение всех враждебных сил и конечную победу человека. Именно таково оптимистическое содержание этой драматически напряженной и страстной симфонии.  Пятая симфония - смелое новаторское произведение. Композитор вводит новые оркестровые краски, использует мощные и блестящие массивы медных инструментов. К обычным валторнам и трубам присоединяются в финале тромбоны - об разуется небывалый по силе и блеску величественный хор. В Пятой симфонии преобладают широкие смелые штрихи.

Это грандиозная декоративная фреска, где все линии отчетливы, резки, где все намерения художника сразу же доходят до слушателя. В Пятой симфонии Бетховен использует предельно-сжатые и четкие музыкальные мысли. В развитии этих мыслей композитор не допускает ни малейшего отступления в сторону от развертывающейся идеи борьбы и победы, не допускает нп одного лишнего слова, ни одной передышки в поступательном движении: «таким страшным количеством вольт заряжен этот аппарат!» - восклицает Ромен Роллан и продолжает: - в этом произведении линия страсти обнажена и непрерывна, без чего бы то ни было, без какой-либо подробности, без тени, без украшения, которое хоть на миг отвлекло бы внимание!».
Среди произведений среднего периода творчества композитора Пятая симфония занимает особое место. С наибольшей полнотой и завершенностью выражает она самые значительные стороны мировоззрения Бетховена - мыслителя и борца.
Первая часть симфонии (Allegro con brio) начинается без вступления. Сразу же раздаются яростные удары главного мотива, который может быть назван на основе известного бетховенского высказывания «мотивом судьбы». Ему отвечают сдержанные и тревожные возгласы струнных инструментов, перекликающихся между собой и как бы вопрошающих друг друга. Снова с большой силой раздаются грозные удары. После минутного смятения в оркестре утверждаются уверенные ритмы. Раздается смелая, воинственная фанфара валторны.



Следующая немедленно за этой фанфарой тема, нежная и мелодичная, противостоит силам судьбы. Новая тема развивается и принимает все более уверенные и мужественные очертания. Дальнейшее действие развертывается стремительно, рисуя сосредоточенную, напряженную борьбу. Страстно-возбужденные возгласы чередуются с моментами зловещего затишья. Скорбно звучит одинокая жалобная мелодия гобоя.
Но мужество героя не иссякло: с новой энергией устремляется он навстречу враждебным силам.. Еще раз проносится картина битвы. Все сильнее и ожесточеннее звучат удары судьбы. Первая часть не дает разрешения трагического конфликта.
Задумчивая созерцательность и сосредоточенность - таковы черты второй, медленной части (Andante con moto). Она построена на трогательно нежной и, вместе с тем, проникновенно-серьезной теме виолончелей и альтов. Среди торжественного покоя вдруг вспыхивают огненные фанфары, мужественные и уверенные, зовущие к новой борьбе, сулящие победу. Основная тема вариационно развивается: мягкие волнистые линии украшают главную мелодию. Заключительная музыка закрепляет чувство уверенной ясности.
Третья часть (Allegro) вызывает настроения мучительных сомнений и драматических ожиданий. Во мраке и торжественной тишине раздается робкая и вопрошающая фраза басов. И вдруг в мощных звуках валторн, далее подхватываемых всем оркестром, воскресает трагический ритм первой части (мотив судьбы), полный зловещих угроз. Но композитор откладывает решение драмы. Он вызывает к жизни новые образы. Нарочито тяжеловесно вступает энергичная танцевальная тема басов. Вслед за басами все голоса вовлекаются в живописный и радостный хоровод. Но эта сцена быстро исчезает. Снова тревожное ожидание, снова зловещий ритм судьбы.
Мрачный характер музыки все более сгущается. Нарастает ощущение тяжелого гнета, беспросветной тьмы, близости катастрофы (на фоне безжизненно угасающих звуков струнных литавры гулко и отчетливо отбивают знакомый страшный ритм мотива судьбы). И вдруг после нескольких тактов стремительного взлета раздается мощная солнечно-ясная победная песня. <>Третья часть непосредственно переходит в финал (Allegro). Ликующая, полная увлекающей силы музыка финала построена на четырех последовательно сменяющихся маршеобразных темах.
В середине финала, как минутные воспоминания, воскресают гнетущие образы третьей части, угрожающие ритмы судьбы. Но лишенные силы, они уже не могут омрачить завоеванное счастье и исчезают, отступая перед натиском победоносных и безудержно радостных праздничных образов.


Московская Государственная Филармония. БЕТХОВЕН. Пятая симфония
Л 80;87 от 6/VIII-71 г. Зак. 2590. Тир. 5000 Типография ВХО

1970-е, музыка

Previous post Next post
Up