В этой простой формуле заключено самое краткое описание иранской революции, день которой отмечался 11 февраля.
Шах ушёл:
Шах за несколько минут до своего последнего отлёта из Ирана, 16 января 1979 года. В ноги ему бросился один из верноподданных слуг, офицер шахской гвардии, умоляя монарха не покидать страну. Закутанная в меха шахиня весело улыбается - что её так развеселило? Загадка. Кстати, она жива и сейчас.
Почему иранцам вообще потребовалась революция - на этот вопрос неплохо отвечает письмо, адресованное этой самой шахине радикальной немецкой журналисткой несколькими годами ранее:
«Большинство иранцев» - это крестьяне с годовым доходом менее 100 долларов на семью. А у большинства иранских женщин умирает каждый второй ребёнок - понимаете, 50 из 100 - от голода, бедности и болезней.
Когда летом 1959 года Вы вернулись из Парижа и отправились на Каспийское море, Вы, оказывается, «сильно изголодались по персидскому рису и особенно по нашим особенным фруктам, по нашим сладостям, по всему тому, из чего состоит настоящая персидская трапеза и что можно найти только в Иране».
Должна Вам сказать, что большинство иранцев тоже изголодалось - и не только по сладостям, но и по простому куску хлеба. Для крестьян Мехдиабада, например, «настоящая персидская трапеза» состоит из размоченной в воде соломы - и в каких-нибудь 150 километрах от Тегерана крестьяне подняли восстание против правительственной кампании по борьбе с соломенными чучелами, поскольку эти чучела являются их основной пищей. А ещё можно жить, питаясь корнями растений и косточками фиников - жить недолго, конечно, и нехорошо, но изголодавшиеся иранские крестьяне пытаются. И умирают в 30 лет (это - средний срок жизни иранца). Но Вы ещё молоды, Вам всего лишь 28 лет. У Вас впереди ещё целых 2 прекрасных года - годы, которые действительно «можно найти только в Иране».
Тегеран Вы тоже нашли изменившимся: «Дома росли как грибы после дождя, улицы стали шире и ухоженней. Мои подруги тоже изменились: похорошели, стали настоящими молодыми дамами».
При этом Вы умышленно не заметили жилищ «миллионов внизу», например, не заметили тех 200 тысяч человек, что живут в южной части Тегерана, в «вырытых в земле пещерах и переполненных людьми глинобитных лачугах, похожих на крольчатники», как писала «Нью-Йорк таймс». Разумеется, шахская полиция тоже делает всё возможное, чтобы такие картины не оскорбляли Ваш взор. Когда в 1963 году тысячи бездомных искали себе жильё в строительном карьере, сотни полицейских вышибли их оттуда - чтобы не оскорблять эстетические чувства тех, кто ездит летом на Каспийское море. Шах считает вполне допустимым, что его подданные живут в таких скотских условиях. Недопустимым он считает - как для себя, так и для Вас, - чтобы эти подданные попадались на глаза.
Но положение в городах ещё относительно терпимое. «Я видел детей, - читаем мы в путевых заметках о Южном Иране, - которые, словно черви, копаются в навозе и питаются сорной травой и протухшей рыбой». Конечно, Вы можете законно радоваться, что это - не Ваши дети. Но всё равно это - дети. Так правит шах».
Имам пришёл - тоже посредством самолёта, «Боинга» компании «Айр Франс». Так в современном мире делаются революции...