140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина

Jan 18, 2022 01:40



Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913

16 (4) января исполнилось 140 лет со дня рождения художника Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943). Его задиристый нрав живописца проявился ещё при поступлении в Петербургскую Академию художеств (неудачном). Экзаменатор укоризненно спросил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зелёный цвет?» На что Лентулов дерзко ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!»
Однако эпоха требовала именно таких: художников-бунтарей, смутьянов в искусстве. По словам Лентулова, именно он в 1910 году именно придумал скандально-вызывающее название для группы художников «Бубновый валет» (куда входили Машков, Кончаловский, Фальк...), близкой к футуристам. «В 1910 году, - вспоминал он, - я начал разговор о формировании общества художников, работавших в противовес декадентам и символистам, господ в искусстве того времени». «Мы с Ларионовым долго и мучительно придумывали целый ряд названий, символизирующих цели нашего общества… наконец, решили назвать его «Бубновый валет»… Я сам, проавтор этого названия, долго колебался и волновался, пока более решительные товарищи не взяли верх, и название быстро привилось». Дочь художника, Марианна Аристарховна, добавляла: в русских гадальных картах бубновый валет символизировал молодость, горячую кровь…
Один из своих автопортретов Лентулов в те годы без ложной скромности подписал «Grand Peintre Russe» - «Великий русский живописец»! А сравнивая себя и своих друзей с французами, которым они во многом подражали (прежде всего Сезанну), гордо заявлял: «Наш авангард будет покруче!».



Небозвон. 1915 Лентулов: «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные, расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и, в частности, к кремлёвскому стилю и барокко».

Как видим, до 1917 года ни Лентулов, ни Маяковский не чуждались и патриотического творчества:



Аристарх Лентулов, стихи Владимира Маяковского. «Сдал австриец русским Львов, Где им, зайцам, против львов! Да за дали, да за Краков Пятить будут стадо раков!». 1915



Аристарх Лентулов. Военный плакат

Октябрь 1917 года художник принял восторженно: «Я сам к октябрьской революции подошёл с очень большим восторгом и волнением». Лентулов не только приветствовал Октябрь, но и пытался поддержать его со стороны искусства, устраивая вместе с товарищами, как сказали бы теперь, художественные перформансы. Искусствовед Абрам Эфрос писал: «Кто в первомайское празднество революции размалевал насквозь весь Охотный ряд, от Тверской до Дмитровки, цветным супрематизмом, загогулинами и завитками, слепившими глаза и мутившими мозги? - Лентулов! Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газон скверов Театральной площади в неистово-фиолетовый цвет, темперой, какой пишут в театре декорации? - Лентулов! К этому так привыкли, что ему приписывали даже то, чего он не делал. Это прилипало к нему само собой». Увы, блин оказался комом. Древесное творчество футуристов в ноябре 1918 года бросилось в глаза Владимиру Ильичу Ленину, который обычно спокойно относился к художественным поискам. Но липы были его любимыми деревьями, а футуристов он на дух не переносил! И такое надругательство над липами не стерпел. Владимир Бонч-Бруевич: «Я помню, с каким величайшим негодованием он, вызвав меня, спросил:
- Кто разрешил, кто позволил сделать это издевательство над деревьями Александровского сада, которые окрашены в фиолетовый, красный и малиновый цвета?..
Оказывается, что какая-то декадентская группа, допущенная в то время Наркомпросом к украшению улиц, взяла на себя почин украшения Александровского сада. И не нашла ничего лучшего, как эти великолепные вековые липы, красоту всего сада, искалечить искусственной окраской их могучих стволов, которую нельзя было ничем отмыть в течение нескольких лет. Он потребовал, чтобы я немедленно пошёл в Александровский сад, осмотрел всё, что там сделано, и принял экстренные меры, «чтобы смыть эту паршивую краску с очаровательных деревьев». Я вызвал кремлёвскую воинскую часть, сейчас же пошёл в сад и увидел, как там бегали какие-то люди с ведёрками и окрашивали скамейки, стволы и сучья деревьев во всевозможные цвета. Сопровождающие меня красногвардейцы быстро очистили Александровский сад от этих квазихудожников, и мы приняли все меры, чтобы смыть этот позор с прекрасных деревьев…» Но сделать это было уже невозможно: краска прочно въелась в липовую кору и постепенно сходила с неё ещё несколько лет.
Всё же заметим, что на положении самого Лентулова гнев председателя Советского правительства никак не сказался: нагоняй, возможно, получили лишь чиновники, разрешившие такое оформление Александровского сада.



Критика первомайского оформления Москвы в 1918 году в выходившей тогда оппозиционной либеральной печати

Однако, на фоне всего рассказанного, наверное, было бы очень странно, если бы по Лентулову не ударил поворот советского искусства от революционного новаторства к более традиционным и понятным крестьянскому большинству страны вкусам в середине 30-х годов.
В марте 1936 года в «Правде» появилась редакционная статья «О художниках-пачкунах», а затем статья историка искусства Владимира Кеменова (1908-1988) «Против формализма и натурализма в живописи». Среди других «формалистов» досталось и Лентулову...
В. Кеменов: «Вот картина Лентулова «Портрет жены». Вместо лица - каша грязных буро-фиолетовых подтёков. Ничего человеческого нельзя найти в этом изображении. Таковы же пейзажи Лентулова. Чем объяснить ту смелость, с которой Лентулов выставляет свои работы, и ту снисходительность, с которой жюри выставок отводит им место, отнимая его у талантливых художников, имеющих неизмеримо большие права на внимание советского зрителя?»



Аристарх Лентулов (1882-1943). «Портрет жены и дочери художника». 1915

Сам Аристарх Васильевич такую критику не понимал и говорил с недоумением: «Меня упрекают и за форму и за содержание моих работ, а ведь всю жизнь я писал только то, что видел, и только так, как видел… Какого же ещё реализма они от меня ждут?»...
Художник продолжал работать, но его первая и последняя персональная выставка прошла в 1933 году - правда, с большим успехом. Дочь Лентулова Марианна вспоминала, что отец очень волновался, почти всю ночь не спал, подскочил в 5 утра и поехал на выставку. А когда подходил к помещению, в котором проходила выставка, издалека заприметил хвост очереди. Абсолютный успех! Нарком Бубнов приехал с семьёй и провёл на выставке три часа. Но больше таких выставок не было...
А в наше время холсты Лентулова уходят за миллионы долларов на аукционах «Сотбис» и «Кристис». Рекорд по цене был поставлен в 2013-м: 3,5 миллиона за картину. Годом позже ещё одна картина ушла за ту же сумму...
Такие дела.

тексты, искусство, история России, история СССР, 1910-е, 1930-е, 1920-е

Previous post Next post
Up