Чон Ду Хван и его преемник Ро Дэ У на скамье подсудимых. 1996
Умер Чон Ду Хван (1931-2021), бывший южнокорейский диктатор. Месяцем ранее умер его преемник на посту президента, Ро Дэ У (1932-2021). Участь марионетки, а Чон был типичной американской марионеткой, довольно незавидна. Он прошёл весь этот путь, от взлёта до падения, со смертным приговором в конце. Правда, приговор остался неисполненным - в этом смысле ему повезло чуточку больше, чем другим марионеткам США, вроде южновьетнамского президента Нго Динь Зьема (1901-1963), который был убит, как теперь известно, с ведома своих заокеанских патронов. Но вот, например, южнокорейская почтовая марка, где он изображён с другим столь же почтенным президентом - Самуэлем Доу (1951-1990), главой Либерии.
Самуэлю повезло ещё меньше, чем Чону, и даже меньше, чем Зьему. Он был настолько лоялен своему тёзке - дядюшке Сэму - что для «совместного принятия решений» в ключевые министерства пригласил представителей США. Не помогло. Вспыхнула гражданская война, перед смертью Доу пригласили «для переговоров» в миссию ООН, и на сохранившемся видео видно, как проходили эти переговоры: вначале ему сломали обе руки, затем приковали кандалами и раздели, потом... но давайте без дальнейших подробностей.
А это Чон с президентом Заира (ныне Демократическая Республика Конго) Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга (1930-1997). Немножко длинное имя? На языке нгбанди оно означает «Всемогущий воин, который благодаря своей силе и отваге идёт от победы к победе, сжигая всё на своём пути».
«Мобутизм» был провозглашён официальной идеологией Заира. Министр внутренних дел (и бывший одноклассник Мобуту) Энгулу Баанга Мпонго заявлял: «Бог послал нам великого пророка, нашего авторитетного вождя Мобуту! Этот пророк - наш освободитель, наш мессия! Наша вера - мобутизм, вот почему мы должны заменить распятия на портреты Мобуту!». Ну, и так далее, вы поняли. Надо ли добавлять, что лояльность интересам США была в числе важнейших, хотя и негласных, принципов мобутизма? Возможно, самым главным принципом этого победоносного вероучения. «Мобуту неприятный парень, но выбора у нас нет, - говорил госсекретарь США Александр Хейг. - Если не Мобуту, то кто?». Впрочем, Мобуту повезло: незадолго то того, как вооружённые повстанцы взяли штурмом столицу Заира, он успел бежать. Потом по телевизору недоверчиво смотрел, как победители громили его дворцы, и с удивлением сказал жене: «Надо же, они меня не любят».
А это опять Чон и президент Индонезии Сухарто (1921-2008). Какой у него был круг знакомств в верхах! :)
После своего переворота в 1960-е годы Сухарто провёл образцово-показательную чистку страны, вырезав до миллиона (!) коммунистов и членов их семей. За что заслужил поддержку Запада, как человек, «спасший свою страну от коммунизма». И три десятилетия царствовал спокойно. Но потом всё-таки лишился американского покровительства и власти, как слишком одиозная фигура, и последние годы жизни проводил под домашними арестами и уголовными процессами...
В общем, тяжела и неказиста жизнь верного слуги дядюшки Сэма, что в Либерии, что в Заире, что в Южной Корее. И положи ты хоть миллион коммунистов во имя звёздно-полосатой Свободы, далеко не всегда удаётся в финале вымолить помилование от петли или уцепиться за шасси улетающего самолёта...
Из комментария левого украинского журналиста Андрея Манчука:
«Умер Чон Ду Хван - бывший корейский диктатор, чьё имя памятно нам из детства.
Это персонаж из тех далёких времен, когда Южная Корея была Украиной. В том смысле, что она являлась абсолютно зависимой от США - но только с американскими военными базами и ядерными ракетами на своей территории... Чон закончил американскую разведшколу, работал на ЦРУ, участвовал в американской агрессии во Вьетнаме. А потом, с разрешения тех же американцев, устроил в стране военный переворот и установил жестокий коррумпированный режим, которым восхищались самые упоротые латиноамериканские каудильо.
При Чон Ду Хване расстреливали рабочие забастовки и студенческие демонстрации. Мирный город Кванджу оцепили и зачистили, убив на месте сотни людей - под предлогом подавления коммунистического мятежа. Оппозиционеры сидели в тюрьмах по обвинению в работе на Москву, или на "так называемую КНДР"... Чон Ду Хван мог делать с Кореей всё, что захочет - потому что США поддерживали и покрывали все его преступления, действуя по принципу "Si, es un hijo de puta, pero es nuestro hijo de puta".
А потом его сменил другой диктатор по имени Ро Де У... И хотя спустя годы Чона приговорили к смертной казни за коррупцию и убийства людей, иностранные покровители помогли ему получить амнистию.
Однако до самой смерти Чон Ду Хван прятался у себя дома, избегая появляться в публичных местах Кореи - чтобы не встретиться с родственниками своих жертв».
Памятник Чон Ду Хвану. Петля на шее символизирует приговор к повешению (неисполненный)