Игорь Моисеев. В плену у гения

Oct 25, 2021 20:52

Как и многие другие, я не особо люблю театр, так и не признал классическую музыку, балет тоже как то "не зашел". Единственно, что меня зацепило из "классики" - это народные танцы Игоря Моисеева. Секрет гения Моисеева простой - у него получилось совместить "академичность" и естественную, живую самобытность народного танца. Когда смотришь на сцену, кажется, что это картинка из реальной жизни. Все настолько достоверно и естествено выглядит, что ты не сомневаешся в происходящем - вышли простые мужики с бабами, не напрягаясь станцевали "в удовольствие" - пошли дальше отдыхать.





Эта кажущаяся простота, конечно, является результатом особых техник танца и бесконечных репетиций. Моисеев "доводил" своих артистов то такого состояния, когда они уже могли не думать о том, куда "ногу закинуть" в следующий момент, а работали "лицом", без напряжения передавая нужную эмоцию в зал. Поэтому и кажется, что и ты так сможешь станцевать - это же так просто!

О Моисееве написано очень много и чтобы не повторяться,можно отметить лишь два существенных момента. "Поднялся" он как хореограф на несколько неожиданной стезе - постановке парадов физкультурников и первомайских демонстраций на Красной Площади. То есть, те самые черно-белые, пышные и "тоталитарные" парады из кинохроники 30-ых - это Игорь Моисеев.

Уже довольно известный к середине 30-х гг. танцовщик и балетмейстер Большого театра И. Моисеев получил совершенно неожиданное предложение. В 1936 г. спортсмены Малаховского физкультурного техникума им. Антипова попросили Игоря Моисеева поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.

Моисеев вспоминает, что он «много раз видел парады на Красной площа­ди, и меня всегда поражало, как скучно они делались. Спортсмены выходили медленным церемониальным шагом на площадь, медленно начинали делать упражнения <...> меня удивляло долготерпение тех, кто смотрел эти парады до конца».
Малаховцы очень расстроились, что им дали только 15 минут, Моисеев же решил обернуть непродолжительность выступления в пользу спортсменов и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. Выступле­ние длилось всего семь минут. В темпе стометровки его участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже награ­дили.

В 1937 г. предложения поставить номер для парада поступили к балетмейстеру от многих республик, он же из всех претендентов выбрал Белорусский республи­канский техникум. Каждую неделю он ездил в Минск на два дня для подготовки выступления «Граница на замке», которое задумывалось им в нетрадиционной для парада театрализованной форме. Красная площадь превращалась в берёзо­вую рощу, из неё выходили танки, выбегали солдаты. Исполнители вышли на площадь с маленькими березками, заранее привезёнными из Подмосковья, чем создали иллюзию Белоруссии. Выступление получилось довольно успешным и после парада техникум переименовали в институт, исполнителей наградили ор­денами. Работа же балетмейстера осталась без награды, что, естественно, было очень обидно и отбивало всякую охоту заниматься этим впредь.



Накануне физкультурного парада 1938 г. Моисееву позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и попросил срочно приехать к нему. Речь опять зашла об участии балетмейстера в постановке номера для парада. Заметив, что балетмейстер не проявляет желания участвовать в параде, Косарев предупре­дил его протесты: «Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, поче­му Институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: «Пусть он и сделает». Поэтому мы попросили вас приехать».

Результатом этой беседы с Косаревым стала постановка номера «Если зав­тра война». На площадь выбегали спортсмены со щитами в руках и устанав­ливали эти щиты себе на плечи. На них взбирались другие гимнасты и так же образовывали площадку с помощью щитов, на которые влезали третьи. В ре­зультате образовывалось пять трехэтажных пирамид, каждая из которых была увенчана одним гимнастом, принявшим стартовую позу какого-либо вида спорта: пловец перед прыжком в воду, дискобол перед метанием диска... Когда пирамиды выстраивались, перед ними на несколько секунд появлялся плакат с надписью «Если завтра война», закрывавший верхних гимнастов.

После того как плакат опускали, на месте спортсменов, готовых начать соревнования, оказывались военные разных родов войск. Вслед за этим пирамиды мгновенно обрушивались и вместо пяти высоких башен зрители видели огромной длины мост, тянувшийся от Исторического музея до Спасской башни. Мост этот со­стоял из щитов, установленных на плечах гимнастов. По щитам стремительно проносились мотоциклы, а вслед за ними на том же пространстве начинались сцены боя. Студенты института им. Сталина настолько успешно исполнили этот номер, что институт получил за него столь желанное Сталиным первое место.

Конечно, он сразу попал в "поле зрения" тех людей, которые стояли на Мавзолее во время этих самых парадов и все свои вопросы, вплоть до самой своей смерти в 2007 году решал уже, исключительно, на этом уровне. Например, свой "офис" в концертном зале Чайковского, Моисеев получил по личному указанию Иосифа Виссарионыча Сталина в 1940 году. В разгар войны, в 1943 году, ему позволяют открыть школу студию для воспитания молодых танцоров для ансамбля и при этом Игорь Александрович все время повторял, что "он вне политики" и в КПСС не вступал. И ему все прощали.



В этом контексте, хотелось бы добавить, что видимо именно Моисеев, а не Высоцкий, как принято считать, был самым "свободным" артистом в СССР. Обладатель всех возможных премий и званий, Моисеев ездил по миру в максимально свободном режиме и был фактически освобожден от цензуры. В начале 80-ых один из балетов Моисеева был приостановлен цензурой за эротику. Я видел этот балет - это действительно легкая такая порнография - то есть за дело прижучили. Однако "жучить" человека, который живет в "Доме на Набережной" было опрометчивым шагом - балет "прошел" и идет с успехом до сих пор.

Одна из первых записей ансамбля Моисеева - танец "Полянка". Август 1941 года, фрагмент из фильма "Мы ждем вас с победой!"



https://zavtra.ru/blogs/igor_moiseev_v_plenu_u_geniya_
sdfmuseum.ru/

искусство, музыка. театр, личность, текст

Previous post Next post
Up