Этот пост подготовлен для участия в хешмобе "уголки России" по теме #брендыРоссии.
Как только вышло объявление о начале хешмоба "уголкиРоссии", я сразу стала изучать карту культурные #брендыРоссии, чтобы определиться с местом посещения. Я сейчас в зимнее и осеннее время живу на даче в Тверской области, поэтому выбирала из тех мест, до которых можно доехать именно в этой области. Таких мест много и они очень и очень интересные.
Мой выбор был между домом-музеем художника Валентина Серова, истоком реки Волги, а также городом Кимры. Но, все же на этот раз решила остановиться на Кимрах. Это то место, где сохранился архитектурный стиль русского деревянного модерна, а также это село, потом ставшее городом, считалось со времен Ивана Грозного обувной столицей России, здесь находится музей обуви. В Кимрах раньше я бывала по делам, но в это посещение решила более подробно изучить тему русского деревянного модерна.
В назначенный день с утра прибыл муж на дачу, который тоже изъявил желание поехать со мной и мы выдвинулись вместе. Пересекли на пароме канал им. Москвы и через 40 минут были уже в Кимрах. Заранее у нас была заказана экскурсия по городу в местном турбюро.
До начала решили купить какие-то книги или брошюры об истории города, но ни в одном из книжных магазинов (а их в городе 3) ничего подобного не нашлось, хорошо еще, что одна из продавцов надоумила нас подъехать сразу к краеведческому музею, в результате все же купили несколько брошюр.
К экскурсии мы подготовились серьезно - надели удобную спортивную обувь (экскурсия была пешеходная), захватили диктофон и я вставила новую карту памяти в свой Canon 6D, в надежде сделать много снимков. И, да, погода благоволила - осенний день был погожий и светило яркое солнце.
Кимры расположены на двух берегах Волги, на западном берегу - старая часть города, на восточном - новая застройка. Старую часть пересекает река Кимрка, впадающая в Волгу. Южная часть города на западном берегу называется Заречье (раньше - Вознесенская сторона, по названию находивщегося там храма Вознесения Господня), водоразделом служит река Кимрка.
Вообще берега - выглядят очень живописно. Обе части города соединяет красивый мост Советского времени постройки, который производит впечатление воздушного и белоснежного. Мы въезжали в город со стороны города Дубна, то есть сразу попали в старую часть города Заречье, но по мосту - все же решили прокатиться, чтобы полюбоваться осенними видами берегов Волги и самой рекой.
________________________________
Нет единого мнения, откуда взялось название города - "Кимры". Есть версия, что в древности сюда с черноморского побережья пришли киммерийцы и дали местности свое имя. Другие версии:
- река Кимрка дала название селу, в переводе с финского это "каменная речка";
- на берегах реки Волги жили финно-угорские племена группы меря, отсюда сочетание слов, меря - кимеря, Кимра (так до революции называлось село).
Первое письменное упоминание о дворцовом селе Кимра относится к 1546 году в грамоте царя Ивана Грозного. Село состояло в ведении приказа Большого дворца; после 1677 года стало вотчиной придворных, среди которых мы встречаем Львовых, Салтыковых, Головкиных, Скавронских, графа М. И. Воронцова.
Согласно данным из писцовой книги, в 1635 году в Кимрах насчитывалось 104 двора. Уже во времена Ивана Грозного туда на торг прибывали "не только из Переславля, но даже смоляне".
Императрица Екатерина Великая так отзывалась в своем дневнике о Кимрах: "Час от часу берега Волги становятся все лучше. Вчера мы Кимру проехали, которая издали не уступает Петергофу…"
Население села занималась преимущественно сапожным промыслом, что объяснялось выгодным географическим положением: мимо проходил скотопрогонный тракт, по Волге везли дешевую скотину.
Еще во времена Петра I в Кимры были присланы лучшие мастера сапожного дела, которые наладили производство обуви для армии. Последней владелицей села была графиня Ю. П. Самойлова, в 1847 году кимрская сельская община откупилась вместе со своими семьями у графини за огромную по тем временам сумму - 485 тысяч рублей (и это было за 15 лет до отмены крепостного права !).
Со временем Кимры превратившись в крупный центр кожевенно-обувной промышленности. Здесь шили не только сапоги, но и чемоданы, кожанные сумки.
На рубеже 19-20 веков население Кимр превышало 3 тысячи человек.
Перед Первой мировой войной в Кимрском уезде и прилегавших волостях Кашинского и Калязинского уездов насчитывалось более 16 тысяч сапожников. Не случайно эти места называли "сапожным царством". На всех гербах городов "сапожного царства" есть изображение сапогов.
Активно развивалась торговля, кимряки быстро богатели, вели весьма широкий образ жизни. Именно из этих мест идет знаменитая поговорка "пьян как сапожник".
Также жители города ездили на заработки в Москву, Петербург, другие города.
"Кимряк из глины сапоги слепит", - так уважительно отзывались о них. И, конечно, кимряки хотели, чтобы их город выглядел не хуже, чем Москва и Петербург, поэтому и дома строили "как в столицах" в модном стиле модерн!
В 1907 году здесь была построена первая механическая обувная фабрика "Якорь" Н.А. Столярова. Кимрская обувь продавалась почти во всех городах России, вся русская армия еще с петровских времен носила кимрские сапоги.
Этот выгодный промысел способствовал экономическому развитию Кимр, что отразилось и в повседневной жизни кимряков. В первую очередь это нашло отражение в архитектурном облике города.
До наших дней сохранилось в городе много памятников архитектуры модерна, есть деревянные, а также каменные дома. Деревянные - в основном это частные жилые дома, в них прослеживаются основные принципы и приёмы стиля модерн.
Прежде всего - это монументальность композиции. Небольшие по размеру постройки решены крупно, очень представительны, с ярко выраженным композиционным центром. Бросается в глаза преувеличенный масштаб деталей. В зданиях чувствуется "городской" стиль, мало зависящий от национальных и религиозных корней, а ведь Кимры до 1917 года не были городом, и, по существу, эти дома изначально - сельские.
Излюбленный приём модерна - ассиметричный фасад. Свобода, подвижность, мягкость - это ощущение возникает от этого стиля. При этом любой дом - законченная композиция, "ни добавить, ни убавить". Сегодня, иногда даже отреставрированные специалистами, они, теряя детали, становились невыразительными, утрачивали свой архитектурный облик.
1. Дом Серепьевых, ул. Кирова д. 23 (конец 19-го начало 20 века)
Словно нависающей над улицей волной - выделяется эркер дома и навершие в виде усеченной палатки-башенки, необычайно эффектно смотрится все вместе с деревянный срубом, представляя ассиметричную композицию дома.
________________________
2. Теремок Лужиных, ул. Кирова д.28 (начало 20-го века), дом восстановлен
Боковой вид дома справа от фронтона
Вот так (фото ниже) теремок выглядел еще не так давно, в 2013 году. Он был отреставрирован одним из бизнесменов города.
Вообще же занимается реставрацией деревянных домов в стиле модерн группа энтузиастов совершенно бескорыстно, название группы "Том Сойер Фест Кимры", они находят спонсоров и на полученные средства покупаются стройматериалы, работы выполняют сами, помощь от государства они не получают (но они могут выбирать только те дома, которые не причислены к историческому наследию).
В составе этой группы профессиональные архитекторы, художники. Но, скорость восстановления - небольшая, один деревянный дом в год. Также сложность заключается в том, что все деревянные дома находятся в частной собственности и не всегда владельцы заинтересованы в сохранении исторического облика дома.
Есть примеры того, как исторические дома полностью утеряли свой облик "благодаря" хозяевам, хотя на дома и было наложено обременение по поводу неизменного внешнего вида. На сегодняшний день в городе нет должности в администрации, например, главного архитектора города, который бы отслеживал сохранность облика исторических домов, хотя в Советские времена должность главного архитектора города существовала.
Конечно, без серьезного вмешательства государства и оказания материальной помощи по вопросу восстановления домов городу не обойтись. Иначе это культурное архитектурное наследие навсегда будет утеряно для следующих поколений.
Фото WWW.OTZYV.RU
Деревянный дом купцов Лужиных находится в центре города, на территории старинного обувного предприятия, сейчас его можно назвать визитной карточкой, символом города. Главный фасад и парадный вход через крыльцо - обращены на ул. Кирова. Не зря его неофициально называют "Теремок".
Необычность, нарядность облика этого небольшого здания, обладающего загадочным магнетическим действием на зрителя, привлекает внимание всех впервые попавших в центр города. Органичная композиция постройки, а также ее выразительный силуэт - характерные особенности стиля модерн.
Над одноэтажным зданием возвышается башенка - один из традиционных для Кимр элементов архитектуры периода модерна. Башенка настолько хорошо вписана в облик дома, что невозможно представить на ее месте что либо другое. Рядом с башенкой - двускатная кровля основного объёма здания, он имеет огромное круглое окно на торцевой стене. Окно обрамляет деревянный наличник весьма своеобразной формы, мотив которого повторяется и на боковой стене, и на заднем дворовом фасаде.
Самостоятельная композиция наличника - характерный признак модерна. На южном скате кровли здания возвышается миниатюрный шатёр, венчающий слуховое окно. На западном (дворовом) скате кровли уже нет никаких декоративных элементов.
Вершиной композиции всего дома является кровля с силуэтом башенки.
Кровля южной части здания по форме - вальмовая, но этого архитектору оказалось мало и он на ней устраивает ещё один крохотный шатёр.
Вообще, трудно избавиться от впечатления, что этот дом сошел с графических и живописных произведений книжного иллюстратора, художника Ивана Билибина. Конечно, этот дом - родное дитя своего времени - рубежа 19 и 20 вв., когда уже набрал силу модерн, в этом случае -провинциальный.
Провинциальность этого модерна заключается прежде всего в скромном ассортименте строительных материалов. Всё изготовлено из дерева: и бревенчатые стены, рубленные по законам плотницкого ремесла, и деревянные колоны, и наличники окон, и все декоративные детали.
Для сравнения можно вспомнить столичный городской модерн, в котором используются более дорогостоящие материалы - полированный камень лабрадорит, гранит, мрамор и многое-многое другое, изначально совершенно недоступное для провинции, а, тем более, для сельского модерна (Кимры стали городом только в 1924 году, до этого они назывались селом).
Купальня, строение, послужившое архитектурным прообразом дома:
Реконструкция, первоначальное цветовое решение дома в момент его постройки:
______________________________
3. Дом братьев Лужиных, ул Кирова дом 28а (дом каменный)
Дом построен по мотивам творчества ведущего архитектора стиля модерн - Ф. Шехтеля.
В нем нет лепного декора, но и без него огромный нависающий балкон с красивыми решетками очень выразителен, решетки напоминают египетские папирусы.
Слева и справа от балкона - как два крыла выступают фронтоны.
_______________________________
4. Дом Патапенко, ул. Кирова д. 36, дом восстановлен
Очень необычное окно на этом здании - в форме трапеции, такое только одно во всем городе. Реставраторы установили перед домом характерный для старых Кимр деревянный забор.
___________________________________________
5. Дом Павла Блинова 1926г., Заречье, дом восстановлен в 2019 г.
Крыши, в том числе, башенок в начале 20-го века крыли листовым железом, и реставраторы бережно отразили эту традицию. Двери отреставрированы старинные. Водосточные трубы тоже особенные, в начале 20-го века они были цилиндрической формы с интересным резным декором сверху, но сейчас удалось воссоздать только квадратные в сечении.
Этот дом был построен в 1920-х годах, во времена НЭПа. В Заречье много деревянных домов этого времени, позже деревянные дома в стиле модерн уже не строили.
_________________________________
6. Дом в стиле модерн 1920-е годы
___________________________________
7. Дом М. А. Рыбакова, ул. Орджоникидзе д. 28
Элементы отделки дома, зубчатое украшение - так называемый "волчий зуб":
____________________
8. Дом Рыбкиных, 1912 г., набережная Фадеева
Другой выразительный пример архитектуры модерна - деревянный жилой дом на набережной Фадеева, вблизи моста через Волгу. В летний день этот дом видят только чайки, летающие над рекой. Он плотно окружён со всех сторон зеленью и прилегающими участками застройки.
В плане здание представляет собой прямоугольник размером 8x14 м, развитый в глубину. Объём состоит из трёх частей: крыльцо и башенка, выходящие на главный фасад, основная часть дома, не видимая с набережной.
Главным элементом композиции является нарядная, богато декорированная башенка, в плане она занимает совсем незначительную часть здания. В этом контрасте состоит один из стилеобразующих признаков модерна - стремление к мистификации, попытка возвыситься над действительностью, приукрасить её.
Входная лоджия-крыльцо - увенчана плоским фронтоном. Но мистификации здесь не меньше, чем в башенке. Возникает ощущение, что крыльцо перекрыто шатром. Иллюзию шатра создают искусно выполненные кровельные фальшграни, создаётся эффект объемности.
Не сама форма, а только намёк на неё, не сама глубина, а только впечатление глубины - вот что предлагает нам эстетика модерна.
Башенка, прямоугольная в основании, визуально воспринимается как квадратная. Эта башенка - дитя своего времени, она является только напоминанием о традиционном квадратном шатре. Будь она квадратной в плане, исчезло бы её изящество, принадлежность стилю.
Внизу, под пирамидой-шатром, на фоне бревенчатой стены, расположено неожиданно большое овальное окно - главный элемент композиции в нижней части здания. Окно воспринимается как некий огромный иллюминатор, освещающий громадный интерьер. А на самом деле за ним - крохотная комнатка площадью всего 6 кв. метров. Опять возникает иллюзия, т.е. обращение к воображению, а не воспроизведение реальности, уход от утилитарности. Ведь это окно освещает не только крохотный интерьер, главное - оно, если можно так выразиться, "светит в далёкое будущее".
Башенка безукоризненно нарисована мастером, небольшая, она решена в крупных формах.
Композиция из 3-х объемов нарастает кверху и завершается звучным аккордом шатра.
"Детские" пропорции - крупный масштаб завершения по отношению к нижней части - придают постройке убедительность и в то же время мягкость. Зодчие выработали этот великолепный приём, придающий монументальность небольшим зданиям, которые в основном и строились тогда в провинции.
Яркий пример одной из стилевых особенностей модерна - композиция главного фасада дома. Два симметричных объёма сопоставлены вплотную и образуют целостную композицию благодаря ассиметричному проёму входа и ступеням лестницы. Сочетание противоположных приёмов - симметрии и ассиметрии - придаёт постройке строгость и мягкость одновременно, создаёт напряжение в композиции, вносит динамику, делает постройку современной.
Минимум цветов - закон монументального искусства - соблюдён здесь и работает в полную силу. Сочетание двух сущностей - тёмного от времени дерева и красной охры - создаёт удивительную, спокойную и в то же время мощную композицию. Железный сурик выглядит яркой драгоценностью на фоне тёмных брёвен стены. По сути это два родственных цвета: тёмно-коричневый символизирует сдерживаемую энергию, а железный сурик энергию, вырвавшуюся наружу. Таким образом в цветовом отношении композиция тоже очень цельная и выразительная, более светлые детали ярко выделяются на фоне стены. Затейливая теремная кровля с арочными слуховыми окнами и остроконечными наличниками объединена по цвету, она смотрится лёгкой и светлой по сравнению с остальной частью здания.
Планировка дома абсолютно рациональна и удобна. Вход расположен с узкого западного дворового фасада. Сначала попадаем в неотапливаемые сени, справа вход на кухню, связанную со столовой, слева - крыльцо, ведущее в сад, прямо - проход в распределительный холл жилой зоны. Две уютные спальни выходят окнами в сад. Одна из них пространственно связана с нижним помещением башенки, тем самым, с большим овальным окном.
На ось парадного окна нанизаны два помещения: квадратное и неглубокое продолговатое. Таким образом оно может работать как на большую глубину (почти 6 м), так и создавать фантастический интерьер в переднем помещении (при закрытом дверном проёме). Последнее похоже на рабочий кабинет, и это настоящий "кабинет-фонарик". И кабинет, и гостиная ориентированы на восток, на Волгу. Удивительное сочетание торжественности и уюта, дворца и жилого дома.
В заключение вновь обратим внимание на крайний аскетизм в применении отделочных и конструкционных материалов. Здесь полностью отсутствуют столь характерные для столичного модерна полированный гранит и мрамор, глазурованный кирпич, роскошная лепнина и скульптура, витражи из цветного стекла, кованые и литые детали из металлов и многое другое. В распоряжении провинциального архитектора были только дерево, штукатурка (частично), кровельное железо и простое стекло.
Окраска металла выполнялась масляными красками. Цвета обычно такие же, какие использовались в 18 и 19 веках: сурик железный, охра, окись хрома, белила.
И, тем не менее, произведения зодчих времён модерна, созданные в провинции при крайне ограниченных материальных возможностях, вызывают восхищение. В провинции сохранилось не так много построек такого плана, и тем они драгоценнее.
Провинциальный модерн явился радикальным шагом против классической традиции, предвестником творческой свободы современной архитектуры.
Описание дома адаптировано и дано в сокращении из источника №1 (см. конец поста).
______________
9. Дом в стиле модерн 1920-е годы
Фото Батуриной Юлии
__________________________________
10. Дом по улице Орджоникидзе, 1920-е годы
Фото Батуриной Юлии
___________________________________
11. Дом №30/6 на улице Московской, постройки 1920-х годов, Заречье
У этого дома каменный подклет, то есть полуподвальный этаж, их строили для того, чтобы во время разлива Волги минимизировать ущерб в случае затопления.
Фото WWW.OTZYV.RU
В стиле модерн застроена в Заречье целая улица Московская во времена НЭПа, и в этом ее уникальность, поскольку с 1915 года этот стиль практически исчез из архитектурных предпочтений России в других городах.
Кимряки с давних времен придирчиво относились к виду своего жилища и на украшение не щадили сил. Особенно повышенное внимание уделялось обустройству крыш. Кровля как бы приобретала значение головного убора, а окна - имели функцию глаз. О достатке хозяина судили по высоте кровли. Те хозяева, что были богаче, не довольствовались двускатной кровлей, а делали ее фигурной, высокой, на 4-е ската.
Если скаты соединялись в островерхую пирамиду - то кровля называлась "шатром", если же скаты сводились на одно горизонтальное ребро, то такой тип кровли назывался "князек" или "палатка" (в зависимости от высоты сходившихся граней).
______________________________________
12. Дом в стиле модерн 1920-е годы
Фото planeta-kimry.tourister.ru
________________________________
13. Деревянный дом ул. Калинина 32
_____________________________________
14. Дом крестьянки Шквариной, ул. Кирова 19, здесь расположен выставочный зал "Дом ремесел"
___________________________________
Далее примеры каменных зданий города в стиле модерн.
15. Торговый дом Серепьевых начало 1900-х годов, ул. Карла Маркса д. 3
Проемы между окнами, отделанные плиткой, сохранились первоначальные, отделка плиткой "кабанчик" (технология изготовления именно такой плитки сейчас утеряна):
_____________________________
16. Дом Горбылева, ул. Володарского д. 7
Одной из красивейших улиц Кимр была Большая улица, в 1925 году она получила имя Володарского. В старину здесь проходила дорога на Корчеву, столицу Тверского уезда. По преданию, при боярине Федоре Салтыкове существовали "заставные" ворота, и всякий, кто ехал на Кимрский торжок, должен был платить "мыт", то есть дорожную пошлину.
Застроенная приземистыми домишками, к концу 19-го века улица существенно изменила свой облик.
Ее внешний вид стали определять богатые купеческие особнячки, выстроенные на городской манер и придававшие улице респектабельный вид. Среди них - угловой дом С. И. Горбылева (ул. Володарского д.7), производителя обуви. Он один из первых осуществил надстройку 3-го этажа и украсил здание 3-мя шатровыми башенками, стилизованными под старину (в первозданном виде они не сохранились, но как они выглядели см. на старинном фото ниже). В нижнем этаже располагались магазины, а второй этаж занял Азово-Черноморский банк.
В Советские времена здесь размещалась редакция газеты "Кимрская жизнь", куда заходил приехавший на свою малую родину писатель Александр Александрович Фадеев.
Фото WWW.OTZYV.RU
Сохранившиеся росписи лестничных проемов внутри здания:
Здание Горбылева в начале 20-го века. Видно какими были совершенно уникальные башенки на крыше, сейчас в первозданном виде они не сохранились, от них осталась только нижняя часть:
________________________________
17. Дом Шокина, ул. Володарского д. 11 (на фото слева )
18. Дом Зайцева, ул.Володарского д. 9 (на фото справа), постройка конца 19-го века
В плотной застройке доходных зданий на улице Володарского обращает на себя внимание похожий на небольшую крепость дом В. С. Шокина №11, владелец был производителем обуви.
Построен дом был накануне суровых октябрьских событий 1917 года. Как и многие дома традиционного модерна выполнен в ассиметричном стиле, левую часть прорезает полукруглый эркер с высокими щелевидными окнами, в правой части - три огромных окна формируют внешний вид центральной части. Такие здания встречались в волжских городах, но для Кимр - это единственное здание такого вида, немного напоминающее маленькую крепость.
Плотно к дому №11 примыкает дом №9, дом Д. Н. Зайцева, торговца рыбой. В левой его части на первом этаже находился рыбный магазин с аквариумом, где покупатели могли приобрести живую рыбу.
Верхние этажи арендовал предприниматель Н. И. Тупицын и держал там гостиницу. В краеведческом музее сохранилась афиша от 12 ноября 1909 года сообщающая о том, что в помещении Тупицына в доме Зайцева будет показан спектакль по пьесе Л. Андреева "Дни нашей жизни" с участием известных артистов имераторских театров. После окончания спектакля зрителей ждали танцы, выступление струнного оркестра.
В общем - культурная дореволюционная жизнь "била ключом", хотя поселение в то время имело всего лишь статус села.
Фото WWW.OTZYV.RU
______________________________________________
19. Дом по улице Володарского № 7
На примере этого дома мы видим очень характерное для модерна - огромное округлое окно на фасаде дома, часто расположенное на стене не слишком большого по площади помещения.
Фото WWW.OTZYV.RU
______________________________
20. Дом на набережной, гостиница "Чайка" постройки 1853 г.
______________________________________
21. Дом по улице Володарского № 24
До революции в доме находился "Кимрский Общественный Крестьянский и братьев Мокшиных банк". Здание было построено в конце 19-го века и перестраивалось в 1912 году, примерно в этом же виде сохранилось до наших дней.
22. Здание, ранее бывшее частной женской гимназией А.Н. Скобцевой, начало 20-го века
___________________
Я рассказала и показала в этом посте лишь о небольшой части исторических домов города Кимры, при том эти дома - наиболее хорошо сохранившиеся или отреставрированные, всего же их сейчас больше 100, а некоторые - уже безвозвратно сгорели.
В следующих частях поста я расскажу про музей обуви, про известных по всей России уроженцев Кимр, о гостином дворе, который был как две капли воды похож на ГУМ в Москве, о православных храмах города, о трагических судьбах священиков, о кимрском Обществе трезвости, о методах его работы.
___________________
Использованы статьи и сайты, издания:
1. Ю. Герасимов, И. Расстегняев "Композиционные особенности и культура применения строительных материалов в провинциальном модерне России".
2. Путеводитель "Кимры", автор Г. И. Крюкова, издание осуществлено при участии Кимрского краеведческого музея, 2013 г.
3. Брошюра "Кимры, по городам России", составители Т.А. Лапшина и Г. И. Крюкова, издательство "Научный мир ", 2008 г.
4. Аудиоматериалы экскурсии по городу
5.
https://kelohouse.ru/doma-v-stile-modern.html 6.
https://kelohouse.ru/modern38.html7.
https://kelohouse.ru/modern30.html 8.
http://www.bezphoto.net/2015/04/wooden-architecture-of-russia-kimry.html