Военные комиссары. 80 лет назад.

Jul 11, 2021 13:00


В самом начале войны в Армию были мобилизованы Постановлением Политбюро ЦК от 27 и 29 июня 1941 года более 100 тысяч членов партии и комсомола, получивших звание политбойцов. Призывы продолжались, и итоговая цифра перевалила за 240 тысяч.

«Политбоец, - писала 2 августа 1941 г. газета «Правда» - это цемент, скрепляющий воинов Красной Армии единой волей, единым устремлением победить врага…». Политбойцы сыграли важную роль в укреплении политико-морального состояния советских войск и отражении натиска немецко-фашистских захватчиков в наиболее трудный для нашей страны начальный период войны.

Но этого оказалось мало, когда в начальный период войны наблюдалась массовая сдача в плен не только рядового, но и командного состава. В той обстановке каждый мог запаниковать или струсить. Для укрепления морально-политического состояния войск 16 июля 1941 г. была воссоздана система военных комиссаров в РККА с теми же функциями, что были в 1918-25 годах.

Массовый героизм солдат на поле боя в первый тяжелейший год войны во многом объясним присутствием рядом с бойцами политработников: политбойцов, политруков и комиссаров.

Главной задачей Военных комиссаров было усиление партийного влияния в Вооружённых Силах, оказание всесторонней помощи командирам в боевом и политическом руководстве войсками, мобилизация личного состава на разгром врага. Должности комиссаров вводились в дивизиях, полках, на кораблях, в батальонах и эскадрильях, дивизионах и батареях, танковых ротах. С теми же функциями в первичных воинских подразделениях вводились должности политруков. Первыми их помощниками были политбойцы, впоследствии агитаторы.

Задачей комиссаров было обеспечить «полную ответственность за выполнение войсковой частью боевой задачи, за её стойкость в бою и непоколебимую готовность драться до последней капли крови с врагами нашей Родины и с честью отстаивать каждую пядь советской земли».

Наверное, вечным памятником политработникам Великой Отечественной войны будет образ политрука Василия Георгиевича Клочкова-Диева, под руководством которого свершили свой подвиг 28 героев-панфиловцев 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково на волоколамском направлении. Уничтожив 18 танков врага, они задержали продвижение танковой колонны фашистов к Москве.

И таких подвигов было немало, где бойцы, ведомые политработниками, совершали героические подвиги. Мне эта тема близка, потому что рассказы об этом я слышал из первых уст.

Мой отец, ровесник Клочкова, с первых дней войны ушёл на фронт политбойцом и получил смертельное ранение в голову под Ленинградом (рассказ «Гора Воронья»), но сумел выжить. От его рассказов у меня и сегодня «мороз по коже».


Прокофьев Михаил Ефимович, комиссар бригады морской пехоты.

Дядя, капитан 3 ранга Прокофьев Михаил Ефимович, был комиссаром бригады морской пехоты, бравшей Пилау (ныне г. Балтийск), за что был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Ленина.



Прокофьев Михаил Ефимович, послевоенные годы.

Этих людей отличало высокое чувство долга и беззаветная любовь к Родине. Это они выстояли в первые страшные дни войны и привели нас к Победе. Но почему-то сегодня об этом редко вспоминают, возвеличивая только Победу. Но это несправедливо забывать тех, кто ковал её. И в первых рядах, нечего стыдиться этого, были политработники, многие из которых пали смертью храбрых в первые дни войны. А ведь это была действительно элита общества, грудью защитившая страну.

Уже девятого сентября 1942 г., когда кризис отступления был преодолён, командный состав приобрёл зрелость, и система политического контроля отпала - солдаты сами горели желанием драться и побеждать, Президиум Верховного Совета отменил институт военных комиссаров. Единоначалие в Армии и Флоте было восстановлено. Комиссары стали просто политработниками, в обязанности которых входило просвещение бойцов и организация их досуга. Но надо признать, что они имели большое влияние и на другие дела.

Р. S. К сожалению, этот период Великой Отечественной войны мало отражён в истории. Даже многие участники войны, с которыми мне приходилось беседовать, удивлялись, что были и политбойцы, и комиссары. У них остался только образ политрука. «А что ты удивляешься, Тимофеевич, - говорили они, - ведь мы пришли на фронт в конце 1943 начале 1944 годов, а там уже таких званий не было». А что спрашивать с молодого поколения? Наша задача - напоминать об этом!

ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, публицист

1940-е, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up