5 июня 1853 (по другим данным 1854) года родился Владимир Луцкий - русский дворянин, морской офицер, почетный гражданин болгарского города Видин. Учился в морском училище (корпусе) в Санкт-Петербурге, где в 1871 году организовал революционный кружок. По окончании училища - гардемарин, потом мичман флота. В середине 1870-х годов вышел в отставку, принимал активное участие в революционном движении, участвовал в турецко-сербской войне и, впоследствии, в 1879 - 1880 гг. идейно примыкал к «Народной Воле». В 1882 году был вынужден эмигрировать. Поселился в Восточной Румелии. Работал инженером в Стара Загора и Татар-Пазарджике, а после
Объединения Восточной Румелии и Княжества Болгария поступил на службу в болгарскую Дунайскую флотилию и стал капитаном парохода «Голубчик».
1885 год, дни Сербско-болгарской войны. Капитан Атанас Узунов командует
обороной Видина от частей наступающей сербской Тимошской армии под командованием генерала Лешанина. Силы неравны и 9 ноября, через неделю после начала войны, сербский генерал направляет в осажденный город предложение сдаться. Ответ Узунова категоричен:
"Я учился брать крепости, а не сдавать их. В Видинскую крепость вы можете войти только в качестве пленного!"
Незадолго до того, как кольцо вокруг города замкнулось, пароход «Голубчик» перевез в него пехотную дружину Пятого полка, а затем 9 артиллерийских орудий.
9 ноября корабль прошел мимо сербской батареи у села Витбол. Сербы несколько раз выстрелили холостыми, а «Голубчик» поднял австрийский флаг и, как на параде, прошел мимо ошеломленных сербов, а затем свернул к видинской пристани. Сербы были взбешены тем, что попались на удочку, а изобретательный Владимир Луцкий строил новые планы.
До конца войны корабль совершил 45 рейсов в осажденный город, доставляя защитникам продукты питания, боеприпасы и оружие. Чтобы пройти невредимым мимо сербских батарей капитан использовал различные уловки и хитрости. Однажды корабль был перекрашен, снабжен фальшивой трубой и новым именем, а по палубе прогуливались «барышни», прятавшие свои усы за зонтиками. «Голубчик» прошел совсем рядом с сербскими позициями, а когда оказался вне досягаемости огня их орудий, резко повернул к Видину. На причале видинчане встречали Луцкого и его моряков громогласным «Ура!».
Во время другого рейса, в этот раз ночного, корабль был снова перекрашен и освещен множеством газовых ламп, так что напоминал пассажирский пароход. Под австрийским флагом он вновь спокойно прошел мимо сербов.
Наглость Луцкого перешла все границы несколько дней спустя, когда корабль под греческим флагом и в который раз измененным названием тянул на буксире несколько барж с продовольствием.
Когда караван проходил мимо сербской батареи, одна из барж отвязалась и застряла на мелководье. Луцкий вышел на палубу и на прекрасном французском попросил сербского офицера, чтобы его солдаты помогли вытащить застрявшую баржу. Сербы не поняли, что их снова обманывают, помогли, после чего капитан сердечно их поблагодарил.
Еще много раз Владимир Луцкий и «Голубчик» пробирались мимо осаждавших город войск - под русским или германским флагом, удлиняя или укорачивая мачты, устанавливая бутафорские трубы и меняя название. Помощь, оказанная экипажем парохода, имела огромное значения для удержания крепости.
После снятия осады командовавший обороной Видина капитан Атанас Узунов снял со своего мундира орден «За храбрость» и прикрепил его на мундир Владимира Луцкого.
Мичман Луцкий в 1886 году был объявлен почетным гражданином Видина. В том же году он поддержал
переворот против князя Александра I Баттенберга. После контрпереворота он эмигрировал в Румынию, а позже переселился в Константинополь. В 1889 году он вернулся в Болгарию, где работал на строительстве железнодорожной линии София-Каспичан, проектировал порт Бургаса.
Владимир Луцкий был автором множества запатентованных изобретений в области механики, электричества и воздухоплавания. Он проводил одни из первых опытов в области авиамоделизма и сконструировал облегченный газовый двигатель, предназначенный для целей воздухоплавания, получив на него патенты в Бельгии, Франции и США.
В 1900 году агент российской тайной полиции обманом заманил его в Константинополь. Там Луцкий был арестован, вывезен в Россию, где был осужден и в 1904 году умер в тюрьме.
А пароход «Голубчик» в 1889 году в очередной раз (теперь уже навсегда) сменил название и стал называться «Крум» в честь
знаменитого болгарского правителя.
Стоян Тачев.
Источник Больше материалов об истории, культуре и достопримечательностях Болгарии -
на моем сайте.