Военная униформа военных велосипедистов Российской императорской армии

May 07, 2021 16:10





В конце XIXв. в военном деле происходит техническая революция. Появляются новые виды вооружений и военной техники. На оснащение вооруженных сил приходят и некоторые виды техники, уже получившие признание "на гражданке". Среди них был и такой вид транспорта, как велосипед. К тому времени он получил широкое признание среди состоятельной публики, в том числе и в России, как спортивный снаряд, и как средство летнего транспорта.

В 1887г. князь Б.Д.Потёмкин составил и издал книгу под названием "Велосипед и его применение в военном деле". В летнее время велосипед (по тогдашней терминологии - самокат) позволял перемещать пехотные подразделения со скоростью и на расстояния, как минимум, сравнимые с возможностями кавалерии. В бою в пешем порядке велосипед в отличие от лошади, не требовал отвлечения значительной части личного состава в качестве коноводов. Велосипедист перемешается по дороге практически бесшумно, что бесценно в разведке.


Также удобен был велосипед и как средство передвижения связных. Естественно, в пехотных частях Императорской Российской армии в 1890-х годах были введены должности ординарцев-самокатчиков. В 1897г. сводная команда самокатчиков успешно приняла участие в маневрах под Белостоком.

Для удобства работы самокатчикам выдавалась спецодежда, точнее, добавочное обмундирование, Высочайше утверждённое 14 июля 1892г. Оно состояло из рубахи, сшитой из мундирного сукна, непромокаемой плащ-накидки и фуражки с козырьком. Им также полагалась нагрудная сумка для документов.





Эффективность боевых действий самокатчиков была подтверждена уже в начале Первой Мировой войны. Поэтому летом 1915г. было принято решение о формировании самокатных частей на уровне отдельных рот и батальонов, придаваемых пехотным и кавалерийским дивизиям. Для подготовки кадров этих частей была сформирована Отдельная Запасная Самокатная рота.


По Высочайшему повелению для этой роты была введена особая форма одежды .Эта форма представляла собой сочетание элементов пехотной, кавалерийской формы и формы инженерных войск (автомобильных и войск связи), подчеркивая тем самым то, что самокатные части сочетают тактические свойства этих родов войск.



1. Летняя форма офицеров, 2. Летняя форма нижних чинов Отдельной Запасной Самокатной ротыОт пехоты роте достался золотой прибор и желтый цвет шифровки на походных погонах нижних чинов. От кавалерии ей достался погон и клапан на воротниках шинелей и пальто с выпушкой, отличающейся от цвета поля (зеленое поле и желтая выпушка) и серо-синие шаровары с кантами офицеров. От автомобильных войск рота получила автомобильные фуражки и офицерские кортики.



1. Зимняя форма офицеров, 2. Зимняя форма нижних чинов, 3. Зимняя форма офицеров в пальто.А желтый цвет выпушек на погонах, воротниковых клапанах и обмундировании отсылал к традициям почтово-телеграфного ведомства (связь). Вооружались самокатчики драгунскими винтовками и штыками в ножнах. Для роты был введен особый погонный спецзнак: велосипед наложенный на скрещенные винтовки.


Скорее всего, эта форма, как и форма других частей технических войск, введенная во время Первой Мировой войны, предполагалась, как временная, поскольку она полностью соответствовала нормам военного времени, введённым Приказом по Военному ведомству №535 от 1914г. и не предусматривала парадного обмундирования и эполет.








Вслед за Отдельной Запасной Самокатной ротой были сформированы войсковые самокатные части. Всего до 1917г. было сформировано, по меньшей мере, семь отдельных самокатных батальонов в составе трёх-четырех отдельных самокатных рот и 11 отдельных самокатных рот, не включенных в состав батальонов. Все самокатные роты имели сквозную нумерацию. Роты сводились в батальоны независимо от их нумерации.


Кроме велосипедистов в составе самокатных частей появились мотоциклисты. Правда, большой проблемой стало снабжение этих частей материальной частью. Российская промышленность с трудом справлялась с поставками велосипедов, что было вызвано, в первую очередь, перепрофилированием главного велосипедного завода "Дукс" на выпуск аэропланов. Мотоциклов в России вообще не производили. Тем не менее в ходе боевых действий летом 1917г. самокатные части проявили себя самым лучшим образом.


О форме этих частей точных сведений нет, но большинство исследователей согласны с тем, что скорее всего, им была присвоена та же форма, что и для Отдельной Запасной самокатной роты, но с изменённой шифровкой: под спецзнаком на погоне располагался номер роты. [#.]




ТАКЖЕ: Самокатчики Русской армии: история и развитие

Униформа, 1900-е, Военная история, история России, армия, интересно, 1910-е, транспорт, 1890-е

Previous post Next post
Up