Настоящая гиперинфляция в романе Чёрный обелиск

Apr 26, 2021 21:25


Один из уважаемых читателей статьи     capitan_colcow комментируя статью Инфляционный нотгельд 1922-24г.г. сказал

Ремарк про то время хорошо написал. Выдавали зарплату до обеда и после обеда, что бы быстро что нить купить, как было выше написано

Лучший способ узнать о настоящей гиперинфляции - перечитать роман одного из самых романтичных писателей XX века Ремарка "Черный обелиск".



Эрих Мария Ремарк "Черный обелиск".



В конце дня Людвиг просит у своего босса Георга прибавку к окладу, сегодня ему повышали зарплату только в девять часов

- Какие-то несчастные восемь тысяч марок! А потом объявили новый курс доллара, и я теперь уже не могу на них  купить на них даже галстук"только бутылку дешевого вина

- Сколько же стоит доллар сейчас?

- Уже тридцать шесть тысяч!

Так начинается роман Эриха Марии Ремарка "Черный обелиск", запечатлевший жизнь при гиперинфляции. Действие происходит в 1923 году - в самый ее разгар - в вымышленном городке, списанном с Оснабрюка, родного города автора. Главный герой Людвиг Бодмер, прошедший Первую мировую, работает в фирме однополчанина, торгующей надгробиями.



Фото: Roger Viollet / Getty Images / Fotobank

Гиперинфляция - это не просто очень высокая инфляция, а жизнь в другом экономическом измерении. Когда цены начинают очень быстро расти, а порогом гиперинфляции считается их рост на 50% в месяц три месяца подряд, меняется экономическое поведение. Люди стараются как можно быстрее избавиться от бумажных денег, что увеличивает скорость их оборота и приводит к скачку цен даже при стабильном предложении денег. Поэтому гиперинфляция - это само сбывающийся прогноз: стоит в нее поверить, и она случится непременно.



По романам Ремарка можно изучать не только человеческие, но и экономические отношения того времени Фото: Эдик , Эдик "Manuva" Коблов



5 триллионов марок 1923 год

В Германии с мая 1921 года по июль 1922-го цены выросли в восемь раз, доверие к деньгам окончательно исчезло, началось бегство от банкнот, что еще больше подтолкнуло рост цен. В январе 1923 года французы оккупировали Рур - важнейший промышленный район страны, но немецкое правительство поддерживало бизнес в оккупированной области, выплачивало зарплаты рабочим, финансируя выплаты за счет печати новых денег. Экономический парадокс состоял в том, что, хотя социалисты пеклись о благе рабочих, финансируя свои программы за счет печатного станка, они способствовали обнищанию рабочего люда, чьи зарплаты в реальном выражении падали, и обогащению крупных промышленников. От инфляции выигрывает тот, чьи авуары находятся в реальных производственных активах.



Хозяева магазинов были вынуждены переписывать ценники несколько раз в день Фото: Hulton Archive/Getty Images/Fotobank

Георг удовлетворяет просьбу Людвига насчет повышения зарплаты,

- ...приносит из прихожей свой чемодан. Открыв его бросает мне две пачки денег. Людвиг просит добавить

- Добавь еще полкило этих обоев... и получает третью пачку.

- Слава Богу, завтра воскресенье. Никакого нового курса на доллар не будет, Единственный день недели, когда инфляция приостанавливается.



В 1924 году предвыборная агитация называла гиперинфляцию врагом государства Фото: Photo12 /UIG /Getty Images /Fotobank

Те же, кто копит в банкнотах, вынужденно или нет, остаются ни с чем.

Заказать памятник приходит вдова, ее муж покончил с собой, потеряв сбережения. Деньги - приданое дочери от первого брака

-... были положены в сберкассу на пять лет, до совершеннолетия дочери, поэтому он не смог их снять их. Муж был опекуном. А когда две недели назад срок наконец истёк и их можно было снять, они потеряли всякую цену: жених отказался. Дочка все плакала, муж этого не вынес. Считал, что виноват: надо было вовремя позаботиться.



Когда к власти пришел Гитлер, его главным экономическим советником стал победитель гиперинфляции Ялмар Шахт (справа) Фото: DIOMEDIA

Растет число безработных. Правительство теряет доверие. Усиливаются волнения, начинаются демонстрации, на авансцену выходят новые силы,  ..Людвигследует за колонной демонстрантов-инвалидов до церкви Девы марии. Там стоят два национал-социалиста в мундирах и держат большой плакат: «Приходите к нам, камрады! Адольф Гитлер вам поможет!»

- Мы сидим в «Красной мельнице». Перед нами - бытылка шампанского. Она стоит два миллиона марок - столько получает за два месяца на себя и на семью безногий инвалид войны.



Курс обмена бумажной марки к рентной составил 1 трлн к 1. Моментальное прекращение инфляции назвали «чудом рентной марки» (нем. Wunder der Rentenmark)В августе 1924 года правительство Веймарской республики приняло план Дауэса, устанавливающий новый порядок выплат репараций после Первой мировой войны. Документ предусматривал введение стабильной государственной валюты.

Резкий рост цен удалось остановить в конце ноября 1923 года. В октябре была выпущена новая валюта - рентная марка. Она обменивалась на 1 трлн старых марок, и ее курс к другим валютам примерно соответствовал довоенному.

Курс обмена бумажной марки к рентной составил 1 трлн к 1 рентной марке. 1 000 000 000 000 марок = 1 рентная марка (4,2 марки = 1$)

Автором стабилизационной программы считается экономист и банкир Ялмар Шахт, назначенный в 1923 году главой Рейхсбанка.

Моментальное прекращение инфляции назвали «чудом рентной марки» (нем. Wunder der Rentenmark) В августе 1924 года правительство Веймарской республики приняло план Дауэса, устанавливающий новый порядок выплат репараций после Первой мировой войны. Документ предусматривал введение стабильной государственной валюты.



Очередь желающих поменять бумажные марки на рентные в Берлине в 1923 году



Практичные немцы обнаружили, что оклеивать стены банкнотами дешевле, чем обоями Фото: Hulton Archive/Getty Images/Fotobank

Герой "Черного обелиска" уезжает в Берлин работать журналистом на зарплату 200 марок, новых, разумеется. Он собирает друзей и хочет "грандиозно отпраздновать прощание... с инфляцией". Напоследок Людвиг заходит к другу Вилли, который слишком активно спекулировал маркой.

- Вилли сидит в маленькой комнатке. он обменял её на свою элегантную квартиру. это гигантский скачок в бедность но Вилли   хорошо его переносит. Ему удалось спасти свои костюмы, кое-какие драгоценности, и поэтому он еще долго будет считаться шикарным кавалером. Красную машину ему пришлось продать. Он слишком рискованно спекулировал на понижении. Стены своей комнаты он сам оклеил, воспользовавшись для этого денежными знаками и обесценившимися акциями инфляции.

- Это стоило дешевле, чем обои, - заявил он.



1000 рентных марок 1923 года.

Источник: kommersant.ru, Елена Чиркова, Эрих Мария Ремарк «Черный обелиск» .

Статья проиллюстрирована изображениями картинок из Интернета.

авторская фотография

Previous post Next post
Up