Крым, поход к "Лестнице тавров", историческому сооружению 2200 -летней давности

Apr 23, 2021 18:38

Более полное  и точное название поста:

"Крым, поход   на гору Караул-Оба в Новом Свете; можжевеловая роща, Царская тропа,   лестница  и стоянка тавров".

Каждый год мы  планируем  поход в  горы, когда находимся в Крыму. Такое путешествие  помогает подняться над суетой и обыденностью, дарит заряд энергии и эмоциональный подъем.
Этот поход, что мы опишем в  посте - происходил в августе, тогда в курортный сезон  отчет  мы оформить не успели, но сейчас, в связи с наступлением нового  сезона  - все опять стало актуальным.

На тех, кто идет в   Крымские горы первый раз, они  оказывают неизгладимое впечатление (а в нашей компании родственников и друзей всегда такие  находятся). Однако не стоит слишком сильно доверяться эмоциям: горы прекрасны и одновременно коварны. Малейшая невнимательность или чрезмерная самоуверенность могут привести к печальным последствиям.

Многие "бывалые путешественники по горам" терялись и замерзали во внезапно сошедшем тумане, который у местных жителей называется "обезьяна", падали со скал и разбивались насмерть лишь из-за неожиданно сменившегося направления ветра.  Что,  уж,  говорить о переломах, вывихах и других травмах,  которые получают неосмотрительные  путешественники  просто  идя вроде бы   по пологому спуску, но  покрытому "сыпухой" (мелким камнем, который так и норовит выскочить из-под ног и увлечь за собой).

Именно поэтому мы  не рискуем  ходить в горы  по новому маршруту без гида: наш провожатый Влад, которого вы увидите на фото, крепкий мужчина средних лет,  путешествует по горам Крыма добрую часть своей жизни. Он, кроме спортивного ориентирования, увлекается историей Крыма и может  много рассказать  о том, что встретится на пути. Но,  главное  его преимущество перед нами, конечно,  - опыт пребывания в Крымских горах, который ничто не заменит.

Поскольку в этом году в первой половине августа стояла невыносимая жара,   достигая порой   38 град. С, мы договорились выйти  в горы  в один из дней очень рано  утром - около 6-ти часов   группой  из 5-ти человек.

Маршрут  мы продумали заранее: запланировали  выход  из Нового Света со стороны реликтовой можжевеловой рощи,  решили пройти небольшой отрезок  пути по Царской тропе,  далее   свернуть на тропу вдоль моря, пройти до так называемой "Долины Рая" и подняться к пику "Космос", самой высокой точке  Нового Света (он находится на горе Караул-Оба) -  вокруг  этой горной   вершины находится  древняя стоянка тавров,  а также рядом с ней  сохранилась "лестница тавров", возраст которой   составляет  около 2200 лет.

Наш маршрут - верхняя левая часть обозначенной тропы, по правой  нижней мы не шли, а уплыли  на катере в Судак с Царского пляжа:

Уже во время  спуска мы  пожалели о том, что не вышли еще  раньше, потому что солнце  около   11 часов  утра стало печь  уже очень-очень сильно.

Обратно возвращаться по этому же маршруту мы не стали, а  свернули на ту часть тропы, которая ведет к Царскому пляжу, там сели на прогулочный катер и доплыли до Судака (Царский пляж  пешим  легким маршрутом не сообщается  с Новым Светом,  поскольку та часть тропы, которая изначально их соединяла,  обрушилась в результате землетрясения  в Крыму 1927 г., то есть добраться до этого пляжа  без навыков хождения по обрывистым горам можно только на катере).

Можжевеловая Роща

Реликтовая можжевеловая роща большей частью   состоит из деревьев-долгожителей,  некоторым из которых  исполнилось уже  500 лет. Зеленая зона занимает территорию мыса Плоский,  северную  часть Синей бухты, мыс Капчик и восточные склоны горы Караул-Оба.

Прекрасно сохранившийся реликтовый парк субтропических культур обязан своим существованием   Екатерине II, убедившейся в целебных свойствах можжевельника,  а также   впоследствии - князю  Льву  Сергеевичу Голицыну, еще  позже - одному из большевистских наркоматов  в советские времена и, наконец, Совету Министров Украинской Советской Социалистической Республики. Своим постановлением он утвердил заказник в его современных границах,  произошло это в 1974 году.  Сейчас  комплекс продолжает находиться под  охраной, но вход для всех желающих - бесплатный (во времена Украины за посещение заповедника взималась плата).

Крымская история древовидного можжевельника (вереса) восходит еще к третичному периоду (времени вымирания динозавров). Его собратья-деревья    в других частях света  достигают 15 м в высоту.
Корни этого дерева, как и судакской сосны, связываются с почвой или скальной поверхностью "намертво". Хвоя  деревьев может расти под любым углом, что мы и видили, когда проходили возвышенности  и спуски  Можжевеловой рощи.

Как и другие заказники  Крыма,  Новый Свет оборудован мусоросборниками, ограждениями, стендами с полезной информацией, указателями и прочими знаками визуальной коммуникации.
Заказник  создан с целью сохранения таких реликтовых пород, как судакская сосна, можжевельник древовидный и фисташковое дерево. Места  произрастания каждого из этих видов отмечены специальными  табличками, проложено  в заказнике  несколько маршрутов разной протяженности и сложности.

К примеру, маршрут "Можжевеловая роща"  проходит до  оконечности мыса  Капчик,  а также   в него входят две вспомогательные тропы. На всем  протяжении  стоят столики и скамейки для отдыха.

"Дикие" стоянки и прогулки без сопровождения гида  за границей  ограждений запрещены. Рощу часто называют "райской долиной", что не удивительно - некоторые деревья невероятно причудливы, их листья имеют сотни оттенков цвета, а стволы  в обхвате  достигают  7 м.

Есть у этого места и еще одна особенность: кроме  созерцания    прекрасных видов   дикой природы,  мы  вдыхаем  фитонциды можжевельника, оздоравливая  легкие, бронхи и носоглотку, это   отличная профилактика ОРВИ и других заболеваний верхних дыхательных путей.

По словам нашего гида, крымские татары  можжевельником очень эффективно лечат простудные заболевания у маленьких детей: заболевшему малышу устраивают мягкую постель прямо под деревом можжевельника и оставляют  ребенка на сутки или на день, после чего в ходе болезни  в большинстве случаев  наступает перелом к лучшему.

Царская тропа

Почему за этой тропой в народе закрепилось такое название  - "Царская" ?, спросите вы. Дело в том, что  по ней  последний монарх России действительно  проходил   и было это в 1912 г. Сохранилось довольно много фотографий, запечатлевших это посещение, выполненных придворным фотографом Александром Ягельским.

Император  Николай II и его августейшее семейство появились в Новом Свете не просто так. Довольно интересна история этого визита, давшего названия некоторым достопримечательностям Нового Света, таким,   как  Царский пляж, тропа Голицына…
Причина визита была необычной: во время этого посещения князь Голицын, который владел всей землей в округе, а также образцовым заводом по производству шампанских вин, принял решение подарить все  это  Императору, чтобы спасти  имение и производство  от разорения. Создание завода и имения было делом всей жизни князя, но  со временем  его средства истощились.

Князь Голицын попросил  Николая II принять в дар  его имение Новый Свет с  подвалами,  складами полными вина, винотеку,  и просил основать там образцовую школу виноградарства и виноделия. Князь при этом оговорил право своего проживания в имении до самой своей смерти, обязуясь быть хранителем всех раритетов, а также  оговорил свое пожизненное президентство в будущей "Академии вина".

Император  согласился с предложением князя. Подписание дарственной и передача ключей от имения должны были произойти во время очередного приезда царской семьи в Крым - летом 1912 г. (и произошли).
Принимая гостей во время первого визита, князь  повел Николая II  и сопровождающих его особ,  членов семьи по длинной узкой тропе, проложенной  специально  к  их приезду по краю гор, над морем. С тех пор за тропой закрепилось  в народе название "Царская" или "Голицынская". Знаменитая ныне "Голицынская тропа" стала непременным туристическим объектом крымского Южнобережья.

К сожалению, в силу непреодолимых и известных нам всем исторических событий и обстоятельств,  революции 1917 г.  и последовавшей гражданской войны, Академия виноделия так и не была создана. Князь  Лев Сергеевич Голицын скончался в 1915 г.,  не застав  смутное время.

Но его наследие сохранилось и служит потомкам до сих пор: завод, технологии, да,  и  целая отрасль виноделия, созданная  этим  выдающимся человеком, целиком и полностью его заслуга, ведь князь около 10-ти лет своей жизни в качестве управляющего занимался созданием  и руководил  крупнейшими винодельческими хозяйствами Крыма и Краснодарского Края. Не только завод шампанских вин в Новом Свете, но и  такие винодельческие хозяйства  Крыма, как  Массандра, Абрау-Дюрсо, Солнечная Долина были так или иначе задуманы, спроектированы, основаны князем Львом Голицыным.

Царская семья в Новом Свете:

Князь Л. С. Голицын, император Николай II  и цесаревич Алексей в Новом Свете около винных подвалов:

Князь Л. С. Голицын, император Николай II   в сопровождении придворных и охраны идут по тропе в Новом Свете к винным подвалам (там для них князь проводил прием),   1912 год:

А сейчас двинемся дальше к стоянке тавров и  "окунемся  в глубь веков".

Стоянка тавров

Царская тропа, петляя вдоль моря, раздваивается: здесь можно спуститься к морю или взять курс в горы, к пику Космос, на гору Караул-Оба, к долинам Ада и Рая и ущельям тавров.
Мы поднимаемся вверх: маршрут здесь становится более сложным, приходится в некоторых местах  карабкаться вверх, держась обеими руками за каменистые отвесные скалы, на этом этапе путешествия фотоаппарат мне пришлось убрать в рюкзак за спиной, чтобы не разбить его случайно о каменистые  отвесные стены.

Преодолев довольно опасный промежуток пути,   мы попадаем в долину Рая: это красивая и располагающая к отдыху долина  находится  почти на самой вершине горы Караул-Оба,  она сплошь заросла  невысоким  кустарником и редколесьем. Долина небольшая, с  нее  хорошо просматривается море и с восточной, и с западной стороны.

Поднявшись из долины Рая к Пику Космос,  мы увидели характерную для тавров стоянку: цепь очень узких и небольших по площади ущелий, несколько площадок с отличным обзором на  360 градусов, еще одно узкое ущелье с древней винтовой лестницей, высеченной из камня, по которой можно подняться с одного уровня на другой довольно быстро. По последним данным эта стоянка датируется II в. до н.э., а значит - лестнице на данный момент 2 200 лет.

Именно этой лестницей, по словам нашего гида, и пользовались тавры, которые  промышляли морским разбоем и жили здесь более 2 тысяч  лет назад. Пираты, заприметив подходящие греческие корабли,   спускались  с вершины горы  по лестнице  и перебирались с одной стороны горы через узкие ущелья на другую сторону,  устраивали засаду. Таким образом они всегда появлялись неожиданно, не оставляя жертве ни малейшего шанса на спасение.

Долина Рая,  фото из интернета:

Долина Ада, фото из интернета.

Пик Космос на горе Караул-Оба, его высота 225 м, это   самая   высокая, доступная для нахождения,   точка Нового света. Максимальная высота горы 341 м.

С  наивысшей  площадки пика Космос  открываются потрясающие виды на  бухты  Нового Света, а также на все южное побережье Крыма от Алушты до мыса Меганом:

Что же стало с таврами? Как и многие народности они слились с более крупным этносом - прибывшими на полуостров скифами, которые считаются предками славян, и образовали новую народность, называемую "тавроскифами":

Лестница тавров:

Царский пляж и путь обратно

С вершины горы открываются совершенно невероятные виды, мы делаем привал, утоляем жажду  несколькими глотками воды и решаем двигаться в обратный путь,  не спускаясь в долину Ада из-за усиливающейся жары (эта долина представляет из себя нагромождение скал, из глубины которых дует  очень холодный, около 5 град. С, воздух; считается, что эти расщелины тавры использовали для хранения свежего мяса и молока).

Обратная дорога оказалась на порядок опаснее: здесь начинается сильная “сыпуха”, идем очень медленно и сосредоточенно.

Наконец, подходим к повороту на Царский пляж и прощаемся  с нашим гидом, начинаем спуск к пляжу через можжевельник: здесь тропа уже почти что прогулочная и пологая, навстречу все чаще попадаются туристы в купальниках.
Наконец,  достигаем пляжа: он полон людей. Все они приплыли сюда на небольших прогулочных катерах из Нового Света и Судака, чтобы искупаться в чистой и прозрачной воде.

Наш катер отходит через полчаса,  идем купаться, ныряем   в прохладную и манящую воду,   чтобы   немного освежиться после перехода.
Немного  позже забираемся на  катер: на крыше его бесстрашно устроились мальчишки, мы занимаем места у самого борта. Катер трогается и в лицо нам летят брызги - сегодня идет небольшая волна  и дети, и взрослые визжат от восторга!
Всего  через 15 мин и мы  уже приплываем  в наш Судак, который  сейчас просто переполнен людьми: к 11-12 часам утра пляж представляет собой сплошное людское море.
Контраст с безлюдными, пустынными и древними горами  потрясает…

Перед спуском к Царскому пляжу:

Площадка в центре фото - и есть Царский пляж, впереди - мыс Капчик:

Царский пляж в начале августа,  отдыхающих очень много, это с учетом того, что  кроме как по морю  другими простыми путями к нему не добраться:

Тавры и Таврида

Поскольку греки считали тавров коренным населением Крыма, то со временем за полуостровом в греческом языке закрепилось название "Таврида".
Во времена Екатерины II Крым по аналогии носил название Таврической губернии. Вообще в греческом языке слово "таурос" обозначает "бык", но большинство исследователей сходятся во мнении, что греческое название было лишь огласовкой (то есть вариантом произношения) слова, которым сами называли себя тавры на своем языке. Этот язык  совсем не сохранился - не известно ни одного слова на языке тавров, поскольку  у этого народа не   было письменности.

Что за народ, тавры?

Для того, чтобы составить хотя бы самое общее представление о народе, давшем  в античные времена,  в конечном итоге,  название всему полуострову,  мы обратимся к  главе  из книги И. Н. Храпунова.  Отрывок  далее дан в  адаптированном виде и в  сокращеннии.

“...Тавры - этнос, вся история которого связана с Крымом (и только с Крымом). Если для многочисленных, кочевавших на огромных пространствах скифов и позднее - сарматов, Крым был лишь окраинной территорией, то по всем письменным и археологическим источникам  история тавров началась и закончилась на полуострове, за пределы которого они никогда не выходили.

Впервые тавры упомянуты в  произведении  Геродота "История". Это сочинение  создано  в середине V в. до н. э., а  о таврах речь идет в связи с событиями скифо-персидской войны, которая датируется современными исследователями между 519 и 510 гг. до н.э.
Геродот кратко описал территорию, населенную таврами. По его словам, это гористая, выступающая в Понт (Понт - древнее название Черного моря),  страна, расположенная между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым или, если  сказать современным языком, между Евпаторией и Керченским полуостровом.

Геродоту  принадлежит и очень  яркое описание обычаев тавров. Они приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение  чужестранцев или захваченных в открытом море эллинов (греков). В святилище Девы головы жертв прибивают к столбам, а тела сбрасывают с утеса или, по другим сведениям, предают земле.

Головы пленных врагов, насаженные на длинные шесты и выставленные над домами, становятся стражами жилища.
"Живут тавры грабежами и войной", - подытоживает Геродот.

В  последствии   в своих произведениях древние авторы более или менее подробно пересказывали Геродота или придумывали собственные "псевдотаврские" сюжеты. К числу  этих  призведений  принадлежат такие  знаменитые, как "Ифигения в Тавриде" Еврипида и некоторые эпизоды "Посланий с Понта" Овидия”.

Происхождение  же тавров - вопрос, который до сих представляет широкое  поле для догадок  и предположений. Некоторые ученые склоняются к тому, что тавры вместе с аланами пришли на полуостров из Азии, а   другие  считают это племя автохтонным (то есть возникшим и сформировавшимся на полуострове).

Ведутся также споры о том, можно ли отнести к таврам так называемую Кизил-кобинскую культуру, которая датируется VIII - IV- III вв. до н. э. Народ этой культуры  занимался  земледелием: о такой  хозяйственной деятельности населения свидетельствуют находки остатков злаковых и бобовых культур, кости домашних животных, глиняные грузики-пряслица, одевавшиеся на веретена.

“...Племена - носители Кизил-кобинской культуры занимались, по всей вероятности, мотыжным земледелием и  скотоводством. С таким заключением согласны все исследователи. Их выводы основываются на топографии поселений, наличии в  каждом поселении зерновых ям и вкладышей для серпов, множества  других археологических находок. Обычно, учитывая замечание Псевдо-Скимна о том, что: "Тавры любят кочевую жизнь в горах" и  принимая во внимание природные условия Главной гряды Крымских гор и Южного берега Крыма, где занятие земледелием крайне затруднено, а также   учитывая тот факт, что  нет  свидетельств  о  долговременных поселених, исследователи полагают, что тавры занимались все же, главным образом,  отгонным скотоводством.

Если  обратиться к  письменным источникам, то придется признать, что какую-то  роль в жизни   тавров играло пиратство. Кстати говоря, совершенно непонятно, куда исчезли награбленные таврами сокровища. Во всяком случае, при раскопках не найдено никаких  изделий из других стран, кроме бус.

Подводя итог вышесказанному, можно  заключить, что  тавры (этнос, сформировавшийся путем  объединения  части племен, населявших Крым в эпоху поздней бронзы) поначалу концентрировались  в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством.
В VI в. до н.э. некоторые  племена  тавров переселились в горы и на Южный берег Крыма, где сформировался хозяйственно-культурный тип, связанный с отгонно-пастбищным скотоводством и, возможно, пиратством.
Различия в хозяйственной деятельности и некоторая территориальная обособленность привели к формированию специфических черт в материальной и духовной культуре этого народа. Таким образом в VI - V вв. до н.э. тавры  разделились  на две субэтнические группы.

В IV в. до н.э. произошл обратный отток населения в предгорья и  возникла новая  общность  таврских племен на базе оседлого земледельческого скотоводческого  типа хозяйствования. Исходя из вышесказанного, правильно будет называть население горного и предгорного Крыма VIII - III вв. до н.э. - таврами. При этом  определение  "тавры" следует рассматривать как собирательное  для целого ряда племен.

Кизил-кобинская культура прекращает  свое существование в IV или, самое позднее, III в. до н.э. Таким образом мы лишаемся археологических источников по истории тавров. Но,  это не означает, что они перестали существовать как этнос.

Тавры упоминаются в заслуживающих полного доверия  документах первых веков н.э. и у Тацита в связи с событиями войны 49 г. н.э.  В то же время в надписях  и в письменных источниках для обозначения населения Крыма широко употребляется синтетический термин "тавроскифы" или "скифотавры”"

_______________________

Использованные источники:

1. И.Н. Храпунов. "Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы." Симферополь: Таврия, 1995 г.

2. Нил Ашерсон. (автор- англичанин)  "Черное море. Колыбель цивилизации и варварства" Москва,  Корпус, 2015 г.

3. Вражнова Л., Вражнов И. ""Крымская Шампань" князя Льва Голицына: Новый Свет в исторических событиях и фактах” Симферополь,  Нижняя Ореанда, 2016 г.

4. Группа Судака В контакте: https://vk.com/citysudak

Посещение Николаем II Нового Света, фото: http://www.evpatori.ru/kak-imperator-nikolaj-ii-gulyal-po-novomu-svetu.html

__________________________

Еще статьи про Новый Свет в Крыму, вышедшие в сообществе (а также  есть много других про Крым, ниже не перечисленных):

Посещение императором Николаем II и его семьей Нового Света в Крыму, 1912 год ч. 1

Посещение императором Николаем II и его семьей Нового Света в Крыму, 1912 год ч. 2

Крым, Новый Свет, князь Лев Сергеевич Голицын

отдых, тексты, Романовы, история Россия, Крым, личнсти, природа, пейзаж, Николай II, текст