Как известно, в августе 1991-го при "подавлении путча" погибли три человека. Имена их сегодня, конечно, помнят, только близкие родственники и историки. 22-летний Дмитрий Комарь, 28-летний Илья Кричевский и 37-летний Владимир Усов.
Как известно, в память об этих людях на Новом Арбате уже более 20 лет стоит обелиск, к которому в августовские дни приходят с цветами либерально настроенные товарищи.
Сегодня многие вообще смутно представляют себе то, как развивались события в августе 1991-го года, но при этом уверены, что вот эти три товарища погибли, отражая атаку на Белый Дом.
Давайте все же внесем ясность.
Во-первых, никакой атаки на Белый Дом не было. Существовала она лишь во взбудораженном воображении граждан, тусовавшихся у тогдашней обители Бориса Ельцина.
А что же было?
Как известно, ГКЧП в первый же день ввел в Москву огромное количество военных с техникой, в которых объективно говоря, большой необходимости не было. Особенно если учесть, что никаких боевых задач перед ними не ставилось. Тем не менее, военные периодически перемещались по городу, обеспечивая режим комендантского часа, введенный ГКЧП.
Около 23 часов 20 августа колонна из 7 бронемашин, составлявших роту 15-го мотострелкового полка Таманской дивизии, двигалась по Садовому кольцу в сторону Смоленской площади, где расположено здание МИДа.
Подчеркну: колонна в сторону Белого Дома не шла. Во-первых, штурмовать Белый Дом силами 7 бронемашин - глупость несусветная, особенно с учетом того, что, как уже говорилось, войск и техники в городе было предостаточно. Во-вторых, если бы колонна шла на Белый Дом, то ей с Садового кольца необходимо было бы свернуть направо, а не двигаться в туннель, где и развернулись события. А вот туннель как раз и являлся дорогой к Смоленской площади.
Итак, военные никого штурмовать не собирались. Но толпу, изнывавшую вторые сутки от безделья у Белого Дома, тянуло на подвиги. Поэтому проезд военной технике заблокировали сдвинутыми троллейбусами (потом один из этих троллейбусом несколько лет простоит на Тверской при входе в бывший Музей Революции, и будет являться памятником клиническому идиотизму наших сограждан в августе 1991-го года).
Колонна, тем не менее, продолжила движение, благо, броня давала возможность пробиться через эти баррикады. Однако на выезде из туннеля в БМП полетели камни и бутылки с зажигательной смесью. В этот момент получили ранения как минимум трое военных, находившихся на броне - у одного был сломан палец, другому рассекли бровь, третьему разбили голову.
Тем не менее, военные на эту агрессию отвечать не стали - шесть БМП пробились через баррикады, а вот седьмую - БМП под номером 536 - заблокировали вновь. Несколько человек влезли на БМП, пытаясь брезентом заблокировать экипажу видимость путем закрытия смотровых щелей.
Теперь перейдем к персоналиям. 22-летний Дмитрий Комарь. Между прочим, ветеран-"афганец", кавалер четырех медалей. Что же делал в это момент сей достойный человек?
Бывший солдат Советской Армии, словно и не помня, что совсем недавно был на месте вот этих парней в БМП, запрыгивает на броню и пытается закрыть экипажу обзор. Тем временем, экипаж пытается вырваться - вращает башней, делает резкие маневры, пытаясь скинуть нападавших.
После одного из рывков Комарь летит на асфальт. Однако он все еще цел и невредим. Но не унимается - и пытается залезть внутрь машины через открывшийся во время хаотичных маневров БМП расположенный сзади десантный люк.
Если бы в этот момент Комарь схватил пулю в лоб - это было бы логично и справедливо. Потому что экипаж в этой ситуации реально боролся за свою жизнь - ведь БМП пытались не просто ослепить, но и сжечь при помощи бутылок с горючей смесью.
Тем не менее, все получилось иначе. Экипаж БМП действительно выполнил предупредительные выстрелы в воздух, но они мало кого вразумили. А полезший в люк Комарь вылетел из него при очередном резком маневре БМП.
На свою беду, он зацепился одеждой за люк бронемашины. Во время очередных рывков Комарь несколько раз ударился головой, что и послужило причиной смерти. Уже мертвое тело Комаря затем попало под БМП.
28-летний Илья Кричевский, выпускник архитектурного института, поэт. За плечами, кстати, тоже армия, пусть и не Афган.
Метания вокруг БМП 536 закончились тем, что машину-таки подожгли. Экипаж, спасаясь, вынужден был покинуть броню, стал пробиваться к соседней БМП 521. Пробиваться - это не преувеличение: в солдат летели камни и металлические прутья, "защитники демократии" пытались растерзать военных.
Когда экипаж добрался до БМП 521, то и к ней уже подобрались "мирные люди" с бутылками и камнями. Двое из экипажа стреляли в воздух, чтобы товарищи успели залезть в машину. В этот момент к БМП бросился архитектор Кричевский, схвативший шальную пулю в голову.
Особо рьяные могут спросить - а как получилось, что пуля, направленная в воздух, попала в голову? Ну а вы попробуйте как-нибудь вести предупредительный огонь среди разъяренной толпы, пытающейся вас убить, и я посмотрю, насколько вам удастся соблюсти все правила. Тем паче, что к тому моменту у экипажа сожженной БМП были все основания стрелять на поражение.
Наконец, 37-летний Владимир Усов - самый старший в этой компании. Более того, Усов вырос в семье военного - его папа был контр-адмиралом.
И чем же занимался Владимир Усов в эту ночь? В тот момент, когда свободолюбивые граждане блокировали видимость БМП при помощи брезента, Усов кинулся к ним на помощь. На помощь к блокирующим, а не к солдатам. В этот момент заблокированный экипаж открыл предупредительный огонь. Одна из пуль срикошетила и убила Усова на месте.
Вот и вся история. Стоит добавить, что Усова, Комаря и Кричевского за все это сделали Героями Советского Союза и с почестями похоронили на Ваганьковском кладбище.
Следствие в связи с инцидентом завершилось в декабре 1991 года, и вынесло решение о том, что в действиях экипажа БМП не состава преступления. Но, что самое интересное, следствие заявило, что нет его и в действиях лиц, напавших на колонну. Оно и понятно - как объявишь посмертных Героев и мучеников за демократию преступниками?
Такая вот героическая история. Помните о ней, когда проезжаете по Новому Арбату и видите тот самый обелиск.
АВТОР