Здравствуйте уважаемые.
Помните бессмертное (и шикарное), вышедшее из под пера Ильфа и Петрова (или не их пера - это тема отдельного разговора):
От Минска до Берингова пролива и от Нахичевани на Араксе до Земли Франца-Иосифа входят в исполкомы, высаживаются на станционные платформы и озабоченно катят на извозчиках родственники великих людей. Они торопятся. Дел у них много.
Одно время предложение лже-родственников все же превысило спрос, и на этом своеобразном рынке наступила депрессия. Чувствовалась необходимость в реформах. Постепенно упорядочили свою деятельность внуки Карла Маркса, кропоткинцы, энгельсовцы и им подобные, за исключением буйной корпорации детей лейтенанта Шмидта, которую, на манер польского сейма, вечно раздирала анархия. Дети подобрались какие-то грубые, жадные, строптивые и мешали друг другу собирать в житницы.
Шура Балаганов, который считал себя первенцем лейтенанта, не на шутку обеспокоился создавшейся конъюнктурой. Все чаще и чаще ему приходилось сталкиваться с товарищами по корпорации, совершенно изгадившими плодоносные поля Украины и курортные высоты Кавказа, где он привык прибыльно работать.
- И вы убоялись все возрастающих трудностей? - насмешливо спросил Остап.
Но Балаганов не заметил иронии. Попивая лиловый квас, он продолжал свое повествование.
Выход из этого напряженного положения был один - конференция. Над созывом ее Балаганов работал всю зиму. Незнакомымпередал через попадавшихся на пути внуков Маркса. И вот наконец ранней весной 1928 года почти все известные дети лейтенанта Шмидта собрались в московском трактире, у Сухаревой башни. Кворум был велик - у лейтенанта Шмидта оказалось тридцать сыновей в возрасте от 18 до 52 лет и четыре дочки, глупые, немолодые и некрасивые.
Шикарное произведение. Обожаю его :-)
Ну не о том сегодня. Я о другом. Знаете кто это:
Это Евгений Петрович Шмидт-Очаковский (1889- 1951). Единственный и настоящий сын того самого "легендарного" лейтенанта Петра Шмидта.
У него еще единокровная сестра была Екатерина, но она умерла совсем малышкой.
Слово "легендарный" я не зря взял в кавычки, ибо Петр Петрович Шмидт-младший был личностью, ну ооочень интересной. Меня всегда интересовало, с тех пор как я впервые прочитал о восстании мятеже на крейсере "Очаков", почему его возглавил именно лейтенант. Более того, пошел дальше, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Фантазия рисовала молодого и дерзкого романтика, который не побоялся взять на себя ответственность за весь мощнейший Черноморский флот и в едином порыве поддержанный всеми революционными матросами. Как же я удивился, когда узнал, что лейтенанту было....38 лет, он был в отставке, при этом носил на мундире самодельные знаки капитана 2 ранга и в матроской среде популярностью не пользовался. Стал изучать дальше - и, конечно, был удивлен...
Сын контр-адмирала, начальника Бердянского порта, княжеского рода по линии матери, и с дядей Владимиром - полным адмиралом, членом Адмиралтейств-совета, сенатором, Петр Петрович Шмидт-младший был личностью странной....
Страдающий различными психическими отклонениями, с поставленным диагнозом «шизофрения с манией величия», он совершал множество странных, необъяснимых и диких поступков в своей жизни. Так, например в один день отдал свои деньги портовой проститутке Доминику Павлову, а затем...женился на ней. Вот что сам писал об этом моменте: «Она была моих лет. Жаль мне ее стало невыносимо. И я решил спасти. Пошел в банк, у меня там было 12 тысяч, взял эти деньги и все отдал ей. На другой день, увидев, как много душевной грубости в ней, я понял, что отдать тут нужно не только деньги, а всего себя. Чтобы вытащить ее из трясины, решил жениться. Думал, что, создав ей обстановку, в которой она вместо людской грубости найдет одно внимание и уважение, и вытащу из ямы…»
Тем самым вогнав в гроб своего папеньку, которого хватил удар.
Потом раззвелся, но именно Доминика радила ему дочь и сына.
Как Шмидт служил - это отдельная песня.... Причем грустная. Сидеть бы ему в тюрьме или в психушке, если бы не дядя, который постоянно его "отмазывал" и давал возможности перезапустить карьеру неоднократно - как в военном, так и в торговом флоте. А там и дезиртирство, и растрата, и оскорбление вышестоящих офицеров, и посажение на мель.... Не раз, ни два и не три. Там полный набор вообще. Не удивительно, что при этом Шмидт еле-еле получил чин лейтенанта, хотя всегда считал себя, что капитаном 2 ранга.
На "Очакове" он оказался в общем-то случайно, сам поднявшись на борт и произведя впечатление на руководителей мятежа своей демократичностью и широтой взглядов. Они его вообще то не знали....
Понятно, что восстание было подавлено, а его зачинщики жестко наказаны. Сам Петр Шмидт 06.03.1906 на острове Березань вместе с Н. Антоненко (член революционного судового комитета), машинистом А. Гладковым и старшим баталёром С. Частником был расстрелян.
И эта казнь сделала его настоящим "героем" в душах экзальтированной публики. Хотя мало кто понимал и знал о нем. Просто символ.
Особенно популярна эта фигура стала после февраля 1917 года. Одних только улиц, посвященных лейтенанту Шмидту я насчитал 39 штук....
Таким пиаром и пользовались и Шура Балаганов, и Паниковский, и даже сам Остап Ибрагимович :-)) И после выхода "Золотого теленка" сочетание "сын лейтенанта Шмидта" стало использоваться как синоним пройдохи, авантюриста и мелкого мошенника
А что же, настоящий сын Шмидта - Евгений Шмидт-Очаковский, спросите вы? Нет, мошенником и пройдохой он не был. Но пользовался славой своего отца, писал о нем очерки, взял вторую фамилию Очаковский, в честь восстания в котором, несмотря на нежный возраст (ему было 16) участвовал лично и даже был арестован. Активно участвовал в Белом движении, ушел в имиграцию, сначала в Прагу, а потом и в Париж, где и умер в нищите и безвестности.
Вполне скромная и нестыдная жизнь.
А вот кто в полной мере мог пользоваться термин "сын лейтенанта Шмидта" или точнее "дочь" в том смысле, в котором мы его используем чаще всего - так это некая Зинаида Ризберг. Это странная разбитная киевская дамочка, ради которой в свое время Шмидт забирает кассу корабельного отряда (2500 золотых рублей), и отправляется с ней в Киев кутить и веселится :-)
Казалось бы, повеселился, оставил дамочки и все. Ан нет. Госпожа Ризберг оказалась не такой.
В начале 1918 года она добралась до самого Дзержинского и предъявила тому письма от «красного лейтенанта» Шмидта, потребовав персональную пенсию как «любимая женщина героя революции». Пенсия ей была назначена, более того - она получила квартиру в центре Москвы.
Дальше больше - она написала книгу воспоминаний о лейтенанте и.... была принята в Союз писателей СССР :-) И дальше - до конца жизни Ризберг снимала "пенки" с этого дела - выступала как революционная подруга лейтенанта Шмидта на творческих вечерах по всей стране, и расказывая о событиях, о которых она вообще не знала ничего зачастую.
Вот так забавно тусуется колода.
Надеюсь вам было интересно :-)
Приятного времени суток.