Приволокнуться - приударить - прикадриться..

Nov 14, 2020 19:17

Помните, в "Княжне Мери" Грушницкий некоторое время не встречался с княжной Мери:
он ни за что не хотел больше показываться ей в солдатской шинели, ждал, когда, наконец, готов будет офицерский мундир.
Когда мундир был готов, Грушницкий явился к Печорину в "полном сиянии армейского пехотного мундира" и попенял Печорину:
- Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной? ...






В 19 веке вообще все всю дорогу волочились...
И Онегин у Пушкина "в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь".



И Печорин (по просьбе Веры) должен был делать вид, что волочится за Мери, чтоб они могли видеться у Мери на приёмах.



И Хлестаков в письме приятелю сообщает, что волочится напропалую и за губернаторшей, и за губернаторской дочкой.
И Курагин, увидев Наташу в опере, решил приволокнуться за нею, а что выйдет из этого ухаживания, не думал...



Волочиться - значит ухаживать за женщиной, обычно без серьёзных намерений.
Таким образом, волочиться - это довольно протяжённое действие во времени (он давно за ней волочится...)
И действующие лица к началу, так сказать, "волочения" знакомы друг с другом.



Потом вместо "волочиться" стали говорить "приударить"
Приударить - значит начать оказывать знаки внимания, начать ухаживать за кем-либо (соседкой, однокурсницей, сестрой приятеля),
то есть действующие лица тоже, как правило, уже знали друг друга.

В конце 1960-х и потом довольно долгое время говорили "кадриться" - я к ней кадрюсь, прикадрись к ней, почти закадрил...
Кадриться - это тот же флирт, только короткого действия, кадрились незнакомые до этого - на танцах, на улицах, в клубах.

Сейчас, в эпоху интернета, вроде и нет(?) каких-то специальных слов или определений,
кроме как - познакомились в интернете или - нашли друг друга через интернет...

Про "волочиться" говорит Чехов, говоря о театре и про свои пьесы.
"Требуют, чтобы были герой, героиня, сценические эффекты.
Но ведь в жизни люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви.
И не каждую минуту говорят умные вещи.
Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости.
И вот надо, чтобы это было видно на сцене.
Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт,
но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.."

Интересно, я перебрала все его самые главные пьесы - Иванов, Дядя Ваня, Чайка, Три сестры, Вишневый сад.
Но не обнаружила, чтобы там у него кто-нибудь из героев волочился бы за героиней.
Да, приходят, уходят, говорят глупости, едят, разговаривают о погоде, ловят рыбу, даже стреляются,
но вот чтоб герой "волочился как-нибудь", как Онегин или "ужасно волочился", как Печорин за Мери - нет такого.
Недодал нам волокитства Антон Павлович в своих пьесах...



В "Даме с собачкой" Гуров, когда увидел впервые Анну Сергеевну, подумал - "было бы не лишнее познакомиться с ней".
Но уж никак не предполагал поволочиться, хотел необременительного и быстрого курортного романа...
"..соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной,
которой не знаешь по имени и по фамилии, вдруг овладела им"..

Иллюстрация к "Даме с собачкой" - Кукрыниксы, 1945-1946 год
Иллюстрации 1933 года к "Евгению Онегину" - художник Николай Васильевич Кузьмин (1890-1897)
Фото из телефильма "Записки Печорина", Мери - Ирина Печерникова, Печорин - Олег Даль, Грушницкий - Андрей Миронов
Фото из фильма Война и мир, Наташа - Людмила Савельева, Анатоль Курагин - Василий Лановой, Элен - Ирина Скобцева

искусство, кино, мысли вслух, 1830-е, пятничное, любовь, литература, текст, 1890-е

Previous post Next post
Up