Харе Кришна и тюрьмы. "Я освободился 1 апреля 1996 года..."

Nov 05, 2020 10:26



Вайшнавы всегда стремились помочь каждому человеку. Философия сознания Кришны утверждает, что любая душа может быть очищена и что, сколько бы грехов ни совершил человек, святое имя способно спасти его. История знает множество примеров того, как великие грешники становились святыми благодаря общению с вайшнавами. Сегодня в рубрике «Вайшнавы о общество» мы предлагаем вашему вниманию беседу с Апрамейатмой д. и Геннадием Коваленко - руководителями программы «Оазис-108», программы духовной помощи заключенным. 



Апрамеятма дас: Чем шире в человеческом обществе распространяются качества Кали-юги, тем больше появляется людей, смыслом жизни которых становится грех. И, живя в современном обществе, невозможно избежать общения с разного рода греховными людьми - ворами, грабителями, проститутками и т.д.

Правда, в священных писаниях сказано, что материальный мир предназначен для существ, нарушавших законы Бога и по большому счету, все грешники, но все же существуют живые существа, стремящиеся совершать грехи и те, кто встал на путь очищения. Грешники и святые на протяжении многих веков живут рядом друг с другом, и волей-неволей их пути пересекаются. Конечно, немалую роль в этом играет Сам Господь.

Именно Он, желая вдохновить Своих преданных и показать пример другим, устраивает всевозможные ситуации, когда великие грешники становится Его преданными. История вайшнавов насыщена подобными примерами. Вальмики, Тирумангай, Джагай и Мадхай - всего лишь несколько имен прославленных преданных которые в прошлом были закоренелыми преступниками, да и зачем далеко ходить - большинство из нас совсем недавно занимались Бог знает чем, и лишь благодаря состраданию преданных и общению с ними мы получили возможность очиститься.

Да, удивительная история Джагая и Мадхая хорошо известна; интересно, а как было дело с Вальмики Муни?

A.: Я постараюсь коротко изложить историю о Вальмики, так как она такая длинная, что можно рассказывать несколько дней. Будущий Вальмики появился на свет из чрева змеи Канники, красавицы из подземного мира змей, которая соблазнила мудреца, жившего в лесу, а после рождения ребенка вернулась в свой мир, оставив мальчика на попечение одного охотника.

Мальчик вырос и тоже стал охотником, он так увлекся своим ремеслом, что никогда не расставался с луком и стрелами и был постоянно занят поисками подходящей мишени. Пришло время, он женился, потом у него родились дети. И скоро оказалось, что он должен содержать большую семью. С каждым днем ему становилось все трудней добывать пропитание одной лишь охотой, и он начал прибегать к иным способам: останавливал путников на лесных дорогах и отнимал у них все что мог - пищу, деньги, одежду и украшения.

Он убивал всех, кого только мог, нападал на каждого, кто появлялся в долине, в лесу или в горах. И вот однажды по волей Всевышнего он подстерег на лесной дороге семерых мудрецов, пришедших с высших планет для участия в земных играх Господа. Размахивая ножом, держа наготове лук и стрелы, он грозно закричал: «Жизнь или…»

Мудрецы посмотрели на него спокойным взглядом и сказали: «К чему ты ломаешь комедию, мы отдадим тебе все, что ты пожелаешь, и даже больше». Такого Вальмики никогда не слышал и на всякий случай, думая, что мудрецы хитрят, обыскал их. Ничего не найдя, он немного растерялся, но чтобы не выдать растерянность, еще пуще начал им угрожать, на что мудрецы ответили ему: «Мы дадим тебе нечто очень ценное, но прежде, чем мы сделаем это, ты должен ответить на наш вопрос.

Зачем ты берешь на себя тяжкий грех, грабя людей и причиняя страдания всем божьим тварям? Ради чего ты это делаешь?»

«У меня восемь детей и мы ждем девятого. Я должен добывать для них пищу или деньги», - ответил Вальмики.

Мудрецы сказали: «Бедный человек, неужели ты ни разу не подумал о том, что жизнь, которая сейчас доставляет тебе столько радостей или страданий, дана тебе в награду за твои прошлые жизни, а ты вместо того, чтобы позаботиться о своем освобождении хотя бы в будущей жизни, каждый час берешь на свою душу все новые и новые грехи. Ступай домой и спроси свою жену и детей, возьмут ли они на себя часть твоих грехов. Когда ты вернешься с ответом, мы отдадим тебе все, что у нас есть».

Немного посомневавшись, Вальмики согласился с предложением мудрецов и, договорившись, что они будут его ждать на этом же месте, побежал домой. Через некоторое время он пришел и, подойдя к мудрецам, опустил голову.

- Что они тебе сказали? - спросили мудрецы.

- Никто из них не хочет разделить со мной бремя грехов. Дети рассмеялись в ответ, они решили, что я шучу, а жена сказала, что я сошел с ума. Они мне не помощники, я и предположить такого не мог.

- Мы обещали сделать тебе дорогой подарок. Ты хочешь его получить?

- Да.

Тогда мудрецы сказали Вальмики, что необходимо сесть на землю в тени дерева. закрыть глаза и повторять имя Господа Рамы, однако Вальмики был настолько грешен, что не смог даже выговорить это имя. Тогда мудрецы, подумав немного, предложили ему повторять «Мара» (имя демона смерти), сказав, что это слово должно стать для него таким же привычным, как и дыхание. Они сказали: «Выброси из головы все мысли и вслушивайся в звучание этого слова.»

Вальмики бросил свое оружие, сел и стал повторять: «Мара, Мара… Звуки слились и зазвучало: «Рама». Прошло много-много лет, на месте, где сидел Вальмики, образовался муравейник и небольшой холм. И путники, проходившие мимо этого места, слышали, что из глубины холма доносится гул, но не понимая, что это такое, шли дальше в недоумении. В положенный срок семь мудрецов снова пришли на то же место, раскопали холм и муравейник и увидели бывшего разбойника, который, забыв обо всем на свете, повторял имя Господа Рамы.

С тех пор, как его извлекли из муравейника, он стал известен под именем Вальмики (муравей). Вот такая история. С кем поведешься, от того и наберешься.

Замечательная история. А в наше время такое случается?

A.: Случается. Я думаю, что об этом лучше расскажет Геннадий.

Геннадий Коваленко: Рассказать есть что. Далеко ходить не надо, я расскажу свою историю. С преступным миром я знаком с 13 лет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако на определенном этапе жизни я стал задумываться над своим положением и естественным образом обратился к духовной литературе. Когда я находился в самарлагере, на туберкулезной зоне №4, мне попалась книжечка "Шри Ишопанишад.

К этому времени я уже прочел много литературы самого разного характера, в голове была каша: православие, баптисты, учение Рерихов, Ауробиндо, чего только не было. Из-за такой мешанины я чуть было не дошел до оскорбления Господа и до полного Его отрицания… Я выменял эту книжечку, потому что увидел там в первой шлоке «ом пурнам…», стал ее читать. Из 18 мантр там было всего 12, но даже в таком виде эта книга произвела на меня сильное впечатление.



Шрила Прабхупада завоевал меня сразу. Силой свой проповеди он разбил все мои измышления, оставив меня на руинах. Я увидел, что все прочитанное мной о чакрах, тонких телах, сиддхах он знает, но игнорирует, потому что знает высшую истину. Он знает Бога. Через день мне попалась газета «Самарские известия», в которой говорилось, что в новогоднюю ночь с 1993 на 1994 год в Самаре будет распространяться бесплатная литература неимущим слоям населения.

Я подумал, что самые неимущие - это мы, зеки, и написал письмо в храм сознания Кришны. Я долго ждал, но прошло около трех месяцев, прежде чем меня вызвали к замполиту. Там сидел Сергей, я его недавно встретил здесь, в московском храме, и он меня узнал, а я его - нет, потому что в самарском храме сразу после освобождения я его не нашел.

Это был первый человек, который привез книги в самарскую зону, и эту зону потом посетили такие личности, как Прияврата прабху, Арчита прабху и даже был духовный учитель Бхакти Чайтанья Свами. Но меня уже к этому времени, к сожалению, оттуда вывезли в другую колонию, видимо у Кришны был свой план. Интересно было наблюдать, как Кришна через своих преданных завоевывал наши сердца. Общаясь с Сергеем первый раз, я посмотрел в его глаза и понял, что это тот самый человек, который мне нужен.

Мы с ним смогли за 15 минут обсудить все, нашли общие точки соприкосновения. И решили, что необходимо провести встречу с осужденными. Администрация пошла нам навстречу. В клубе был полный зал. Преданные пришли на первую программу впятером, с мридангой, с гармоникой. Они красиво сели на сцене и провели киртан. Необычная музыка, звучание мриданги, каратал, палочки благовоний - все это впечатляло. Все застыли.



Когда читалась «Бхагавад-гита, в зале стояла мертвая тишина. И вдруг вошел хозяин этой зоны начальник колонии. Он прошел, как обычно, командирской походкой. Он ждал, что ему выразят почтение: по требованию ре жима зоны, когда входит начальник колонии, все встают. Но в этот момент читалась «Бхагавад-гита», и то, что Варадешвара прабху даже не поднял глаз, зеками было оценено по достоинству, о Боге разговор - какой может быть начальник?

Расскажу еще историю про своего товарища, с которым я отбывал последний срок, его зовут Андрей Пронин. Это заметный человек в преступном мире. Он занимался различными видами йог, был наркоманом, но, познакомившись с сознанием Кришны, он полностью завязал с наркотиками и начал носить шикху и тилаку прямо на зоне. Никто не мог ему ничего сказать. Все знали - если он делает что-то, это авторитетно.

Мы начали с ним читать маха-мантру вдвоем, по очереди. Раз он читает, раз я, и так мы с большим трудом осиливали круг, 108 раз он, 108 раз я.

Скажите, вы сразу приняли учение вайшнавов, или были сомнения?

Геннадий Коваленко: Первое время мое сознание было такое, что я брал «Бхагавад-гиту», начинал читать введение, доходил до слов «санатана-дхарма, у меня получалось - «сатана», и я откидывал книгу. Такой комплекс, в принципе, присутствует у всех. Лишь благодаря общению с преданными он проходит, и, конечно же, важны лекции, мантра. Я продолжу рассказ о замечательных душах, которые получили милость Господа Нитьянанды.

Со мной был Валентин Ковалев, который был прежде страшный наркоман, лучший форточник. Он из форточки воровал и 15 лет отсидел, хотя ему было всего 33 года. Каково же было удивление всех окружающих, когда он перестал играть в карты, перестал колоться, полностью изменил образ жизни и начал читать книги Шрилы Прабхупады. Он сам небольшого роста, маленький, щуплый. Как же он отстаивал все перемены, которые с ним произошли!

Был там немного другого направления человек, Алексей Зеленцов, который называет Бога Отцом и фактически практикует бхакти. Ни одного своего движения он не делает без того, чтобы как-то не соотнести его с волей Господа, насколько она ему известна по священным писаниям. Сам он из Нижнего Новгорода, и мне частенько приходилось учиться у него искренности. Когда случались трудные ситуации и я начинал метаться: «Что делать?» - он просто говорил: "Положись на Бога. Ты же веришь в Бога?»

Он учил меня тем самым. Еще был Куркин Валерий, который был лучший «катала» -- лучший картежник Самарской области. Его знали на всех зонах. Но он также завязал с картами, с наркотиками… Вы представляете, раньше они были вот такими, и вдруг, прямо на глазах у всех окружающих, они меняются. Это очень привлекало. Такое поведение людей в корне меняет взгляд окружающих на Общество сознания Кришны. на вайшнавов.

Когда все видят, как на их глазах эта практика очищает человека, как взамен люди получают, не получая, вроде бы, ничего в материальном смысле, силы бороться со своими пороками, - все просто удивляются. Мы установили на зоне регулярные программы, нас посещали преданные, и по прошествии года мы решили провести «шикша-церемонию» , т.е. немножко «кристаллизовать» людей, чтобы они смогли пойти на какую-нибудь жертву.

Человек, который первым начинает придерживаться регулирующих принципов, фактически идет против всех в зоне. Но, идя против всех, он преодолевает страх смерти. Он переступает через страх потери уважения окружающих, а в основе этого лежит страх смерти. Ему не то, чтобы на все плевать просто он уже обладает знанием и по-другому поступать не может. Такие люди проходят три стадии, также описанных в Ведах.

Сначала над ними смеются, потом начинают ненавидеть, а потом их начинают уважать. Но суть не в этом. Суть в том, что там после шикша-церемонии 9 человек приняли различные статусы. В «шикша-церемонии» 4 статуса. Для получения первого статуса необходимо было читать 4 круга маха-мантры в день и раз в неделю посещать наш кружок. К тому времени мы уже собирались ежедневно, и даже три раза в день.

Мы собирались в клубе, пели бхаджаны, у нас были небольшие караталы. Обычно человек 10-15 принимали участие. Пели мы каждое утро после дневной проверки, с десяти утра до половины двенадцатого, выходило полтора часа примерно. До трех часов дня мы собирались на лекцию по «Бхагавад-гите и вечером на лекцию по «Шримад-Бхагаватам». Кроме этого, мы читали Аюрведу в изложении Вайдьянатхи прабху, потом учили шлоки из Бхагавад-гиты, и те, кто меня окружал, выучили к столетию Шрилы Прабхупады по 108 шлок.

Расскажите о том, чем Вы занимаетесь после выхода из зоны.

Геннадий Коваленко: Я освободился 1 апреля 1996 года и приехал в самарский храм. После моего освобождения в зоне осталась крепкая группа из двенадцати человек, и они молились каждый день за меня и за осуществление нашей программы. Но в Самаре я встретился с одной неприятной вещью - у преданных пропал интерес к развитию такой проповеди.

Энтузиазм пропал потому, что преданные получили отрицательный опыт. У преданных в самарском храме появился отрицательный опыт общения с бывшими заключенными. Приходили люди, которые нигде не наблюдались, они выходили из зон, в которых преданные не проповедовали. Но они говорили: «Я читал книги, я повторяю маха-мантру. Они пытались войти в доверие к преданным, но преданные не были готовы принять их.

Они не имели ни места, где можно было бы разместить этих освобожденных, ни людей, которые могли бы ими заниматься. Преданные просто поселили одного из бывших заключенных к себе в храм, он там сделал что-то не то, потом приняли другого, и он тоже нашкодничал, третьего просто где-то устроили - он тоже им что-то нашкодил. И преданные перестали заниматься этим. Их стало очень трудно вдохновить на этот вид служения.

У меня лично были очень хорошие отношения с Варадешварой прабху, с Лакшминатхом прабху, с Дхаритри д.д., Ачьютанандой прабху, но ничего не вышло. Можно было одного зажечь в каком-то минутном разговоре, но как только собиралась группа, все это уходило как в песок.

A.: Я хотел бы уточнить. Когда Геннадий вышел, он захотел дальше продолжать и развивать эту программу. Но реакция преданных была весьма прохладной.

Г.: За 5 месяцев я не смог добиться в Самаре успеха. Даже когда по благословению Ананда Чайтаньи прабху мы пошли в четыре зоны, то и тогда ничего не вышло. Без преданных это не пошло… Мне пришлось приехать домой, в Москву - сам я из Подмосковья, из Пушкино. Здесь я нашел в храме Апрамейатму прабху, который занимался этой программой в Москве. Мы скооперировались, составили план действий, поставили цели, задачи и вот сейчас пытаемся как-то развить все это.



Поскольку читатели журнала "Гауранга", в основном, прихожане, хочу заметить, что эта программа - «Оазис 108» - необходима всем, и все люди, в той или иной степени осознающие Кришну, могут принять в ней участие. Например, нам требуется множество специалистов самого разного профиля: врачи, педагоги, бизнесмены, юристы. Просто люди нам нужны. То, что врач Лила-манджари д.д. подключилась к программе "Оазис 108", я считаю результатом нашей проповеди преданным.

После нашего выступления 22 февраля по радио «Кришналока» к нам присоединилась еще одна женщина-юрист. Это впечатляет, это радует, это будет давать свои положительные результаты. Недавно нам принесли деньги, кто-то пришел и дал нам 1100 долларов США для развития нашей программы - это очень вдохновляет. Преданные собрали много книг, большое участие в этом деле принял департамент приема гостей московского храма, в частности Ватсара прабху и Экачакра прабху.

Они дали нам массу книг, мы укомплектовали посылки и постепенно отсылали и отсылаем их всем, кто в письмах выражает желание получить книги Шрилы Прабхупады. В дальнейшем, нам бы не хотелось, чтобы преданные подходили к этой программе лишь с целью -получения нектара». Сейчас у нас только Апрамейатма д. и Падхи д.д. ходят в можайскую зону, а нужна целая группа. Когда там звучат мриданги, звенят караталы, поются бхаджаны, когда там представлен Кришна преданными, которые ходят в дхоти и сари, это очень впечатляет.

Преданные в таком случае уйдут с программы с тем же подъемом, который остается у тех, к кому они приходили. Но опасность в том, что если мы, как представители этой программы, как лидеры ее, не сможем объединить вокруг себя преданных и не сможем поставить эту программу на должный уровень, то мы дискредитируем сами себя.

Нужно чтобы программа логически завершалась, т.е. чтобы мы имели свои реабилитационные центры, где будут встречаться люди, которые до этого наблюдались в зоне, принимали там «шикша-церемонию»   Нужно, чтобы шел отбор этих людей по чистоте, чтобы после выхода их встречали и поддерживали во всех отношениях, вплоть до трудоустройства. Это может быть и фермерское хозяйство, и бизнес. Тогда будет результат.

Результат должен быть такой, чтобы мы могли выйти на любые общественные организации, чтобы мы могли говорить об этом везде, даже на центральном телевидении, Было бы у нас хотя бы десять реабилитированных нами людей, мы могли бы ходить и говорить: "Вот, смотрите, все МВД за время своего существования никого не отвернуло от преступного мира, а Общество сознания Кришны настолько совершенно, самодостаточно и не нуждается ни в какой поддержке извне, что оно может вернуть людей обратно в общество.

Апрамейатма прабху, что вы делаете для развития программы «Оазис 108» в Подмосковье?

A.: В Московской области четыре колонии: две подростковые и две общего режима, женская и мужская. Естественно, все эти колонии считаются образцовыми относительно других мест. Они достаточно сыто живут, не обделены вниманием со стороны различных концертных групп, священников и т. д. По нашим данным, в некоторых нижегородских зонах едят земляных червей - больше есть нечего. В Подмосковье сытые колонии, они многое видели. Но выбирать не приходится что есть, туда и едем.

Что касается женщин-заключенных… Восприятие ими проповеди отличается от того, как воспринимается сознание Кришны в мужских колониях, тем более, все зависит от того, как именно осуществляется проповедь. Например, приезжаю я один или Падхи д. д. одна приезжает. Из-за этого эффект нашей проповеди сознания Кришны не так велик. Хотя за год нашей еженедельной проповеди в двух отрядах уже постоянно на программы ходят 35 человек.







Но серьезная группа пока не образовалась. Возможно это мои недостатки, нет духовной реализации, или это особенность женского восприятия. Поиск пути избавления от страданий у них не такой, как в мужских колониях. Тем более, что эта колония в материальном отношении нормально живет. Мы помогаем дому ребенка в этой колонии. Там содержатся дети до трех лет.



В основном мы помогаем им благотворительными пожертвованиями, продуктами питания, одеждой, игрушками. Это то, что мы делаем в данный момент в Москве в рамках программы «Оазис 108». И я думаю, что мы более или менее разберемся с организационными делами и серьезнее будем проповедовать здесь. Мы также планируем проехать по городам Золотого кольца и дальше, заехать в Нижний Новгород, Пермь, Тюмень, чтобы и местным преданным рассказать об этом.

Г.: Вовлечь их в эту программу, чтобы они отправились во многие зоны. В Кемеровской области, только в одном Кузбасслаге, сорок зон. В Краслаге, это Красноярский край, намного больше зон. Это огромные цифры, это очень много людей. И нам вдвоем с Апрамейатма дасом эту проблему не решить. Тем, кто желает включиться в ее выполнение, нужен опыт. Опыт есть у нас, и мы его должны передать. Мы бы очень хотели, чтобы в журнале «Гауранга» все это было донесено правильно. Из-за дилетантизма получается только отрицательный опыт.



A.: Заниматься проповедью в местах лишения свободы - все равно, что играть с огнем. Кстати, в Москве мы эту программу переименовали. Теперь она называется не «Дайте этим людям шанс», а «Оазис 108" На наш взгляд, это тоже существенно. Наилучшие результаты проповеди - это то, что осужденные пишут стихи, рассказывают о духовных переживаниях, о своем видении Бога. Именно эти стихи, этот нектар, который дают ставшие преданными заключенные, очень воодушевляет. Он дает силы и дальше заниматься этой программой, Он дает представление, насколько может развиваться эта программа, какой эффект она дает и какие к нам приходят преданные, насколько они искренни и духовно продвинуты.

Гауранга №4-5, 1997. Статья Ангира Муни Прабху (Александра Кубельского) «Оазис-108»

1990-е, тюрьмы, религия

Previous post Next post
Up