Пока не ушли далеко от
Остапа, которому нос трут, подойдём к "Бродячей собаке",
которая от великого комбинатора со стулом от мастера Гамбса - метрах в 20-ти, на углу того же дома по Итальянской улице, дом 4
Вон там виден товарищ Остап и трущие(ся) около него:
"Подвал бродячей собаки", так называлось литературно-артистическое кабаре, которое открылось 31 декабря 1911 года в Петербурге.
Вся тогдашняя столичная богема - поэты, художники, артисты отправились туда встречать Новый год.
Были - Алексей Толстой (один из основателей), Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин.
Художники: Сергей Судейкин - он расписал стены подвала диковинными яркими цветами и птицами,
Мстислав Добужинский нарисовал герб - собака лапой опирается на античную маску:
Были танцовщицы Тамара Карсавина и Ольга Глебова-Судейкина, режиссёры Мейерхольд и Евреинов и ещё много-много кто был тут в ту ночь, а потом и последующие ночи.
Как встретишь Новый год, так его и проведёшь...
А встретили тот 1912 год, надо полагать, так хорошо, что потом целых 3 года столичной богеме было где потусоваться по ночам.
Ну, правда, не спать же ложиться, утром ведь не пахать и не к станку...
Собирались за полночь, расходились под утро.
"Благодаря "Собаке" мы стали совсем ночными", - вспоминал поэт Владимир Пяст
И все остальные про "Бродячую собаку" оставили в своих мемуарах ностальгически-тёплые воспоминания.
Ахматова написала два противоречивых (вроде как и "невесело", но в то же время "любила сборища") стиха, посвящённых "Бродячей собаке"
"Все мы бражники здесь, блудницы, как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы томятся по облакам.
Ты куришь чёрную трубку, так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку, чтоб казаться ещё стройней..."
И позже - "Да, я любила их те сборища ночные, на маленьком столе стаканы ледяные, над чёрным кофеем пахучий, зимний жар,
весёлость едкую литературной шутки и друга первый взгляд, беспомощный и жуткий".
Словом, был там сплошной ля мур тужур, страсть, ревность, измены. Ну и творческое начало, конечно.
А мне в стихотворении про бражников и блудниц всегда была интересна заключительная строчка: -
"А та, что сейчас танцует, непременно будет в аду". Что же это за танец был, если за него - прямо в ад?
Это Ахматова про Тамару Карсавину, её называли "королевой "Бродячей собаки"" (фото из своб. доступа):
Закрыли кафе в марте 1915 года. Со скандалом.
Сначала 11 февраля 1915 года (уже война больше полугода) 21-летний Маяковский бросил со сцены оскорбительное "Вам" -
"Вам, проживающим за оргией оргию,
Имеющим ванную и тёплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
Вычитывать из столбцов газет?..."
Закончив выступление, Маяковский спокойно стоял на сцене и курил сигару под гневные крики зрителей.
фото из своб. доступа
Зрители - это которые платили за вход и за буфет для творческих людей; богема за вход не платила, так было заведено с самого начала.
В тот день среди зрителей было много заводчиков, предпринимателей и других "богатых буратин".
Словом, возмущение (это за свои же деньги!) вышло в город.
В марте 1915-го в подвал пожаловали городовые с проверкой.
Проверка обнаружила незаконную торговлю спиртным во время объявленного в стране сухого закона.
Плюс карточные игры, не менее незаконные. Кафе закрыли. Так закончилась эпоха "бражниц и блудниц".
В 1941-1945-х здесь было бомбоубежище.
В перестройку хлынула волна эмигрантских мемуаров, арт-кафе "Бродячая собака" было на слуху,
так что в 2001 году на волне интереса к дореволюционной России, "которую мы потеряли" и к Серебряному веку с его небожителями,
подвал был отреставрирован, расширен и вновь открыт.
А "Свиная книга" - это большая книга в толстом кожаном (свином) переплёте, которая лежала на тумбе при входе
и к которой Борис Пронин (отец-основатель этого арт-кабаре; актёр, театральный деятель) подталкивал своих гостей -
чтоб они записали или зарисовали что-то своё недавно сочинённое или что-нибудь - экспромтом.
Фото современного вида подвала - мои