19 августа 1991 года

Aug 19, 2020 23:06



В общем, дело было так. В июне 1991 я закончил Пензенский Политехнический институт. Работа уже была - в НИИ. Зарплата 220 рублей грязными (160 оклад молодого специалиста + 60 рублей "павловских". О них сейчас, думаю, уже никто не помнит). По тем временам вполне нормальная зарплата. Одна проблема - делать было нечего, начальство совершенно ничем не грузило. Год с другом просидели за "тетрисом 3Д", "танком абрамсом" и "дефендер зе краун". Изредко по указанию шефа какую нибудь документацию форматировал. Из за этого у нас отношения с коллективом откровенно говоря не складывались. А тут батя предлагает пойти к его старому знакомому в контору - как она позиционировалась "первый в Пензе частный НИИ" (кстати, благополучно существует до сих пор). Думал не долго, согласился. На 19 августа было назначено собеседование.


18 го смотрю телевизор и там выступает Павлов (премьер-министр Советского Союза) и рассказывает, что в южных областях РСФСР жопа с уборкой картошки и, возможно, придется вводить чрезвычайное положение и привлекать в качестве шефской помощи войска. Ничего такого в подобной постановке вопроса не было. Военных и инженеров тогда дергали на уборку овощей много и часто.

19-го просыпаюсь от телефонного звонка (у жены были и каникулы, и отпуск - она работала на одном из пензенских заводов). Звонит дед - убежденный антикоммунист-патриот и, при этом член КПСС с 50-летним стажем. "Включай телевизор, в стране Чрезвычайное положение, в Москву войска вводят". Говорит про какое то ГКЧП. Ну я то позитивист, пытаюсь ему спросонья про картошку втюлять.

Потом пошел к своему шефу рассказывать, что увольняюсь. Он в соседнем дворе живет. Сидим в зале вдвоем, смотрим телевизор. Он честно говорит, что вот прямо сейчас не может меня загрузить работой, но я ему на перспективу нужен (на перспективу он меня, в итоге, таки получил, но это другая история, начавшаяся где то через год). Дескать я, мой друг и еще пара девчонок-тестировщиц. А остальные 15 человек нафиг не сдались. Сидим, обсуждаем работу, но где то в другом месте, параллельно выступают наши "лукашенки". Тут ведь надо четко понимать, что понимание того, что ситуация в стране аховая была у всех, кроме ну совсем уж люмпенизированных кругов, на подсознательном уровне понимавших, что при любой власти деньги на картошку, самогон и комбижир в брикетах у них будут, так чего ж все менять то ??

Потом поехал на новое место работы. Встретился с новым шефом, мужиком 53х лет, до кучи руководителем местного отделения Республиканской партии. Республиканцы - наследники Демократической Платформы в КПСС и основа будущего Блока, а затем и партии "Яблока". Мужик 2 часа втирал про новую работу, в основном делая акцент на информационной безопасности (предприятие создали инженеры, отколовшиеся от одного пензенского НИИ, целиком и полностью сидевшего на заказах с Байконура). Я реально уснул. Лето жаркое было. Потом вышли покурить. Понятно, что весь этот собеседовательный треп был обязательной программой и нас обеих волновало совсем другое. Спрашиваю - "ну что думаете ?". Шеф отвечает, что, вроде бы, против производственных организаций новая власть ничего против не имеет и даже если ГКЧП выиграет им ничего не грозит. Ну.. успокоил, то есть.

image Click to view



Потом поехал домой. В 21.00 включили программу "Время", а там репортаж Медведева о тысячах москвичей, идущих к Белому Дому. Стало ясно, что все еще далеко не закончилось. Вечер заканчивался радиоконцертом зарубежной эстрады по радиоточке, начавшимся "Ю Симпли зэ бест". Батя сказал, что, кажись, они проиграли.

В следующие дни было много спецэффектов, включая мое первое и последнее участие в оппозиционном митинге и жену друга, перехватившего своего благоверного на вокзале Пенза-1, откуда он чуть не уехал в Москву "коммуняк стрелять". У меня тоже было такое же настроение, вдохновленное еще и тем, что незадолго до того купил белый плащ, примерно такого же фасона, в каком рассекали венгры в Будапеште 1956 года и уже представлял, как в этом плаще, каске и с автоматом в руках завалюсь к своем дяде, живущему недалеко от Американского Посольства. Ёпта - 22 года, в армии не служил, романтика везде играет.

Закрывая тему, скажу, что никаких конструктивных альтернатив реформам Гайдара тогда в России не было. Как бы хреново в первые месяцы 1992 года всем не пришлось. Дело даже не в том, что в природе не существовало каких то других более мягких и адекватных сценариев, нет, главное было в том, что тогда у власти были откровенные троечники, чудовищно боявшихся любых перемен. На их фоне Путин и его команда просто гении. Плюс и это очень важная тема, которую как то стараются обходить - чудовищная безответственность тогдашних силовиков, практически забивших на поддержание порядка.

1990-е

Previous post Next post
Up