Мне кажется, что не может эта тема быть неинтересной любому русскому человеку, тема истории родового гнезда семейства, которое несло тяжелый груз правления огромной страной в течение долгих лет. Когда входишь во дворец, наконец, понимаешь, кто ты, в чем коренится величие русской нации, страны и народа. Как ни странно, начинаешь понимать лучше даже свою частную, вроде бы весьма далекую от исторических масштабных событий жизнь.
Эта статья написана по следам посещения конференции, посвященной жизни Романовых в Крыму, которая теперь уже ежегодно проходит в Ливадийском дворце (в этом году не проходила); а также под впечатлением прочтения прекрасных книг Марины Александровны Земляниченко - увлеченного исследователя жизни Романовых в Крымских усадьбах, автора многочисленных научно-популярных и научных исторических очерков и путеводителей по романовским местам в Крыму, с которой мне лично посчастливилось познакомиться и пообщаться.
Также выражаю ей огромную благодарность за советы по написанию статьи и правки.
1. Цесаревна великая княгиня Мария Александровна, с 1855 г. - императрица. Художник И. Макаров.
Мои очерки, к сожалению, не могут охватить всю широту материалов на эту тему, я постараюсь осветить самые яркие события. Я разделила подачу тем на три части по хронологическому принципу (статей будет три):
- эпоха Александра II,
- эпоха Александра III,
- эпоха Николая II.
Я постаралась описать исторический фон, дам краткую характеристику членов императорской семьи, опишу созданные по их заказу памятники искусства и архитектуры и приведу некоторые бытовые подробности пребывания царской семьи в имении Ливадия. Первая часть, этот очерк, посвящен жизни в Ливадии семейства императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
В 1860 г. по распоряжению Александра имение Ливадия, что в переводе с греческого обозначает «лужайка» или «луг», было приобретено у дочерей известного российского дипломата графа Л. C. Потоцкого. Дочери графа не особенно стремились продать имение, но Государю отказать не смогли. Имение было приобретено для императрицы Марии Александровны. К 37-ми годам у нее появились все признаки самой беспощадной болезни XIX в. - чахотки.
Александр II и Мария Александровна
2. Император Александр II (1818-1881). Художник Е. Ботман.
Мария Александровна, урожденная София-Мария-Аугуста, была немецкой принцессой. После вступления в брак с Александром, она приняла православие и родила в течение жизни 8-мь детей, двоих из которых ей довелось пережить (старшая дочь Александра рано умерла от менингита, а любимый сын Николай, Великий князь Николай Александрович, погиб в результате падения с лошади на скачках с препятствиями в возрасте 22-х лет).
Мнение Императрицы по государственным вопросам, особенно в течение первой половины совместной жизни, имело огромное значение для Государя. Так, супруга всячески поддерживала решимость мужа в вопросе отмены крепостного права, опровергая доводы против отмены рабства. Важно отметить, что она присутствовала при подписании манифеста «Об отмене крепостного права» 1861 г. и поставила на нем свою подпись, что показывает, насколько супруг высоко ценил ее как настоящего соратника.
Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г. стал главным событием царствования Александра II. Затем проводились и другие реформы: земская, вводившая новый порядок управления на местах, судебная, отменившая телесные наказания и клеймление преступников, а также утвердившая суд присяжных. При помощи К. Ушинского Мария Александровна подготовила для императора несколько записок о реформе начального и женского образования в России. Именно по инициативе Императрицы женщины получили доступ к высшему образованию, утроилось количество мужских и женских гимназий и городских училищ.
Кроме всего прочего, Императрица возглавляла огромное благотворительное ведомство Мариинских гимназий, воспитательных учреждений, приютов, больниц, открыла - во многом на личные средства - первое в России отделение Красного Креста и ряд крупнейших военных госпиталей во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Мария Александровна горячо поддержала инициативу двух выдающихся православных подвижниц Сабининой и баронессы Фредерикс, при ее активном участии благотворительное движение в стране вскоре объединилось под эгидой Красного Креста. Интересно, что одной из первых благотворительных организаций, получивших эмблему Красного Креста, стала основанная в Ялте Община сестер милосердия Святого Благовещения.
При поддержке мужа Мария Александровна также основала крупнейший в Петербурге и России театр и балетную школу, которые и по сей день носят ее имя и прославили его на весь мир.
Кем же была Императрица для современников? Это тот редкий случай, когда воспоминания людей, окружавших ее или встречавшихся с нею, сходятся в едином мнении: императрица Мария была человеком незаурядным и по своему уму, и по высоким нравственным качествам.
Поэт, Граф Алексей Константинович Толстой писал о ней: «... Я вижу, как она всегда старается ...видеть дальше через стену, которая ее окружает; и потом у нее большое благородство и великодушие в суждениях, которые ее заставляют смотреть очень беспристрастно на вопросы, против которых имеются предвзятые суждения. Да хранит ее Господь!»
А известный поэт Федор Иванович Тютчев посвятил Императрице такие строки:
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что мир есть лучший, мир духовный.
Судьба распорядилась так, что вторая половина жизни Императрицы была полна страданий. Отдушиной было только имение в Ливадии и спокойная, полная простых мирских радостей жизнь там. Мучило все ухудшающиеся здоровье, да и супруг, который был влюбчив, на склоне жизни воспылал страстью к другой молодой женщине. Полюбив, Александр II не хотел отказываться от своего счастья. Скрывать долгую связь на стороне с княжной Екатериной Долгоруковой (после венчания с Александром - княгиней Юрьевской) и рождение внебрачных детей ему не удавалось. И хотя Мария Александровна никогда не обсуждала эту тему даже с фрейлинами-подругами, измена мужа глубоко ее оскорбляла. Это ускоряло течение ее хронической болезни легких.
Императрица страшно похудела и осунулась. С какого-то момента новая пассия, княжна Долгорукова, стала сопровождать Александра и в Крым. Она поселилась в имении Биюк-Сарай, купленном специально для нее. Каждый вечер император отправлялся на встречу с ней.
Не в силах больше терпеть пересуды, Императрица распорядилась построить только для себя на территории Ливадии небольшую дачу - Эреклик, что переводится как «Долина Слив». Здесь она предпочитала проводить большую часть своего времени в уединении и в простых человеческих радостях: при даче была небольшая ферма, где разводили породистых коров, птичник и фазанник.
Императрице предстоит пережить еще 6 покушений на Александра, смириться с тем, что вторая семья мужа поселится в Зимнем дворце, на втором этаже. Фрейлина графиня Александра Андреевна Толстая вспоминала: «Слабое здоровье Государыни пошатнулось после покушения (на Александра) 2 апреля 1879 г.; после него она уже не поправилась. Я, как сейчас, вижу ее в тот день - с лихорадочно блестящими глазами, разбитую, отчаявшуюся. «Больше незачем жить, - сказала мне она, - я чувствую, что меня это убивает». Императрица прожила много горьких минут, но никогда не винила мужа.
В 1879 г. императрица вновь приехала в Крым, но южнобережный климат уже мало помогал. Мария Александровна прибыла в Ливадию смертельно больной и пробыла в своем любимом имении совсем недолго. По настоянию Александра она вернулась в Петербург, а в октябре выехала заграницу - сначала в Киссинген, затем в Канны. Мария Александровна очень противилась этой поездке, предчувствуя, что для нее нет уже никакой надежды на выздоровление. В «Записках» фрейлины Толстой характеризуются последние месяцы жизни Марии Александровны как наполненные физическими и нравственными страданиями.
В Германии она продолжала угасать и тогда было принято жесткое решение перевезти ее в Россию, хотя уже наступила зима. По приезде в Россию, весной встал вопрос о ее переезде в Царское Село, фрейлина Толстая пишет: «... но доктора заявили, что нечего и думать об этом. Силы ее стремительно угасали.
Каково же было всеобщее удивление, когда стало известно, что Государь покинул город и поселился в Царском. Знали, что он там не один (со своей новой избранницей) и это производило тяжелое впечатление. ... Императрица ... обо всем догадывалась, потому что старалась выгородить Государя в глазах окружающих. «Я сама умоляла Государя уехать в Царское, - говорила она, - этого настоятельно требует его здоровье ...».
Утром 22 мая никто, даже окружавшие ее сиделки, не смогли точно указать минуту, когда отлетела ее...душа. После ее смерти нашли лишь единственное письмо к Государю, написанное когда-то давно. Она трогательно благодарила его за счастливо прожитую жизнь рядом с ним ...»
Спустя всего лишь месяц Император обвенчался с княжной Долгоруковой. А в 1880 г. он вместе с новой семьей отправился в Ливадию. Надо сказать, что свет враждебно воспринял теперь уже княгиню Юрьевскую. «Своей» в свете она так и не стала. Что, уж, говорить о семье наследника: цесаревич Александр (будущий царь Александр III) и его жена Мария Федоровна (принцесса Дагмар) едва ее терпели.
Мария Федоровна открыто протестовала против нарушения приличий двора, вступая в конфронтацию даже с самим Государем.
3. Император Александр II. Фото середины 1860-х гг.
4. Незнакомка. Художник: Иван Крамской. 1883 г. По свидетельствам современников на картине была изображена именно княгиня Долгорукова, после венчания с Императором - Юрьевская.
Покушения на жизнь Александра участились и в связи с этим он хотел обезопасить свою новую семью, жену и детей. Осенью 1880 г. он составил завещание, стремясь обеспечить материальную безопасность своей новой семьи. По возвращении в Петербург царь напряженно работал: он готовил проект конституции. Ему казалось, что реальное спасение от революционной угрозы существует: необходимо наделить избранных депутатов законосовещательными полномочиями и смягчить традиционное самодержавие. В конце февраля 1881 г. Александр объявил жене: «Это сделано. Я подписал Манифест. В понедельник утром он появится в газетах и, надеюсь, произведет хорошее впечатление. По крайней мере, русский народ увидит, что я дал ему все, что возможно. И все это - благодаря тебе». 1 марта 1881 г. взрыв бомбы, брошенной террористами, оборвал жизнь Александра II.
Ливадийский дворец: начало
Вернемся к ранней истории Ливадийского имения, ставшего вотчиной Романовых.
Купленное имение в Ливадии было подарено Императором Марии Александровне. Церемония дарения была очень оригинальной: на ветках ярко освещенной рождественской елки в 1860 г. были развешаны все документы, связанные с приобретением Ливадии, - акты покупки, планы имения, описания построек и т. д. Надо сказать, что на территории имения уже имелись жилые и хозяйственные постройки, кроме того, оно было окружено прекрасным парком, который занимал 40 десятин земли. Мария Александровна поручила проведение всех работ Архитектору Высочайшего Двора и Царскосельских Дворцов И. А. Монигетти.
5. Ипполит-Мартин-Флориан - родом из семьи богатого московского негоцианта итальянского происхождения. С раннего детства проявил яркое художественное дарование. Более пяти лет И. Монигетти путешествовал по странам Средиземноморья, изучая памятники зодчества. В 1847 г. ему присуждено звание академика. Активная деятельность Монигетти как практикующего архитектора началась с назначения его в ведомство царскосельских построек при Министерстве Императорского Двора.
И. А. Монигетти. Художник Карл Брюллов.
За 5 лет работы (1861-66 гг.) Монигетти создал новый облик царского имения: под его руководством в Ливадии было возведено более 70 зданий. Многие здания Монигетти характерны сочетанием приемов, свойственных зодчеству народов стран Магриба (Туниса, Алжира, Марокко) с элементами самобытных крымско-татарских домов. Именно в этом стиле были построены навсегда утерянные на сегодняшний день здания Большого и Малого дворцов.
Здание Большого дворца было изначально реконструировано из особняка Потоцкого и впоследствии полностью перестроено архитектором Красновым в 1909 г. в силу возникших со временем разрушений фундамента и стен, а здание Малого дворца, особенно любимое членами Императорской фамилии, на месте которого сейчас находятся теннисные корты, сгорело в 1941 г. во время паники, охватившей жителей Ливадии при известии, что на ЮБК уже наступает 11-ая армия Э. Фон Манштейна.
На территории Ливадийского парка, тем не менее, сохранился «дом садовника», также возведенный Монигетти, который может дать представление о том, как были украшены созданные Монигетти в том же стиле Большой и Малый дворцы. Подобно этому дому об облике Дворцов может дать представление дом Лищинской в Ялте на Екатерининской улице, построенный в «ливадийском стиле». Во второй половине XIX в. владельцы городских земельных участков часто заказывали архитекторам строительство своих особняков «в царском стиле».
6. Дом Л. С. Потоцкого в Ливадии. Акварель Л. Премацци. 1860 г.
7, 8. Императорский дворец в Ливадии. Архитектор: И.А. Монигетти. 1862-1863 гг.
8.
9. Малый Имераторский дворец в Ливадии. Архитерктор: И.А. Монигетти. 1862-1863 гг.
10. Малый Императорский дворец в Ливадии: фрагмент.
11. Большой императорский дворец, Ливадия: декоративное оформление лестницы, соединявшей покои второго этажа с парком.
12. Дом садовника. Акварель Р. фон Альта. Архитектор И.А. Монигетти. 1864 г. Предназанчался для постоянного проживания главного садовника имения. Экстерьер этого дома, сохранившийся до наших дней, - пример архитектурного стиля, в котором Монигетти возводил многоие здания в Ливадии.
13. Особняк Лищинской на Екатерининской улице в Ялте: очень хорошо сохранившийся особняк, исполненный в "царском стиле," вторая половина XIX в.
14. Жилой дом для высших чинов охраны: архитектор А.А. Бибер, 1901-1902 гг., также выполнен в стиле старых Императорских дворцов (сейчас корпус санатория Ливадия).
15. Жилой дом для высших чинов охраны: фрагмент деревянной резьбы балкона.
16. Жилой дом для высших чинов охраны, фрагмент.
16. Жилой дом для высших чинов охраны, фрагмент.
Большое значение придавал Монигетти и малым архитектурным формам для украшения парка. Им были найдены удачные решения конструкции беседок, пергол с вьющимися растениями, подпорных стен, изящных фонтанов. До наших дней сохранилась «турецкая беседка», ставшая своеобразным символом Ливадии, фонтан «Мария» во внутреннем дворике дворца, «Мавританский» и несколько чашеобразных фонтанов в парке.
17. Турецкая беседка, архитектор И. А. Монигетти, 1864-1865 гг.
18. Фонтан "Ливадия": сохранился от прежнего владельца имения, графа Л.С. Потоцкого, у которого он стоял в зимнем саду Большого дома. С небольшими дополнениями - новыми навершием и основанием, также из каррарского мрамора, - он был впоследствии перенесен И. А. Монигетти на площадку возле Крестовоздвиженской церкви. В верхней части фонтана арабской вязью высечено название имения - "Ливадия." Вода в нем вытекала непрерывной струйкой изо рта бронзового барашка.
19. Фрагмент мраморного орнамента фонтана "Ливадия".
20. Сторожка: архитектор И. А. Монигетти. 1864 г. С этой сторожкой связан трогательный эпизод в истории ее строительства: первым, кто занял скромную должность сторожа, был солдат-инвалид, потерявший в Крымской войне 1854-1855 гг. ногу. М. А. Земляниченко пишет в своем путеводителе по дворцу: "Сам знаменитый Монигетти в докладной записке в Управление Уделов объяснял, почему несколько превысил сумму, выделенную на эту постройку: он решил сделать лестницу, ведущую ко входу в дом с каменными ступеньками, удобными для инвалида, а внутри - дополнительные приспособления для передвижения. В этой заботе архитектора о простом солдате проявилось то глубокое чувство уважения и восхищение участником защиты Севастополя, которое охватило тогда все слои российского общества, - их считали не побежденными, а победителями."
При составлении плана построек главным пожеланием Марии Александровны было расширить дом Потоцкого, превратив его в большой Императорский дворец и обязательно выделить в самостоятельное здание церковь, которая должна была быть выполнена в традициях старинных православных храмов. Для Государыни имело огромную важность сделать церковь центром своей обширной усадьбы, ведь по воспоминаниям современников, близко знавших Императрицу, Мария Александровна была человеком глубоко религиозным.
Мария Александровна приняла новую для себя веру (православие) по глубокому сердечному убеждению. Православие покорило ее своей искренностью, чистотой, способностью поддержать человека в самых тяжелых невзгодах. Именно через веру и православную церковь цесаревна постигала Россию. Она прекрасно знала русский язык и досконально - русскую историю (сохранились свидетельства современников тому - Мария Александровна не раз доказывала отличное знание, например, ранней истории России). Своих шестерых сыновей и дочь Императрица воспитывала в строгой церковной дисциплине.
Александр III писал: «Мама своим примером и глубокою христианскою верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама ...мы сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру, и церковь». Марие Александровне очень понравился проект церкви , в котором Монигетти гармонично соединил архитектурные традиции культовых сооружений Закавказья и Византии. Церковь решено было назвать в честь праздника Воздвижения креста Господня (отмечается 14 сентября).
Праздник этот посвящен важному в христианской жизни событию: обретению Византийским императором Константином Великим Креста Господня и воздвижению его на Голгофе. Вот что пишет об этом Мария Александровна Земляниченко в своей книге, посвященной Крестовоздвиженской церкви: «Идея этого праздника была особо близка Марие Александровне: человек, подобно Христу, проходит в жизни «крестный путь», ведущий его к спасению. Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Бога Отца - таков путь Христа, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за мною идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». «Взять крест свой» - значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться терпению».
21. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. Архитектор И. А. Монигетти. 1862-1863 гг.
22. Восточный (алтарный) фасад Крестовоздвиженской церкви в Ливадии.
23. Запрестольный образ Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мозаичная работа А. Сальвиатти. 1887 г. Современная фотография.
24, 25. Внутренне убранство Крестовоздвиженской церкви в Ливадии в наши дни.
25.
Закладка фундамента Крестовоздвиженской церкви произошла 8 сентября 1862 г. Несмотря на сложности с наймом рабочей силы, доставкой строительных материалов, уже к лету 1863 г. были реконструированы Большой и Малый дворцы и построена Крестовоздвиженская церковь.
Крестовоздвиженский храм из инкерманского камня сверкал белизной среди остальных зданий - либо оштукатуренных в светло-коричневые тона, либо сохранивших естественный серый цвет местного гаспринского известняка.
Внутренним убранством церкви по поручению Государыни занимался академик живописи Бейдман. Судить о плодах его трудов можно по отчету о проделанных живописных работах авторства Монигетти. Он дал высокую оценку образам святых, созданным выдающимся мастером, которые он писал с древних оригиналов, найденных на Востоке и в Римских катакомбах.
Прим. Бейдман Александр Егорович - известный художник исторической религиозной живописи, академик, адъюнкт-профессор петербургской Академии художеств.
Всех входящих в храм поражали три прекрасных настенных панно: «Воздвижение Честного Креста», «Тайная Вечеря» и «Рождество Богородицы».
Богатство внутренней отделки храма подчеркивалось роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора, литыми бронзовыми царскими вратами, паникадилом и дверными решетками, дорогими коврами, сотканными в Париже. Конечно, все это великолепие вызывало восхищение. Автор справочника-путеводителя по Крыму, изданного в Одессе в 1869 г, . говоря об иконостасе с милым простодушием писал, что «...ни серебро, ни золото не в состоянии затмить его».
Талант Монигетти проявился не только в оформлении дворцов, но и церкви: только эскизов церковной утвари и одеяний, выполненных архитектором, насчитывалось более 900! По его рисункам работали итальянские мастера Рафаэло Изелла и Ахиллес Рампини.
В этой церкви были собраны бесценные православные сокровища: икона Иверской Божией Матери византийского письма X века, коллекция христианских реликвий, принадлежавшая грузинскому царскому роду. В середине XIX века Она была преподнесена грузинскими князьями в дар императорской семье. Мария Александровна распорядилась перевезти всю коллекцию в Ливадию и хранить в особой витрине храма слева от иконостаса.
В дальнейшем церковь претерпела ряд реноваций, о которых я расскажу в продолжении своих заметок. В завершение скажу, что церковь довольно хорошо сохранилась до наших дней и является действующей.
Бытование императорской семьи в имении Ливадия
Как уже было сказано, имение было приобретено в 1860 г., а весной 1861 г. императорская семья отправилась в Крым. Причиной такого скорого отъезда являлось здоровье Императрицы, которое ухудшалось с каждым днем: кстати, современные медики считают, что заболевание Марии Александровны являлось бронхоэктатической болезнью, а не истинным туберкулезом (это заболевание бывает врожденным и приобретенным и современной медициной лечится назначением антибиотиков). Сохранились также многочисленные свидетельства современников о том, что крымский климат крайне благоприятно действовал на здоровье Императрицы.
26. Современный вид на море из свитского корпуса Императорского Дворца, Ливадия.
27. Современный вид на Ялту из свитского корпуса Императорского Дворца, Ливадия.
28.
Путешествие это требовало в те годы большого количества времени и сил: железных дорог еще не было за пределами ветки Москва-Петербург, и ехали сначала железной дорогой до Москвы, а потом в экипажах, делая остановки в крупных городах, обычно по две ночи. В некоторых городах (как в Харькове, Николаеве, например) останавливались на пять ночей. Из Николаева на колесном пароходе «Тигр» Императорская семья приплыла в Одессу, из Одессы - в Ливадию. В общей сложности путешествие заняло две недели. Но в нахождении в Крыму, несмотря на удаленность, был и свой безусловный плюс: возможность не покидать Россию.
Путешествие было тем более непростым, что Мария Александровна взяла с собой маленького сына, Павла, которому не было еще и года, и еще двух маленьких детей, которым в то время было четыре и семь лет. Для справки: из Петербурга в Ливадию дорога тогда была длиной 3 328 верст (что составляет чуть более 3 550 км).
Конечно же, подготовить дом для августейших особ в полной мере за такой короткий срок не представлялось возможным. Некоторые члены свиты Императрицы откровенно пишут о том, что обустройство дворцов шло постепенно и в течение нескольких лет. Несмотря на все трудности переезда и первоначальную неустроенность, - в этом сходятся во мнении все современники, - Императорское семейство очень полюбило Ливадию: «Здесь они могли воображать себя частными владельцами»... То есть жить той простой, человеческой жизнью, которой в столице, по большей части, бывали лишены.
С 1867 г. Мария Александровна и дети стали посещать Ливадию регулярно и находились здесь в течение продолжительного времени. Императрица чаще всего приезжала с детьми уже на Пасху и оставалась здесь на все лето и осень (в отличие от семьи императора Николая II, которая предпочитала проводить лето в Финляндии). А вот Император чаще всего приезжал ближе к осени: государственные дела не позволяли ему проводить все лето в такой удаленной области, как Крым.
Известно, что императрица в Ливадии купалась в море - в списках покупок царской семьи сохранились упоминания о том, что для нее приобреталась специальная обувь из текстиля для купания в море, поскольку берег в Ливадии, как известно, галечный. Позднее именно для нее были сделаны специальные купальни, в которых вода прогревалась заранее, поскольку все ухудшающееся здоровье не позволяло купаться в открытом море. Также императрица очень много гуляла в той части парка, где росло много хвойных деревьев, это было ей предписано медиками.
В присутствии Императорской семьи особенно торжественно отмечался храмовый праздник Крестовоздвижения и дни тезоименитства семьи Романовых, на дни тезоименитства обычно давался салют. Семейство жило простой и размеренной жизнью, наслаждаясь прогулками, роскошной крымской природой и относительной свободой, которой они могли здесь пользоваться.
Подводя краткий итог этой части очерка, можно сказать, что как любой предмет, носящий на себе отпечаток владельца, оставленные Романовыми памятники хранят отпечатки их характеров, стремлений, убеждений, чаяний. В наше время мы можем читать эту открытую книгу и сохранять память об этих замечательных жертвенных людях.
29. Императрица Мария Александровна. Фото 1860-ые гг.
Источники:
1. М. А. Земляниченко. Дворцовая церковь в Ливадии: история Крестовоздвиженского храма. Симферополь. Бизнес-Информ. 2012 г.
2. М. А. Земляниченко. Императорские имения Ливадия и Ореанда: что было и что осталось. Симферополь. Бизнес-Информ. 2016 г.
3. Н. Н. Калинин, М. А. Земляниченко. Романовы и Крым. "У всех нас осталась тоска по Крыму", Симферополь. Бизнес-Информ. 2002 г.
4. И. В. Зимин, текст доклада "Поездка императорской семьи в Ливадию в 1861 г., опубликован в "Сборнике научно-практической конференции "Романовы и Крым. Научные чтения в Ливадии." 2017 г.
Все фото, кроме старинных, выполнены автором очерка.
Продолжение следует .....
__________________________
Режим работы Ливадийского дворца (2020 г.)
Касса дворца работает с 10-00 до 19-30, без выходных.
Групповые заявки по телефонам:
▪ +7 (978) 761-81-71;
▪ +7 (3654) 31-55-81.
Адрес
Россия, Республика Крым, городской округ Ялта, посёлок городского типа Ливадия, улица Батурина, 44А, 298655