Радищев под конвоем (с акварели С. Боима, 1949 г.)
Мелье Жан (1664 - 1729)
Все мы хорошо помним, как наш милый Радищев угодил на каторгу за книгу, написанную с натуры о жизни крепостных крестьян. Так то это было у нас в России в конце XVIII века. А вот как описывает крестьянскую жизнь своего народа французский писатель, живший ещё столетием раньше, когда доживали свой век сервы (крепостные крестьяне). "Всматриваясь в наши поля, говорит Лабрюйер, мы видим, что они усеяны множеством каких-то животных - самцов и самок с смуглым синевато-багровым цветом кожи, перепачканных землей и совершенно сожженных солнцем все они точно прикреплены к земле, которую роют и переворачивают с непобедимым упорством"
Они обладают чем-то вроде членораздельной речи и когда кто либо из них подымается на ноги, то у него оказывается человеческое лицо, и действительно это люди." Питаются они только черным хлебом, а когда его не хватает, то варят корни папоротника и едят их с овсяной мукой. Вся одежда только на нем, да и та никуда не годится. Это современники, сервы, прихожане священника
Мелье Жана, написавшего знаменитую книгу "Завещание".
"Завещание" начинается и заканчивается такими словами: "Мои дорогие друзья , - я не мог сказать вам при жизни туго , что я думаю и решил поделиться с вами своими мыслями после смерти. Я не сделал своей жизни ничего преступного . На меня несомненно будут клеветать после моей смерти , будут оскорблять меня только за то , что я осмелился сказать правду". На 65 году Мелье покончил жизнь самоубийством. Суть "Завещания - в его социально - политических идеях. Некоторые высказывания Мелье я приведу полностью.
«Одни люди как будто рождены, чтобы тиранически господствовать над другими и получать в жизни всякие удовольствия, а другие - чтобы быть ничтожными, жалкими рабами и стонать всю жизнь под бременем труда и нищеты.» «Вам, дорогие друзья, рассказывают о дьяволах, вас пугают одним именем дьявола, вас заставляют поверить, что дьяволы - самые злые и отвратительные существа, что они - худшие враги человеческого рода, что они стараются только о том, чтобы погубить людей и сделать их навеки несчастными в аду. «Но знайте, дорогие друзья, для вас самые злые и настоящие дьяволы, которых вам следует бояться, - это те люди, о которых я говорю, - у вас нет худших и злейших врагов, чем знатные и богатые».
Живописцы ошибаются, рисуя дьяволов в виде безобразных, противных чудовищ. Их следует изображать в виде красивых господ или в виде прелестных дам и девиц, наряженных, напудренных, завитых блистающих золотом серебром и драгоценными камнями. Эти дамы и есть настоящие дьяволы" Среди многочисленных тунеядцев Мелье обращает внимание на юристов, откупщиков, сборщиков податей и других "каналий и мошенников, которые рыщут по всей стране в поисках добычи". О частной собственности Мелье говорит: "Это как бы открывая дверь для деятельности частных собственников.
Они ведут ожесточённую борьбу за богатство. Самые сильные хитрые, ловкие и часто самые злые, недостойные побеждают в этой борьбе и захватывают в свои руки все жизненные блага. Возникает вопиющее неравенство: - одни обжираются и опиваются, тогда как другие умирают от голода. Одни живут в блаженстве и изобилии как будто в раю оружие в страданиях и нужде ". А вот уже коммунистические выводы: " Только труд является источником всех богатств. В нормальном обществе должны царить принципы равенства в труде и наслаждении. А для этого необходимо, чтобы производство и потребление были построены на началах общности. Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на ровных правах и пользоваться ими также сообща и равномерно"
Священник Мелье очень много места в "Завещании" уделяет роли религии в ограблении населения: "Ложь, заблуждения, предрассудки, объединенные в одно целое - истинный источник всех бедствий". "Народы буквально одурачены хитрым обманом священнослужителей"."Всякая религия пуста, суеверна, смешна в своих учениях и правилах. Какой мудрый, добрый бог мог бы поддерживать такое вопиющее зло, как общественное неравенство и тиранию королей? Приведу некоторые высказывания Мелье как философа материалиста: Бытие существует вечно. Оно не могло начать существовать само по себе, так как то, что не существует не может себе дать существование".
Бытие не могло получить начало от другого бытия , так как когда бытия не существовало, то не существовало никакого бытия"
"Если трудно представить, что мир существует сам по себе, то еще труднее понять как творец мог создать мир из ничего".
«Нематериальное существо не имеющее ни тела, ни частей, не может ничего делать, ничего создавать».
"Всемогущий и всеблагой бог не мог бы допустить в созданном Им мире ни малейшего зла. Следовательно, если есть зло, то нет бога"
Мыслитель Жан Мелье уходя из жизни подписал "Завещание" в надежде, что оно может быть дойдет до французов, потомков. Мне очень приятно сознавать себя одним из них до которого его заветные мысли дошли, преодолев тысячи верст и толщу двух веков, сквозь тьму невежества тянет и пут "нелепых сказок" и предрассудков. Заканчивая тетрадь воспоминаний, я ловлю себя на грустной мысли - а не ломлюсь ли я в открытые ворота? Ведь вся эта Четвёртая тетрадь стала собранием фактов социального неравенства людей. Подумаешь, удивил !?
Василий Филатов на могиле Макаренко.
"Истина эта давным-давно широко известна, но так ли уж они "открыты" эти "ворота" в мир истины? Дело в том, что для огромного большинства людей они закрыты наглухо. Это нужно признать, потому что настоящие знания приходят после школы и вуза, когда отставлены в сторону учебники и хрестоматии. Многие ли из нас брали потом в руки, скажем Белинского и с увлечением и страстью читали его статьи о литературе, начиная с Баратынского до потрясающего "Письма к Гоголю"? Многие ли из нас читателей в юности потом становились неистовыми книгочеями высокой классической литературы?
Истина, о которой я говорю, для нас многих остаётся за семью замками. Вот почему в воспоминаниях своих я употребил много места этому волнующему вопросу. Истина, это понятие прежде всего нравственное, она рассматривает любое общественное явление как этическую ценность. Потому как человек относится к данному явлению, можно давать ему нравственную оценку как члену общества. С этих эпических позиций я и буду рассматривать все общественные явления нашей страны от Реформы крепостного права до наших дней девяностых годов.
Василий Сергеевич Филатов, Размышления, 1996
***
Приведу и контраргумент: "Некоторые люди говорят: «Если Бог есть, то откуда в этом мире зло?» Им кажется, что они нашли неоспоримый аргумент против Его существования. Но это дурацкий вопрос.
Неужели тебе, и вправду, непонятно, откуда здесь зло? От тебя и от меня. Гораздо сложнее ответить на другой вопрос: «Откуда в этом мире взялось добро?» Откуда ему взяться, как не от Бога?"
Бхакти Вигьяна Госвами (В миру В.М Тунеев)