102 года назад. День Учредительного Собрания

Jan 18, 2020 23:41



Рисунок, изображающий заседание Учредительного Собрания 5-6 (18-19) января 1918 года. Зал уже наводнён матросами, один из которых ведёт диалог с председателем. Красная ткань закрывает огромный портрет императора Николая II, украшавший этот зал в Таврическом дворце, где до Февраля 1917 года заседала Государственная Дума

19 (6) января 1918 года, ранним утром, крылатым мемом матроса-анархиста Железняка "Караул устал!" закрылось первое и единственное заседание Всероссийского Учредительного Собрания. Первого и вплоть до 1990-х годов последнего российского буржуазного парламента, избранного на основе "четырёххвостки".
Напомню партии, которые совершили 102 года назад это дело.
Большевики. В тот момент назывались РСДРП(б). Эта партия в представлениях до сего дня не нуждается... В бюллетенях большевики имели номер пять. Эта цифра настолько стойко ассоциировалась с ними, что игральную карту "пятёрка" и через десятилетие шутливо называли "большевичкой".



Открытка Владимира Табурина из серии "Дети-политики". Большевик и меньшевик. 1917 год

Предвыборные плакаты:







Левые эсеры. Вторая по численности советская партия того времени. Наследница народничества, пыталась спасти имя и дело эсеровской партии, которая оказалась в числе противников Октября.
Из воспоминаний Л. Троцкого: “Надо, конечно, разогнать Учредительное собрание, - говорил Ленин, - но вот, как насчёт левых эсеров?
Нас, однако, очень утешил старик Натансон [старый народник, один из лидеров левых эсеров]. Он зашёл к нам “посоветоваться” и с первых же слов сказал:
- А ведь придётся, пожалуй, разогнать Учредительное собрание силой.
- Браво! - воскликнул Ленин, - что верно, то верно! А пойдут ли на это ваши?
- У нас некоторые колеблются, но я думаю, что, в конце концов, согласятся, - ответил Натансон”.



Открытка Владимира Табурина из серии "Дети-политики". Социал-революционер. 1917 год



Открытка Владимира Табурина из серии "Дети-политики". Анархист. 1917 год

Анархисты. Это была не одна партия, а множество мелких групп, но к Учредиловке они все или почти все относились отрицательно. Особенно отличился в день российского парламентаризма матрос Железняк и его отряд. Чуть позднее, с трибуны III съезда Советов, Анатолий Железняков поделился тем, как он разгонял Учредилку: "Когда для нас стало ясно, что другого выхода нет, мы вошли в зал и потребовали разойтись, «ибо мы устали». И эти трусы разбежались!.. Если бы потребовалось применить против врагов революции оружие, у нас не дрогнула бы рука! Чтобы защитить власть Советов, мы готовы на все!.. Мы готовы расстрелять не единицы, а сотни и тысячи, ежели понадобится миллион, то и миллион!".
Но вот ещё типичные для позиции анархистов стихи из газеты "Буревестник" за январь 1918-го:
Нам "учредилку" предлагают,
Но мы не верим в этот бред, -
Пусть обездоленные знают,
Что это - смерти силуэт.

Для полноты картины вот ещё мнение с другой стороны баррикады, адмирала А.В. Колчака: "То Учредительное собрание, которое мы получили, которое было разогнано большевиками и которое с места запело «Интернационал» под руководством Чернова, вызвало со стороны большинства лиц, с которыми я сталкивался, отрицательное отношение. Считали, что оно было искусственным и партийным. Это было и моё мнение. Я считал, что если у большевиков и мало положительных сторон, то разгон этого Учредительного собрания является их заслугой, что это надо поставить им в плюс".



Памятник Анатолию Железнякову



1917 год. Предвыборная агитация в Петрограде на выборах в Учредительное Собрание





Рисунок "Учредилка" Владимира Маяковского для агитационных "Окон РОСТА". 1921 год

тексты, история РСФСР, открытки, революция, революционеры, история России, плакаты, 1910-е

Previous post Next post
Up