«Сюнга »- это японское эротическое искусство. То есть это сейчас его называют просто «эротическим», то есть словом довольно мягким, даже деликатным - всего несколько лет назад трудно было представить, что сюнга не просто доберется до западной культуры, но и обретет определенную популярность.
Дословно слово «сюнга» означает «изображение весны». «Весна» в японском языке - это распространенный эвфемизм для обозначения секса.
Рождение откровенности
Все началось примерно в XIV веке. Художники сюнга вдохновлялись ничем иным, как китайскими медицинскими сборниками, где со всей прямотой были изображены обнаженные люди. Но своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо.
Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года была запрещена не только сюнга, но и вообще все новые книги должны были проходить жесткую цензуру. Сюнга ушла в подполье, но не исчезла.
Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель, который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику».
Поклонники и поклонницы
Забавно, но среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга, считая, что она обезопасит их от смерти.
Торговцы держали сюнга на своих складах, веря, что изображения занимающихся сексом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Впрочем, против этого предположения работало то, что почти все группы, хранящие сюнга, имели очень ограниченный доступ к противоположному полу: самураи месяцами жили в обществе друг друга, а купцы много путешествовали, чтобы закупать товары из других стран.
Таким образом, возможно, хранение сюнга носило исключительно чувственный, а не суеверный характер.
Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии тоже есть противники - зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались сексом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения.
Кроме того, в Японии были и обычные «мануалы», где были даны более точные инструкции как относительно сексуального акта, так и касаемо интимной гигиены.
Персонажи сюнга
Хотя большая часть сюнга изображала сексуальные отношения между обычными людьми (горожанами, фермерами и купцами), изредка на картинах появлялись голландцы или португальцы.
Отдельным направлением сюнга можно считать изображение куртизанок. К примеру, художник Утамаро известен тем, что рисовал именно красавиц-куртизанок Токугава. В те дни среди населения куртизанки считались почти знаменитостями - как звезды Голливуда. Они излучали флер эротизма и недоступности - ведь только очень богатые люди могли себе позволить оплатить их услуги.
Именно поэтому для многих мужчин куртизанки стали своего рода фетишем. Гораздо позже работы, изображающие куртизанок, были подвергнуты острой критике.
Художников обвиняли в идеализации жизни проституток в «кварталах удовольствий». Тем не менее Утамаро пытался изобразить не только чувственную жизнь, но и внутренний мир куртизанки: многие из его персонажей, например, мечтают выйти замуж и сбежать от своей работы.
Еще одним частыми персонажами сюнга были актеры кабуки, которые нередко подрабатывали как жиголо, а дополнительный элемент эротизма состоял в их молодости. Нередко их изображали в компании мужественных самураев.
Миягава Иссо, японский художник XVII века, часто изображал актеров кабуки и борцов сумо.
Символика сюнга
Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или “смешные картинки”, существует много совпадений.
Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.
Нередко сюнга сопровождалась написанными пояснительными текстами и диалогами. Но присутствуют и в изображениях другие, не такие прямолинейные символы. К примеру, бутоны цветов сливы означают девственность, а разложенная ткань - приближающуюся эякуляцию.
Любопытно, кстати, что люди на большей части сюнга изображены одетыми. Это происходит, потому что нагота у японцев не считается особенно привлекательной: они часто видят друг друга голыми в общественных банях. Кроме того, одежда помогает читателям отличать куртизанок и иностранцев. Принт на одежде также нередко несет в себе символику, а также привлекает внимание к обнаженным частям тела - обычно гениталиям.
(С.) ТАКЖЕ:
Гейши-мужчины: отоко-гейша, хокан, тайкомоти Откуда есть пошел яой на земле японской? Откуда есть пошли тентакли по земле японской