Пожарный автонасос на базе Газ-69 - ПМГ-20
Выпуск внедорожника Газ-69 начался в июле 1953 года. Одновременно с базовой моделью ГАЗ освоил командирскую версию этого внедорожника - Газ-69А с пятиместным четырехдверным кузовом. Обычная для легковой машины компоновка салопа позволяла старшим офицерам ехать в кузове не на лавках вдоль бортов, а как в такси, на удобном заднем сиденье.
В 1956 году производство Газ-69 модели было полностью передано на автозавод в Ульяновск, где автомобиль собирался в течение двух лет из деталей, поставляемых ГАЗом. Легкие вездеходы ГАЗ-69 и ГАЗ-69А нашли применение не только в армии, по и в народном хозяйстве. Особенно популярными они были у председателей колхозов и совхозов. За простоту в обслуживании, надежность, выносливость, лаконичный и предельно функциональный внешний вид и конечно же, за отличную проходимость Газ-69 уважали геологи, лесники, милиционеры и пожарные.
Среди множества модификаций Газ-69, освоенных на смежных и специализированных предприятиях, были и пожарные машины. Самой распространенной версией стал автонасос АНП-20 (69) 20-й модели, более известный по своему первоначальному названию - пожарный автонасос Газ-69 ПМГ-20, пожарная машина ГАЗ, модель 20.
Пожарный автонасос Газ-69 ПМГ-20 предназначался для доставки противопожарного оборудования и боевого расчета к месту пожара, а также для быстрой подачи воды или пены. Экипаж состоял из трех человек. Автонасос выпускался с 1954 года Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования. Важной особенностью его конструкции стал вал отбора мощности в раздаточной коробке для привода центробежного насоса ПН-20Л, установленного в задней части кузова.
Там же на специальных стеллажах размещались раздаточные рукава (шланги) и брандспойты. На трубчатом каркасе тента устанавливались цилиндрические пеналы для всасывающих рукавов большого диаметра и кронштейны для небольшой раскладной лестницы-штурмовки. Кроме того, к машине мог крепиться прицеп ГАЗ-704 с запасом воды или пенообразовагеля в 300 литров, и дополнительными рукавами для прокладки линий от удаленных источников воды.
Пожарный автонасос Газ-69 ПМГ-20 оборудовался сиреной, фарой-искателем (прожектором) и сигнальной мигающей фарой красного цвета, установленной над ветровым стеклом. До появления синих проблесковых маячков фара сигнализировала всем участникам движения о том, что надо уступить дорогу мчащемуся на вызов пожарному автомобилю.
Несмотря на относительно невысокую производительность автонасоса, всего 20 литров в секунду при напоре 80 метров водяного столба, ПМГ-20 представлял собой самостоятельную боевую единицу и мог в одиночку справиться с небольшим возгоранием, например в сельской местности, конечно, при условии, что рядом находился водоем.
Часто ПМГ-20 использовался в городах как автомобиль быстрого реагирования, среди отечественных пожарных машин он развивал лучшую скорость в 90 км/ч, первым прибывал на место и начинал тушение еще до подхода основных сил.
Стоявший на автонасосе пеносмеситель выдавал до 10 кубов пены в минуту, однако практика использования ПМГ-20 показала, что очень часто его возможностей не хватало для тушения огня, поскольку он не перевозил с собой достаточного количества огнетушащих средств. Поэтому в 1966 году производство автонасоса было прекращено, предпочтение отдали автоцистернам, как правило, также имевшим насосы.
Кроме ПМГ-20 на вооружении пожарных стояли и другие автомобили, созданные на шасси внедорожника Газ-69. Специально для торфодобывающих предприятий была разработана автоцистерна ПМГ-29, более известная как АЦПТ-20 (69), модель 29, оборудованная тем же насосом ПН-20Л.
Click to view
Сокращение экипажа до двух человек и уменьшение количества перевозимого дополнительного пожарного оборудования, в том числе и на крыше, позволило оснастить автоцистерну собственным водяным баком на 340 литров.
Широко использовался и штабной автомобиль АШП-4 (69А), модель 40, старое обозначение ПМШ-40, на базе четырехдверной модификации Газ-69А. Он предназначался для доставки к месту пожара оперативной группы пожаротушения и обеспечения радиосвязи между штабом и диспетчером центрального пункта пожарной связи. В то время без такой машины не обходилось тушение ни одного крупного пожара.