Оригинал взят у
oper_1974 в
Чего хотел Жидобой Василий? 1740-44 г. "Васко Вощило, внук Богдана Хмельницкого, атаман и великий гетман войск, на истребление жидовского народа и оборону христианства собранных:
В извете, поданном на меня жидовскими протекторами, говорится, что будто бы я поднимаю бунт и с мечом в руках иду против правительства. Это - гнусная и злая ложь.
Мне этого и в мысль никогда не приходило, я - христианин. Неверные жиды не только лишили христиан в здешнем Кричевском и других староствах средств существования, но и производят нападения, убийства, грабежи.
Без их воли и записки, данной к каплану, ни одно дитя не может быть окрещено. Панов чаруют и чарами приобретают их к себе уважение; христианок насилуют, и чинят многое прочее, чего и перечесть трудно.
Побуждаемый ревностью к святой христианской вере, и дабы гнев Господний за все эти злодейства не был вылит и на невинных, я решился, насколько позволят мне силы, вместе с другими добрыми людьми, любящими христианство, истребить (wygladzic) проклятый жидовский народ.
Я уже, с помощью Божьей, избил жидов в староствах Кричевском и Пропойском, и хотя жиды постарались выставить против меня войска правительственные, однако справедливый Бог охранял меня во всех случаях. Уповая на милость Божию, я кончу эту священную войну против неверных.
Неверные жиды, желая покрыть себя, распускают такой слух, что я будто бы граблю шляхетские имения. Этого я никогда не делал и никому не приказывал; войско у меня регулярное, грабежом не промышляющее.
Теперь оно идет двумя колонами: одна, под предводительством полковника Харьки, ......овским (Вырвано в подлиннике) трактом, другая подвигается к Бресту с майором Антипкой; сам же я лично навещу Вильну.
Еще раз свидетельствую перед целым светом: шляхетских имений я не граблю, беру провиант с одних только жидов. Поступающих в мои полки принимаю с лаской и благодарностью.
Дан 1744 года, в обозе”.
Русская старина, Том 2. 1870 г.
Восстание продолжалось три года, и закончился лишь в январе 1744 года, когда князь Иероним разгромил повстанцев в боях под Кричевом и селом Церковица.
Главными предводителями восстания были настроенные на разбой и лишённые реальной связи с местной жизнью и порядком люди, в первую очередь "бежавшие из России своевольные".
К середине восемнадцатого века в большинстве стран Европы евреи составляли "отчуждённое меньшинство"; положение евреев в католических странах, было регламентировано ещё в XII веке энцикликой Калликста II "SICUT IUDAES NON", в понятиях права это означало "находятся среди гражданского общества, но не принадлежат ему".
В пределах Речи Посполитой Еврейская община была частью очень сложной системы. Она функционировала как сообщество представителей отдельного государства, не принадлежащих к сообществу горожан, но подчинённое непосредственно королевским чиновникам.
Горожане, которые видели в евреях опасных экономических конкурентов, в лучшем случае переносили их присутствие, тогда как дворянство и духовенство считали, что их присутствие допустимо - в качестве источника увеличения дохода. Особенно это относится к деятельности евреев-арендаторов, чья деятельность была всегда прибыльной.
По Люблинской унии от 1 июля 1569 года Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую (РП).
К этому моменту на территории ВКЛ не было ни "коронных", ни церковных городов; в середине XVIII в. небольшая группа магнатов, среди них - род Радзивиллов, владела примерно 40 процентами всех феодальных имений, в т. ч. городов, не имевших магдебургского права.
Повод к восстанию Васко Ващило дала деятельность братьев Шмуэля и Гдальи Ицковичей, евреев, Радзивилловых любимцев. Их семья принадлежала к ужайшему слою еврейской элиты в РП, и была многие годы связана с Радзивиллами.
Их отец состоял управляющим имения Радзивиллов Олика в Галиции, в 16 - 18 веках не уступавшего по значению Несвижу, и, вероятно, служил весьма успешно - в 1720 году ему было поручено управление имением Бяла (ныне город в Польше). Он обладал достаточным влиянием, чтобы ходатайствовать о сыновьях перед Радзивиллами.
Арендаторская деятельность в ВКЛ вообще, на Кричевщине - в частности, не была в 18 веке ни в коей мере успешной, что подчёркивает исключительность как требований к управляющему, так и личных качеств того, кто добивался успеха.
Братья Ицковичи были ценимы княжеской семьёю настолько высоко, что, вопреки проявившейся в восемнадцатом веке тенденции вообще прекратить "еврейскую аренду", Радзивиллы в 1720 - 1730 - 1740 годах поручали им управление различными своими владениями.
Шмуэль был постоянным советчиком княгини Анны Радзивилл, высокородной благотворительницы и меценатки, в имущественных и финансовых делах, и был удостоен титула "главный казначей Радзивиллов".
Жёсткая линия поведения братьев-евреев - высокий уровень налогов и арендных выплат, ограничения рыночной свободы, особые оброки, явно предназначенные к собственной выгоде братьев, были причиной постоянного возмущения кричевчан.
Недовольство жителей вылилось в вооруженное восстание, которое началось в середине июля 1740 г. К "сопротивлению" присоединился Кричевский гарнизон, солдаты коего, поставленные "на свой кошт", грабили жителей.
Комбатантов тайно, но активно поддерживали представители магнатов из сопоставимых с Радзивиллами по древности и знатности родов - Воловичи, Цехановичи, Фрацкевичи - в надежде "получить своё" при разорении радзивилловых ленов.
Уже через несколько дней стала понятной тщетность надежды быстро сломить бунт. Радзивиллу было сообщено про вооружённый отряд в несколько тысяч человек, напавший на Кричев и перебивший там более тысячи богатых господ, жидов-ростовщиков и представителей княжеской администрации.
Ещё до восстания кричевские евреи жаловались княгине Анне Радзивилл, владевшей староством, на Кричевских жителей "в том, что умышляют они зло против нас, чтоб всех нас из города изгнать вообще, и запугивают нас разговорами о том, что они на нас восстанут, как нa Украине, и выпала им возможность действовать против католиков и нас, (евреев) ничтожных".
О предводителе восстания известно только то, что он сам сказал о себе, когда, после разгрома восстания пытался перейти из Литвы в Россию, был задержан, допрошен, и протоколе допроса записано со слов перебежчика:
"Зовут меня Василий Вощило. От роду имею 56 лет. Родился в малороссийском Стародубском полку, Почепской сотни, с. Чемоданово, где мои родители жили и умерли. Сейчас живут мои братья в с. Уношево.
Я же 19 лет жил за князем Радзивилом на Кричевщине с. Селище. Сейчас за границей жить не хочу, а хочу жить на старом месте".
Этот допрос происходит в 1744 году - стало быть, Василий Матвеевич родился в 1688 году, а на Кричевщину перебрался в 1725. Уместно подчеркнуть, что Василий происходил из той части Малороссии, которую уже в 1648 году местные жители "очистили от жидов, езуитов и ляхов".
Данные о Вощиле в современной энциклопедии "Великое княжество Литовское" не совпадают с его собственным жизнеописанием (там пишут что Василий был из местных), но там упоминается многолетнее заступничество Василия перед Радзивиллом за крестьян, против злоупотреблений и самоуправства арендаторов.
За три года в Кричеве и в округе - в староствах Кричевском и Пропойском гайдамаками Василия Вощилы были уничтожены практически все евреи - что и было главной целью их восстания.
http://www.proza.ru/2016/06/01/1953