Операция "Деньжата"

Jun 08, 2017 02:10

Оригинал взят у andrey_19_73 в Операция "Деньжата"
Операция "Деньжата" (анг.- Operation Moolah) была проведена под руководством Объединенного комитета начальников штабов армии США на заключительном этапе Корейской войны 1951-1953 годов. Цель операции: заполучить советский истребитель МИГ-15, находящийся в исправном состоянии.

По словам руководителя операции, командующего объединенными силами ООН генерала Марка У. Кларка, идея операции принадлежала одному американскому журналисту. Тот предложил выплачивать денежное вознаграждение пилотам северокорейских ВВС, которые дезертировали бы из армии Северной Кореи со своими самолетами.



Марк У. Кларк.

План операции был утвержден 20 марта 1953 года. Он предусматривал выплату каждому северокорейскому пилоту по 50 тыс. долларов за самолет; первый же должен был получить 100 тыс. долларов. 26 апреля начались первые переговоры с северокорейским командованием. А операцию "Деньжата" начали проводить на следующий день; она совпала с началом операции по обмену пленными.
В ночь 26 апреля из штаб-квартиры объединенных сил начинается радиовещание с предложением к летному составу переходить на сторону сил ООН. В эту же ночь два бомбардировщика Б-29 сбросили более миллиона листовок с аналогичным предложением. Учитывая, что состав военно-воздушных сил КНДР состоял из советских, китайских и непосредственно корейских пилотов, то и листовки были отпечатаны на трех языках: русском, китайском и корейском. Впоследствии было сброшено еще более полумиллиона листовок над северокорейскими аэродромами.



листовка, с предложением перейти на сторону объединенных сил на русском языке.



обратная сторона листовки.

Сама операция подверглась критике в западных странах. Многие политики считали, что платить деньги за дезертирство подло, пилот должен сделать выбор между свободой и коммунизмом сам, из идеологических побуждений. Одна британская католическая газета даже назвала этот план "плачевным бизнесом". Эту операцию даже покритиковал У. Черчилль.
Однако генерал Кларк верил в успех операции. Он считал, что и время для ее проведения выбрано правильно; это бы заставило северокорейцев быть более сговорчивыми. Так же, после того как листовки были сброшены, резко упала активность ВВС КНДР. Кларк связывал это с началом жесткой "партийно-политической" работы по выявлению неблагонадежных в летных частях КНДР.

В итоге операция принесла успех. Уже после окончания боевых действий, 21 сентября 1953 года над южнокорейской авиабазой Кимпо появился МИГ-15 с бортовым номером 2057. Он помахал крыльями и запросил посадку. После приземления из самолета вылез северокорейский лейтенант, которого звали Не Кум Сок. По воспоминаниям персонала авиабазы, он сдал свой пистолет первому американскому офицеру и порвал портрет северокорейского лидера Ким Ир Сена, который находился в кабине самолета. Впоследствии выяснилось, что Не Кум Сок воевал с самого начала войны, на его счету было около сотни боевых вылетов, несколько раз он подвергался атакам американских истребителей. При этом он так и не сбил ни одного самолета. Лейтенант также имел несколько боевых наград.



лейтенант Не Кум Сок сразу после приземления на авиабазе Кимпо.

Впоследствии северокорейский пилот утверждал, что при побеге не думал о вознаграждении. В детстве он учился в католическом приходе и не верил коммунистам. Хотя премию, в некотором денежном эквиваленте, Не Кум Сок впоследствии вроде получил.



Не Кум Сок на южнокорейской авиабазе Кимпо.

Впоследствии Не Кум Сок попал в США. Там он сменил свое имя на Кеннет Роу и поступил в университет в Дэлавере. По окончании университета он получил степень бакалавра. Работал в компаниях "Боинг", "Дженерал электрик" и др.
МИГ-15 был перевезен на авиабазу в Райт-Паттерсон, штат Огайо. Там его подвергли летным испытаниям. При тестировании было выявлено несколько любопытных фактов, одним из которых было то, что самолет был оснащен точной копией английского двигателя. Впоследствии самолет предложили вернуть в СССР, однако советское руководство его не приняло, ведь официально СССР не участвовал в войне. МИГ-15 был передан в музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо.



МИГ-15 северокорейских ВВС после приземления на южнокорейской авиабазе Кимпо. 21 сентября 1953 года.

1950-е, история США, война в Корее, самолеты, история Кореи, авиация, Военная история

Previous post Next post
Up