Улица Металлистов - одна из древнейших в Туле.
Во второй половине XVI века она уже называлась Пятницкой. Здесь находились Гостиный двор, две цирюльни, портерная, питейный дом. трактир, харчевня, сорок лавок. Это была купеческая улица.
Все дома строились только каменными, у большинства подъездов имелись фонари. Она входила в состав древнего посада, начиналась у Пятницких ворот кремля и вела к Посольской улице и мосту через Упу в Заречье.
Слева видна полуразрушенная сейчас церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящаяся в глубине двора за небольшой часовенкой в «русском вкусе».
Эта церковь возникла на месте другой, во имя великомученицы Параскевы Пятницы, давшей название улице и башне кремля, и ее приход в 1567 году носил название Пятницкого. Новое название - улица Металлистов - появилось в конце октября 1924 года, так как в предреволюционные годы (1912-1916) здесь размещалось правление Тульского Союза металлистов.
Продолжение под катом:
На фотографии - улица Новопавшинская, ведущая из Тулы к одноименному селу.
В 1925 году ее переименовали в честь Крестьянского Интернационала (ул. Крестинтерна), а в 1933-м появилось окончательное название - Коминтерна (Коммунистического Интернационала).
На ней находились также Ваныкинский ночлежный дом (сейчас его занимает Тульский военкомат), пивоваренный завод Шнейдермана и Повицкого, два храма.
На первом плане здание Народного дома, построенного городом в 1902 году и имевшего библиотеку, читальню, музей и зрительный зал на восемьсот мест. Здесь читали лекции, проводили собрания, а затем и рабочие митинги. При советской власти в здании находились сначала различные клубы, а затем, с 1936 года, расположился тульский ТЮЗ.
Вдалеке виден Свято-Ильинский храм, построенный еще в1 760 году. В 1915 году по справке Тульской Духовной консистории «к Ильинской церкви было приписано 77 домов, где проживало душ 203 мужского и 209 женского полу». Сейчас здание возвращено церкви.
На снимке - два моста, соединяющие центр города, улицу Посольскую с Заречьем, улицей Миллионной.
Посередине остров, образованный основным руслом реки Упы и обводным каналом, вырытым для установки водяных машин Оружейного завода.
Первый мост, в пролетах которого располагались шлюзы, поднимающие воду в обычное время и пропускавшие ее в половодье, назывался в народе Чугунным за узорчатые перила чугунного литья, редкие по тем временам. Он был построен в 1843 году по проекту полк. Шуберского Э.Н., инженера путей сообщения и доктора философии.
Второй мост-Железный, построенный «Обществом металлических заводов в Петербурге» в 1876-1878 гг.
Он имел разделенную высоким бордюром двухстороннюю проезжую часть с рельсами для конки и отдельные, довольно узкие пути для пешеходов.
После постройки в 1928 году ниже по течению моста, по которому ездили машины и трамваи, он, вплоть до своей разборки в 50-х гг. XX века, в народе по аналогии также назывался «чугунным». Вдали видна панорама Заречья и великолепная церковь Николы Зарецкого, построенная в 1730-1734 гг. сыном тульского кузнеца Никиты Демидова Акинфием как родовой храм и усыпальница.
На фото представлен вид вдоль улицы Посольской (ныне Советской - 1918 г.) вблизи пересечения ее с бывшей Жигалинской (по фамилии тульской купеческой семьи) - ныне улицы Союзной.
По этой улице в город, по легенде, прибывали послы из Москвы. Она называлась Посольской лишь до улицы Киевской (пр. Ленина). Далее она продолжалась уже под именем Завальной до улицы Бабаевской (Пирогова) и далее к Пулковскому мосту, называясь Троицкой. На мостовой видны рельсы конной железной дороги, общая протяженность которой достигала 12 километров.
24 вагона перевозили ежедневно до 4 тысяч пассажиров. Были в городе в начале XX века и два такси марки «Фиат».
На улице тогда находились в числе прочих: контора дилижансов, пять гостиниц («Ливадия», «Ялта», «Крым», «Рига», «Метрополь»), аптеки, театр механических кукол, несколько учебных заведений и множество магазинов... Справа - Новые торговые ряды (в отличие от Старых, находившихся на Крестовоздвиженской площади вблизи кремля), построенные купцом Н.Степановым.
В 1929 году здание было передано Министерству Обороны и сейчас в нем находится прокуратура и военная комендатура тульского гарнизона.
Река Упа делит Тулу на две неравные части в центре города.
Сегодняшняя протока с левой стороны (по течению) от Оружейного завода была первоначально основным руслом реки.
Сегодняшнее, спрямленное, образовано из бывшего обводного канала, куда впадала Тулица и где стояли «водяные колеса», приводившие в движение станки Оружейного завода. Видны опоры «чугунного» моста, рядом с которым в конце улицы Посольской стоял храм Сретения Господня. Он был построен по проекту талантливого тульского зодчего К. Сокольникова в 1774 году на месте снесенного старого.
По другую сторону улицы была возведена уникальная колокольня с цилиндрическими ярусами и шестью колоколами, самый большой из которых весил 230 пудов (около 4 тонн). Церковным старостой храма с 1857 по 1867 г. был известный тульский купец К. Платонов, пожертвовавший тульским церквам в общей сложности более 128 тыс. рублей. Через дом от храма жил и купец 1-й гильдии Е.Кучин, на средства которого был построен храм Ал. Невского.
В 1928-29 гг. церковь и колокольню снесли при прокладке трамвайных путей и строительстве нового моста через реку, а в 1958 г. на месте храма был разбит сквер и установлен памятник Мосину работы скульптора В. Мухиной. На месте бывшей колокольни сейчас стоит недавно возведенная Свято-Владимирская церковь.
Посередине Крестовоздвиженской площади виден храм того же названия, построенный в 1794 году «тщанием тульского 1-й гильдии купца Вас. Ливенцева». Место было низменным и болотистым, поэтому была сделана насыпь из «кузнецкого угля и разного мусора в глубь земли...».
Колокольня в 1873 году была возведена стараниями купца Никифора Щеглова. Могилы обоих находятся на тульском Всехсвятском кладбище. На переднем плане видны крытые торговые ряды - Гостиный двор, возведенный в камне после страшного пожара 1834 года. Он был снесен в 1926-1929 гг. при реконструкции площади. Чуть позже был убран и храм.
В честь посещения Тулы в 1934 году героями челюскинской эпопеи площадь была переименована в площадь Челюскинцев, а в 1936 году посередине нее был сооружен помпезный памятник Труду и Обороне с фигурой красноармейца в буденовке и с винтовкой.
С правой стороны видно здание, построенное в 1840 году и принадлежавшее до революции известным тульским предпринимателям Алексею и Василию Золотаревым. В середине XX века дом был надстроен до 3-го этажа, получил название Дворец Труда и вмещал множество административных организаций.
Здание по улице Пирогова, 20 занимала с 1896 года 2-я тульская женская гимназия.
Выпускницы получали свидетельство домашней учительницы и право преподавать в учебных заведениях Тулы и губернии.
Потом здесь размещался детский дом имени Урицкого, школа для умственно отсталых детей, ныне - Педагогический колледж № 2.
В 1901 году гимназию возглавляла Софья Дружинина, впоследствии организовавшая Ольгинскую женскую гимназию неподалеку, на улице Жуковского. Улица, носившая ранее названия Бабаевская (до Хлебной площади) и Роговая (выше к кладбищу), 23 февраля 1907 года была переименована по инициативе Тульской городской Думы в честь основателя науки о военно-полевой хирургии русского врача Н.И. Пирогова.
В начале XIX века эта улица называлась Добрынинской, по фамилии тульского купеческого рода, жившего здесь и_занимавшегося подрядами на строительство, поставками кирпича и сукна. Затем она стала называться Староникитской по церкви, стоявшей неподалеку. Полуразрушенное, но все еще красивое здание церкви Св. Никития можно увидеть в Никитском переулке напротив современного здания ГТРК.
В 1922 году улица получила имя Я.Свердлова, но с 18 июля 1993 года она вновь стала Староникитской.
Здание Тульской духовной семинарии, построенное в 1819-1822 гг.. было необычно для Тулы своими большими размерами, но в 1876-1 877 гг. оно еще увеличилось за счет пристройки в правом крыле домовой церкви Софии Премудрости Божией во время реконструкции.
Здесь получали образование будущие служители церкви не только Тульской губернии, но и всей России.
В 1923-1941 гг. здесь располагались воинские подразделения, с 1944 по 1960 год в нем находилось Тульское суворовское военное училище. Сейчас здание передано Тульской епархии.
Здание, расположенное по улице Киевской (ныне проспект Ленина), начало проектироваться еще в 1832 году как Дворянское собрание, но к постройке приступили только через 17 лет. Строилось оно три года, и в 1852 году состоялось торжественное открытие. При достаточно скромном внешнем виде внутри оно поражает своей продуманностью и роскошью. Очень эффектная металлическая парадная лестница, литье Дугнинского завода, весит 20 тонн. Интересны рисунки ограждений, ступеней. Впечатляет Колонный зал, который использовался для торжественных мероприятий и в качестве концертного зала.
Здесь выступали Ф. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. Собинов, М. Ермолова и многие другие знаменитости.
Его внушительные на вид колонны на самом деле - искусно изготовленные футляры из дерева. Их в свое время изготовил «дворовый человек из Калуги Е.Н. Захаров с товарищами...».
Во внутренних помещениях дома располагались залы для заседаний, библиотека, архив. В подвальной части были жилые комнаты для прислуги, кухня, колодец, подъемники.
В городе его неофициально называли «Домом дворянства».
После революции он назывался Домом Советов.
С 1924 по 1932 год здесь был Тульский художественно-исторический музей, куда пускали бесплатно, затем он стал Домом Красной Армии, ставшим позднее гарнизонным Домом офицеров. Старшее поколение туляков хорошо помнит лучшие в городе танцевальные вечера, проходившие здесь, и кинозал, где показывали фильмы.
Эта улица по решению Тульской городской Думы 23 февраля 1907 года была названа в память великого русского химика Дмитрия Менделеева, скончавшегося незадолго до этого.
Раньше она называлась Лопатинской по фамилии известного купца, имевшего самый большой дом неподалеку, возле Староникитской церкви. Она была одной из улиц старого Тульского посада, шла вдоль южной стены кремля и начиналась от Крестовоздвиженской площади.
Справа видна ограда Кремлевского сада, который сто лет назад был одним из любимых мест отдыха туляков.
Сюда ходила конка, рельсы которой хорошо видны на фотографии. В разное время здесь размещались цирк-шапито, летний клуб Дворянского собрания, летний театр, устраивались балы и представления.
Отсюда открывался красивый вид на «необъятный резервуар воды» реки Упы, судоходной в то время, где можно было даже взять напрокат лодку для романтической прогулки при луне...
Чуть дальше по левой стороне улицы за перекрестком с улицей Тургеневской виден фасад Спасо-Преображенского храма Успенского девичьего монастыря.
Здание было возведено в 1842 году по проекту ученика Карло Росси известного русского архитектора В.Ф.Федосеева.
В советское время здесь размещался морской клуб, а сейчас приведенный в прежнее состояние храм передан церкви.
16 августа 1868 года было торжественно открыто движение по Московско-Курской железной дороге от Тулы до Орла (годом раньше первые поезда из столицы уже дошли до Тулы).
Принятое решение, подписанное Александром II в 1864 году, строить железную дорогу за казенный счет позволило обойтись расходами в 62 тысячи рублей за версту.
По ходатайству тульского губернатора А.Л. Шидловского, переданному им лично П. Мельникову, главному управляющему путями сообщения России, она была проложена не через Калугу, как сначала предполагалось, а через Тулу.
«Битва за чугунку» была выиграна благодаря главному козырю тульских просителей - возможности обеспечения железной дороги дешевым топливом, так как в это время были уже открыты залежи каменного угля в Одоевском, Богородицком и Крапивенском уездах.
В 1871 году железная дорога была продана Московскому акционерному обществу, но в 1893 году выкуплена государством обратно из-за «небрежного содержания и плохого радения». Станция Тула была одной из самых крупных.
Из отчета правления Общества Московско-Курской железной дороги за 1877 год: «Число паровозных сараев при депо и имеющихся в них паровозных стойл на Тульской станции - 2 сарая на 30 паровозов». Вместо деревянного вокзала (1867 год) в 1913 году построено каменное красивое здание с большим залом ожидания и рестораном, рядом появилась мощеная широкая платформа для пассажиров.
В 1953-1956 гг. Московский вокзал был реконструирован. По внутренней отделке здание даже сейчас является одним из лучших в городе.
Она была открыта в сентябре 1859 года по инициативе директора тульской мужской гимназии Ф. Гаярина в здании, построенном на земле, принадлежавшей в той время купчихе А. Ливенцевой, чей сохранившийся до сих пор особняк находился неподалеку на Ломовской улице (Денисовский пер.).
Она часто присутствовала на экзаменах, которые сдавали барышни-гимназистки в конце каждого учебного года. Обучение было платным, но после окончания выпускного восьмого класса девушки получали право преподавать в начальных школах и давать уроки на дому. Они носили форму: коричневое платье (в 8-м классе - синее), черный или белый (праздничный) фартук, шляпку-пирожок и розетку из синего банта с буквами ТКЖ.
Привычный сегодня вид здание обрело в 1902 году, когда гимназический корпус был достроен до ул. Жигалинской (Союзной).
На верхних этажах были классы, актовый и гимнастический залы, комнаты пансиона, где жили иногородние воспитанницы.
Здание от гимназии до торговых рядов соединили аркой с внутренним переходом в 1930 году, когда она уже называлась 6-й единой общеобразовательной школой.
В годы войны здесь был устроен госпиталь, который находится здесь до сих пор, а более старое крыло занимает прокуратура Центрального р-на г.Тулы.
Среди учебных заведений старой Тулы одной из лучших считалась частная мужская гимназия, вошедшая в историю под названием «Перовской» по имени ее владельца и первого директора Ивана Федоровича Перова.
Несмотря на высокий ранг действительного статского советника, приравненного к званию контр-адмирала, он придерживался в своей педагогической деятельности весьма передовых взглядов.
Располагалось здание на углу переулка Центрального и переулка Учетного, соединявшего тогда улицы Киевскую - пр. Ленина и Петровскую - ул. Ф.Энгельса.
Хотя обучение было платным, в гимназии существовало «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам», куда стекались деньги жертвователей - от купцов до крупных предпринимателей. Это позволяло учиться здесь детям из самых разных слоев общества всех вероисповеданий (кроме евреев).
Здесь преподавали физику, географию, природоведение, законоведение, рисование, четыре языка.
Закон Божий преподавали служители соответствующих храмов города. При школе был устроен большой сад, за которым ухаживали ученики. Имена ее выпускников и педагогов, например А. Кауля и М. Лейтейзена носят сейчас улицы Тулы.
После прихода новой власти гимназия получила статус общеобразовательной школы № 4, ей было присвоено имя ее ученика Н.Руднева, скончавшегося от революционных ран в 1918 году.
Из ее стен в более позднее время вышло много известных и выдающихся людей. Все они тепло вспоминали особый товарищеский дух, царивший в ней, прекрасный преподавательский состав, высокий уровень приобретенных знаний. Здание было снесено в 70-е годы при реконструкции тульского завода «Октава».
Тульский сахаро-рафинадный завод был основан московским Товариществом сахарных заводов, во главе которого стоял тогда прусский подданный Э. Вернекинк.
Разрешение на его постройку городская управа подписала в августе 1872 года, а в сентябре следующего он начал уже выпуск своей продукции.
Удобное расположение на берегу Упы и близость недавно построенной железной дороги, от которой до завода шла ветка длиной всего в «триста саженей», обеспечили ему хорошую рентабельность и быстрое развитие.
Он стал в Туле третьим крупным предприятием после Оружейного и Патронного заводов.
В ведомости 1873 г. упомянуты находящиеся в эксплуатации шесть паровых машин общей мощностью 60 лошадиных сил. Работало «...мущинъ -110, девушекъ - 220, все - вольнонаемные...».
В 1877 г. завод выкупил князь Оболенский, получивший тогда заказ на поставку сухарей для действующей в Турции русской армии, а в 1879 г., после окончания войны, он перешел во владение Товарищества бр. Терещенко, которые его существенно модернизировали.
В первые годы советской власти завод пришел в упадок. И только с 1922 года в составе Сахаротреста он снова начинает выпуск своей сладкой продукции во все возрастающих объемах.
Сейчас это 000 «Тульский сахарорафинадный завод».
На снимке, сделанном с колокольни Казанского храма, стоявшего на месте теперешнего профессионального лицея
№ 4, хорошо видна Мясницкая круглая башня тульского кремля и здания первой тульской электростанции, построенной на его территории по инициативе городского главы металлозаводчика А. Мосолова в 1900 году.
Она была оборудована 3 паровыми динамомашинами постоянного тока и освещала вначале около 400 домов, зал Дворянского собрания и несколько тульских заводов.
Хорошо видны здания Оружейного завода, так называемый «кривой» мост через основное тогда русло реки Упы к Водяной башне кремля, Пулковская слобода на ее правом берегу, в которой селились в основном работники завода. Название слободы некоторые историки связывают с именем первого петровского комиссара-стольника Клементия Чулкова, при котором были начаты работы по устройству казенного Оружейного завода.
Позднее, по мере роста числа работников завода, под их поселения у местных помещиков за 11 тысяч серебряных рублей (деньги дало правительство) были откуплены все земли Чулковской слободы, к которой от завода был устроен цепной мост через верхнюю плотину.
Видна также насыпь и пути Сызрано-Вяземской железной дороги (1874).
По данным словаря Брокгауза и Ефрона, в 1902 г. железнодорожные пути Тульской губернии (774 версты) принадлежали в России к числу «наиболее обустроенных».
.