Обучение погранвойск в предвоенный период велось с учетом опыта советско-финляндской войны. На каждой заставе по штатному расписанию числилось две пары снайперов, вооруженных винтовками с оптическим прицелом. В сентябре 1940г. Комиссия штаба погранвойск Ленинградского пограничного округа во главе с полковником Антоновым провела проверку подготовки снайперов. Снайперская команда погранокруга получила высокую оценку.
И все-таки в первые дни войны снайперское движение пограничников не получило широкого распространения на Ленинградском фронте. Одной из причин было то, что более девяноста процентов подготовленных в мирное время снайперов в самом начале войны из отряда было откомандировано во вновь формируемые пограничные части.
Видимо, повлияло и то, что командование вновь сформированных дивизий НКВД и 1-й погранбригады не привлекало снайперов-пограничников вплоть до октября сорок первого года к активным действиям: не было в достаточном количестве винтовок с оптическим прицелом, да и снайперов, как специалистов сверхметкой стрельбы, их потенциальных возможностей не знали как следует. Одним из зачинателей его у пограничников стал 14-й Краснознаменный полк 21-й дивизии НКВД (позже 602-й полк 109-й стрелковой дивизии). Еще в сентябре у командира 5-й роты этого полка лейтенанта Василия Буторина созрела идея создать в полку курсы метких стрелков.
6 февраля 1942г. Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Хозин М.С. потребовал доклад о развитии в частях пограничных войск НКВД Лен фронта снайперского движения. Докладывал начальник охраны войскового тыла фронта генерал-лейтенант Степанов Г.А.
На 1 января 1942 года в пограничных частях числилось 245 снайперских винтовок. На складах хранилось еще 450. Подготовленных снайперов в частях оказалось всего 89 человек.
После этого в штабе войск охраны тыла было проведено совещание.
На котором присутствовали: начальник штаба полковник И. С. Кузнецов, начальник политотдела полковой комиссар Н. Д. Январев, начальник отдела боевой подготовки полковник А. М. Ефремов, начальник снабжения полковник А. П. Чечин, начальник оперативного отдела подполковник П. С. Поспелов, начальник отдела кадров подполковник Ф. С. Воробьев и редактор газеты "Пограничник" старший политрук А. И. Савосин.
Выводом совещания последовало указание: Полковнику Ефремову и капитану Кельбину подготовить проект приказа по войскам о проведении сбора начальников снайперских команд и их помощников. На сбор прибыть со снайперскими винтовками, а командирам, кроме того, и с личным оружием. На каждую снайперскую винтовку иметь по 50 патронов. Сбором охватить 35 человек: 17 средних командиров и 18 младших. Провести его на базе 103-го погранполка в поселке Медвежий Стан. После сбора на базе 1-й погранбригады с начальниками снайперских команд и их помощниками провести пятнадцатисуточную боевую стажировку на Сестрорецком участке фронта. Начальнику политотдела - подготовить указания политработникам частей о подборе личного состава для комплектования снайперских команд лучшими бойцами, младшими и средними командирами. В состав снайперских команд разрешено включать политработника как заместителя начальника команды по политчасти. Редактору газеты было рекомендовано регулярно освещать на страницах "Пограничника" ход подготовки и боевой деятельности снайперов.
Опыт стажировки показал, что на одном и том же участке фронта, когда наши и вражеские подразделения длительное время находятся в обороне, группы снайперов целесообразно использовать на одном месте не более 10 дней, а затем перебрасывать их на другой участок. Все снайперы показали приличную подготовку, проявляли выдержку, мужество и отвагу.
С 1 по 15 марта они уничтожили 26 офицеров и 160 солдат противника. 16 фашистов уничтожил сержант Алексей Иванович Трусов, 13 - сержант Галиман Галимович Мазюков, по 12 - старшина Леонид Васильевич Отряхин и сержант Иван Алексеевич Киселев, 11 - старший лейтенант Николай Петрович Лепский, по 10 - старший лейтенант Георгий Иванович Петрашин, лейтенант Сидор Иванович Швец и младший сержант Петр Павлович Игралов. Руководители команд получили письменные указания о порядке подготовки снайперов и разъехались по своим частям.
Тиражом 5000 экземпляров была издана зачетная книжка снайпера для учета истребления фашистов. В ней были также изложены основные правила поведения снайпера в оборонительном и наступательном бою, особенности ведения огня из снайперской винтовки при ветре, по появляющимся и движущимся целям. Книжка выдавалась снайперам в торжественной обстановке после окончания снайперского сбора.
(Бригадный комиссар С. И. Гусаров вручает партийные документы отличившимся в боях пограничникам. Карельский перешеек. Осень 1941 г.)
По распоряжению генерала Степанова к снайперскому движению подключились подполковник Михаил Иванович Стражевич и капитан Александр Петрович Воробьев. Они вникали во все вопросы организации сборов, помогали устранять недочеты в учебе будущих снайперов. Много времени и сил отдавали проведению снайперских сборов начальники штабов и политотделы пограничных полков. С их помощью к 5 апреля была закончена подготовка 670 снайперов. С 14 апреля 1942г. Была проведена боевая стажировка снайперских команд в частях Лен. Фронта. За первые три дня стажировки 14 снайперских команд (570 чел.) уничтожили 290 гитлеровцев, потеряв при этом 7 чел ранеными и двоих убитыми.
27 июня 1942 года Военный совет Ленинградского фронта решил направить в пограничные войска НКВД из резерва фронта и военных госпиталей восемьдесят медицинских работников. Многие из них после окончания снайперских курсов стали снайперами-санитарами, успешно совмещая эти военные специальности.
В начале января 1943г. Снайперские команды погранвойск объединили в отдельный батальон под командованием капитана Кельбина В.А. - начальника огневой подготовки отдела боевой подготовки штаба пограничных и внутренних войск НКВД по охране войскового тыла Ленинградского фронта. Батальон был направлен в р-н сосредоточения частей 67 А Снайперские команды были сосредоточены па исходном рубеже.
(Капитана ПВ НКВД В. А. Кельбин. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Командовал ротой разведчиков.)
Наступлению предшествовала мощная артиллерийская подготовка. После нее части и соединения 67-й армии, а вместе с ними и снайперы-пограничники начали преодолевать скованную льдом Неву и штурмовать передний край обороны фашистов. Враг упорно сопротивлялся. Но, несмотря на это, бойцы решительно взламывали оборону противника. Вместе со стрелками в районе 8-й ГЭС наступала снайперская команда 104-го погранполка под командой лейтенанта Н. И. Белоклейского.
Сорок снайперов-пограничников, действуя решительно, продвигались к первой траншее фашистов. В числе первых ворвался в нее снайпер-пограничник сержант Иван Беляков. Он уничтожил огнем из винтовки трех, а прикладом еще двух гитлеровцев. При подходе ко второй траншее противника лейтенант Белоклейский со своими снайперами был контратакован. Фашистов было до двух взводов. Но пограничники, подпустив врага на 50 метров, огнем из винтовок и гранатами уничтожили до сорока врагов, а остальных обратили в бегство.
Своими действиями снайперы-пограничнкки способствовали успешному решению боевой задачи. В составе другой стрелковой части действовала снайперская команда 108-го погранполка. Командовал ею лейтенант И. Пономарев. Только при штурме второй траншеи противника снайперы-пограничнкки уничтожили 57 фашистов, обезвредив шесть расчетов ручных и станковых пулеметов.
В ходе штурма третьей вражеской траншеи и при отражении контратаки снайперы-пограничники уничтожили еще двадцать гитлеровцев. В ходе боя убило командира стрелкового взвода. Взвод залег.
Тогда командир снайперского отделения старший сержант Алексей Трусов, быстро оценив создавшуюся обстановку, крикнул: - Младший сержант Игралов остается за меня! - И взводу: - Слушай мою команду! В атаку за нашу Советскую Родину, за Ленинград! Взвод поднялся и в едином порыве бросился за новым командиром. Сошелся с фашистами врукопашную. Алексей Трусов из пистолета уложил офицера и трех солдат. В этой атаке взвод уничтожил 35 гитлеровцев. А двинувшийся вслед за ним батальон овладел третьей траншеей.
За этот подвиг Алексей Иванович Трусов был награжден медалью "За отвагу"...
И остальные снайперы не посрамили чести пограничных частей. При прорыве блокады Ленинграда они уничтожили 45 расчетов ручных и станковых пулеметов, 10 минометных расчетов, 6 расчетов противотанковых пушек и 39 снайперов-фашистов. Без потерь не обошлось. 45 пограничников сложили головы при прорыве блокады Ленинграда.
Сразу после окончания боев под Шлиссельбургом руководство пограничных войск охраны тыла Лен. фронта решило подвести итоги действий снайперов. Дело в том, что первый опыт использования метких стрелков в наступлении не был безупречным. Стали готовить сбор начальников снайперских команд и их помощников, на него прибыли 52 человека.
К концу сбора на сборы приехали начальник войск генерал-лейтенант Г. А. Степанов, заместитель начальника политотдела полковник Н. М. Толмачев, прокурор И. П. Увакин и начальник управления военного снабжения полковник А. П. Чечин. Они хотели проверить умение снайперов преодолевать водные преграды, действовать в населенных пунктах, вести огонь по движущимся целям на удалении до 500-700 метров.
После окончания проверки генерал Степанов приказал собрать всех снайперов для подведения итогов. Он отметил, что недостатки, выявленные в действиях снайперов во время наступательных боев, устранены. А что касается боевых стрельб, то действенность огня по движущимся целям возросла. Далее генерал сказал, что все снайперские команды будут привлечены на батальонные и полковые учения в осенне-зимний период. А затем вручил участникам снайперского сбора медали "За оборону Ленинграда". Снайперам-пограничникам были вручены и другие награды.
(Пограничники 1-й погранбригады, награжденные за участие в боях по защите Ленинграда. Март 1942 г.
Среди награжденных в первом ряду пятый слева - С. И. Гусаров, седьмой - генерал-лейтенант Г. А. Степанов)Ордена Красной Звезды получили капитан Кельбин В.А.,старшие лейтенанты Г. И. Петрашин, Н. П. Лепский, М. Н. Власов, С. И. Швец, лейтенанты И. И. Крупенич, В. М. Грибанов, И. П. Пономарев, старшие сержанты А. И. Трусов, Ф. М. Якушин, сержанты И. А. Киселев, В. П. Кузько, И. С. Нескуба, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги" получили сержанты В. Н. Хохлова, Н. А. Сапьян, сын полка ефрейтор А. Н. Гагин, сержант П. П. Игралов и другие. Начальник войск поздравил награжденных, пожелал всем новых успехов в борьбе с врагом.
В течение октября - декабря 1943 года на Ленинградском и Волховском фронтах накапливались резервы. На основных направлениях прорыва вражеской обороны были созданы сильные группировки. Для обоих фронтов было подготовлено 1500 снайперов-пограничников. Большинство снайперских команд придали частям на направлении главных ударов. Войска Ленинградского и Волховского фронтов выходили на исходные позиции для наступления скрытно в течение трех-четырех ночей. Вместе с ними следовали и снайперы, распределенные по соединениям. В конце декабря 1943г.
По просьбе командующего 42 А генерал-полковника Масленникова И.И. В 42 армию было направлено 10 пограничных снайперских команд для обеспечения операции по окончательному снятию блокады Ленинграда Назначенные туда меткие стрелки были ознакомлены с особенностями местности, на которой им предстояло действовать. Разведчики рассказали им о характере вражеской обороны, повадках гитлеровцев на этом участке фронта.
Редакция газеты "Пограничник" выпустила плакаты о действиях снайперов-пограничников старшего лейтенанта Николая Лепского, старшего сержанта Алексея Трусова, ефрейторов Петра Андрюхина, Михаила Галчкова, Бориса Калейникова и других.
Начиная с февраля 1942 года и до июля 1944 года в частях пограничных и внутренних войск НКВД охраны тыла Ленфронта велось планомерное обучение снайперов. Более трех тысяч метких стрелков было подготовлено за это время. Опыт снайперской работы был обобщен в документе, получившем впоследствии название "Инструкция о действиях снайперов в боевых порядках Красной Армии".
В блокадные дни она в 5000 экземпляров была размножена на ротаторе и распространена среди снайперов-пограничников.
В период снятия блокады Ленинграда в боевых порядках наступавших армий действовало 1450 хорошо обученных и получивших боевой опыт снайперов-пограничников. Они уничтожили 6015 немецких солдат и офицеров.
Были потери и среди наших снайперов: 47 снайперов получили ранения, а 20 метких стрелков пали на поле боя.
С 1 марта 1942 года по 15 августа 1944 года в оборонительных и наступательных боях в частях и соединениях Ленфронта 9568 снайперов-пограничников непрерывно вели боевую работу. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, Родина наградила орденами 124 и медалями 420 снайперов-пограничников. 20 снайперов были отмечены тремя-четырьмя наградами. Пятеро снайперов-пограничников стали Героями Советского Союза. Это - старшина Иван Дмитриевич Вежливцев, красноармеец Петр Иванович Голиченков, старший лейтенант Михаил Яковлевич Миронов, сержант Владимир Николаевич Пчелинцев, красноармеец Феодосии Артемьевич Смолячков. За активное участие в легендарной 900: дневной обороне блокадного Ленинграда 3038 снайперов-пограничников награждены медалью "За оборону Ленинграда".
(Подразделения следуют на охрану государственной границы. Река Вуокса. 1944 г.)
Источник