Оригинал взят у
kamienec в
Каменецкий автобус. История в фотографиях. ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97201/278878628.43/0_1ec5e7_be046c65_orig)
Автобус ЗИС-155
В послевоенные годы с возвращением к мирной жизни стране потребовался новый городской транспорт. Рост городов, введение автобусного сообщения на всех возможных маршрутах, даже к сёлам и посёлкам с населением в полсотни человек, вызвало и рост числа пассажиров. Поэтому появилась потребность в более вместительных городских автобусах.
Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей - автобус ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного капота - необычной для тех времен формы, большой салон - 34 сиденья. Его кузов изготавливался не из дерева, и не из стали, а из алюминия - что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой.
1. ЗИС-154
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41717/278878628.43/0_1ec5e8_1dbcf807_orig)
В 1949 году на смену ЗИС-154 пришел более простой и дешёвый собрат -
ЗИС-155, ставший массовым пассажирским автобусом 1950-х годов. На метр сократилась длина салона (стало 8 метров), до двадцати восьми - число сидений, общее кол-во пассажиров - 50 человек. В конструкции использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150, трансмиссия была электромеханическая. Именно на ЗИС-155 впервые в советском автопроме был внедрён генератор переменного тока. Двигатель ЗИС-124 мощностью 90 л.с. разгонял машину полной массой 9,9 т до 70 км/ч. Дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.
С 26 июня 1956 года в связи с изменением названия завода - Завод имени Сталина стал Заводом имени Лихачёва, этот автобус стал именоваться ЗИЛ-155
2. ЗИС-155
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42692/278878628.44/0_1ec5fc_bcbcf312_orig)
Интерьеры ЗИС -155
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51057/278878628.44/0_1ec605_8fdf970d_orig)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51057/278878628.44/0_1ec606_7387683c_orig)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51057/278878628.44/0_1ec607_ffeeb7c4_orig)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41138/278878628.44/0_1ec608_cc764163_orig)
Именно такой ЗИС-155 мы видим на архивных снимках Каменца-Подольского 1950-1960-х:
3. ЗИС-155 следует со стороны Подзамче в Старый город. 1950-е.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97201/278878628.43/0_1ec5e7_be046c65_orig)
4. ЗИС-155 на Новоплановском мосту.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/278878628.43/0_1ec5d7_e8df69b_orig)
5. Автобус ЗИС-155 пересёк Новоплановский мост и движется на Новый план по улице Чкалова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55195/278878628.43/0_1ec5dd_f585dc06_orig)
6. Здесь ЗИС-155 въезжает в Старый город на
площадь Куйбышева. Навстречу ему, в сторону Нового плана, проехал
ГЗА-651 - автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на «Горьковском заводе автобусов» (ГЗА) с 1949 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/278878628.43/0_1ec5f1_376c05aa_orig)
7. ЗИС-155 проезжает по Ленинградской улице в сторону Пушкинской, за ним виднеется здание, в котором в 1961 году откроется
кинотеатр "Дружба" ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61747/278878628.44/0_1ec5f9_accd3e46_orig)
8. Перекрёсток улиц Московской и Чкалова. ЗИС-155 движется по Московской улице в сторону Котовского.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131711/278878628.43/0_1ec5d8_fb083ba3_orig)
8. ЗИС-155 движется мимо
укреплений Городских ворот из Старого города на Подзамче
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/278878628.43/0_1ec5d5_e61dc383_orig)
9. ЗИС-155 проехал Городские ворота и движется дальше по Замковому мосту
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/100036/278878628.43/0_1ec5d6_55cbd751_orig)
10. ГЗА-651 и два автобуса ЗИС-155 на Ленинградской улице около
гостиницы "Украина", открывшейся в августе 1960 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45704/278878628.43/0_1ec5e3_d9206c0a_orig)
11. ГЗА-651 на Новоплановском мосту
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/278878628.44/0_1ec5f7_776d6cc3_orig)
12. ЗИС-155 на Новоплановском мосту
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49312/278878628.43/0_1ec5f2_29544c99_orig)
13. ГЗА-651 движется по улице Чкалова в сторону улицы Гагарина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37849/278878628.44/0_1ed325_f9d522f4_orig)
Первый автобус в Каменце-Подольском на внутреннем маршруте № 1 «Вокзал - Старый город» появился в 1935 году. После войны автобусы стали регулярно курсировать с 23 февраля 1950 года.
1-й маршрут связал Подзамче и
железнодорожный вокзал. 3 августа 1962 года на главных автобусных маршрутах «Вокзал - Спиртзавод», 2-й «Суворова - Франко», «Суворова - Сахзавод» впервые появились автобусы без кондуктора.
Сразу после войны силами всего СССР началась индустриализация Западной Украины. Уже 21 мая 1945 года был учрежден Львовский автобусный завод (ЛАЗ) - и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем на нем хотели начать выпуск ЗИС-155. Однако было принято окончательное решение разработать собственную модель автобуса. Уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус
ЛАЗ-695.Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закругленными краями. Правда, летом, в жару, это создавало в салоне понятные неудобства. Поэтому стёкла уже через два года убрали. Зато появились "козырёк" над лобовым стеклом и широкий воздухозаборник на задней части крыши - подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сидениями.
ЛАЗ-695 смог продержаться на конвейере целых сорок шесть лет, что можно назвать рекордом. Причем после прекращения производства на ЛАЗе его еще несколько лет мелкими партиями собирали на нескольких украинских предприятиях. За это время на трассу выехали более трёхсот тысяч львовских автобусов!
Появились автобусы ЛАЗ и в Каменце-Подольском. Они курсировали и на городских маршрутах, и по району и области. Туристические модификации ЛАЗ обслуживали пассажиров на
городской турбазе и домах отдыха. К 1980 году турбаза "Подолянка" имела собственный парк из 13 автобусов: 1 "Икарус", 2 ЛАЗ "Турист" (30 мест) и 10 ЛАЗ "Турист-2" (40 мест).
Наряду с ЛАЗами по городу и окрестностям в разные годы курсировали
ПАЗ-652 - автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1958-1968 годах, наследник ГЗА-651, и последующая модификация -
ПАЗ-672, выпускавшийся в 1967-1989 годах.
14. Автобус ПАЗ движется из Старого города по улице Чкалова на Новый план
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55195/278878628.43/0_1ec5dc_60b92020_orig)
15. Автобусы ПАЗ-652 и ГЗА-651 на площади перед железнодорожным вокзалом, где в 1967-1968 годах располагался и автовокзал, переехавший сюда с Лениградской улицы (на его месте в 1967 году был построен универмаг Юбилейный)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97201/278878628.43/0_1ec5e5_c3ad8a8f_orig)
16. Автобусы ЛАЗ-695 и ПАЗ-652 на площади перед железнодорожным вокзалом
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97884/278878628.43/0_1ec5e6_ed2c244d_orig)
17. Автобус ПАЗ движется по улице Шевченко в сторону улицы Дзержинского. Слева Городской Дом культуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97201/278878628.43/0_1ec5e4_6b16532e_orig)
18. ЛАЗ-695 проехал Городские ворота и движется дальше к Замковому мосту и Подзамче
В задней части автобуса виден массивный воздухозаборник
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97884/278878628.43/0_1ec5eb_a4c82966_orig)
19. ЛАЗ-695 на автобусной остановке на Подзамче
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5404/278878628.44/0_1ec5f4_1b84e12e_orig)
20. Автобусы ПАЗ на
улице Урицкого ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53993/278878628.44/0_1ec5f8_e6b8ea1c_orig)
21. Автобусы ЛАЗ-695 на Ленинградской улице
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53638/278878628.43/0_1ec5ef_a12cb3d0_orig)
22. Модифицированный ЛАЗ-995 на проспекте Ленина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49312/278878628.44/0_1ec5f6_9dd1447d_orig)
Автобусно-таксомоторный парк (сейчас АТП-16808) Каменца-Подольского в сентябре 1964 года (после пополнения 8 автобусами ЛАЗ-995) составлял: 98 автобусов, 31 таксомотор, 35 грузовых такси. В первые пять месяцев 1965 года парк получил 3 легковые автомашины и 6 автобусов.
В 1978 году в Каменце-Подольском был открыт автобусный маршрут № 5 «Швейная фабрика - микрорайон Жовтневый». Количество маршрутов по городу достигло 12, их общая протяженность - 150 км.
11 марта 1987 года в Каменце на автобусном маршруте 5-А появились два первых многоместных
Икарус-280 (4-дверных, на 37 сидячих и 109 стоячих мест)
23. ЛАЗ-995 на Старобульварной улице (Урицкого). 1991 год.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/100036/278878628.43/0_1ec5db_3024dd74_orig)
24. Туристический Икарус движется по Новоплановскому мосту в Старый город. 1990-е
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53638/278878628.43/0_1ec5da_db39bbe5_orig)
25. Туристический Икарус и ЛАЗ на Новоплановском мосту. 1990-е
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50623/278878628.43/0_1ec5d9_22c6e904_orig)
Основные транспортно-пересадочные автобусные точки в городе располагались около универмага "Юбилейный", около базара на проспекте Ленина и в некоторых других местах. Чтобы доехать, например, из района Русские фольварки в Старый город или Подзамче, нужно было сесть на Русских фольварках на автобус №2, доехать до "Юбилейного" и там пересесть на автобус №1.
Пригородные направления обслуживались на автобусном вокзале, который открылся с восточной стороны городского рынка в 1968 году. В 1978 году уже существовало 45 автобусных маршрутов
26. Автовокзал в 1970-е
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/100036/278878628.43/0_1ec5e0_593dc178_orig)
27. Автовокзал в 2000-е (?)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131807/278878628.43/0_1ec5e1_be7a139e_orig)
28. Автовокзал в 2010 году
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49312/278878628.43/0_1ec5df_d7b9e78c_orig)
29. Современный городской автобус Мерседес. Маршрут № 20. "Русские фольварки - микрорайон Жовтневый"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41717/278878628.43/0_1ec5de_3b34d1c9_orig)
_______________________________________________________________________
В статье использованы фотографии
Давида Ройзена
Юрия Савина
Анатолия Мрачковского
Александра Лисина
tokatema
Источники
Олег Будзей. «КАМ'ЯНЕЦЬ І КАМ'ЯНЕЧЧИНА ВІД А ДО Я» Автобусы СССРАвтобус ЗИС 155