29 августа 1919 г., по запросу лорда Роулинсона (Rawlinson) для обеспечения эвакуации британских и союзнических сил в Архангельск из английского Вархейма (Wareham) прибыло 6 танков и отделение добровольцев под командой майора Левиса Брайана (J.N. Lewis Bryan), состоявшее из 9 офицеров и 60 других военнослужащих.
Выгрузка танков Мк V в Архангельском порту, 1919 год.
Если на другие фронты танки отправлялись для непосредственного участия в боевых действиях, то к дню отправки техники на Север, решение об эвакуации английских войск и союзников уже было принято.С момента прибытия танков в Архангельск в исторической литературе начинаются первые противоречия. В некоторых английских источниках указывается 4 Мк-5 и 2 Мк-А, в других - 3 Мк-5 и 3 Мк-В.
СПРАВКА: Mk V - британский тяжёлый танк времен Первой мировой войны. Как и предыдущие британские танки, выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» - со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» - с чисто пулемётным вооружением
По советским источникам было 2 Мк-5 и 3 Мк-В.Эвакуируясь из Архангельска в сентябре 1919 г., несмотря на разрешение оставить войскам Северной области все танки, английское командование оставило только 2 машины: пулеметно-пушечный «композит» Мк-5 № 9085 и пулеметный Мк-В № 1613. Вывезенные из Архангельска 4 танка были переданы Латвии, где состояли на вооружении до середины 1930-х гг.
По крайней мере, в знаменитом справочнике Ф. Хейгля, изданном в 1935 г. в Мюнхене, эти танки рассматриваются как устаревшие, но все еще стоящие на вооружении в Латвии. Наиболее вероятно, что дата отгрузки танков из Архангельска в Латвию - 10 сентября 1919 г. - день отправления парохода «Ла Плата» на Балтику, организованного «Союзным эвакуационным бюро» в Архангельске.6 августа 1919 года британский танковый отряд в составе 48 человек и четырех танков MK-V под командованием майора Карсона высадился в Ревеле (современный Таллин).
Mk.V в Таллине. 1920-е.
Танки использовались в операциях Русской Северо-Западной армии под Гдовом, Ямбургом и Гатчиной. После отступления Северо-Западной армии к эстонской границе все шесть английских танков 18 ноября 1920 года были вывезены в Ревель. Две машины были переданы Латвии, четыре - Эстонии. Кроме того, Латвии достались и три Mk-B Русской Северной армии.
Два Mark V на железнодорожной станции в Эстонии. 1937 г.
Для “маленьких, но гордых” прибалтийских республик эти танки были серьезной поддержкой для их самолюбия. Впрочем, после присоедениния Прибалтики к СССР в 1940 все безнадежно устаревшие к тому времени “Рикардо” были отправлены на склады.
Последним, и наверное, самым ярким эпизодом в долгой биографии этих машин стало участие в обороне Таллина в 1941 году. Для отступавшей Красной Армии даже устаревшие “бронированные коробки на гусеницах” оказались совершенно необходимы. Четыре Mk. V были приведены в боеготовное состояние и использовались при обороне города.2 Mk. V были на ходу, другие 2 не на ходу и они боролись около Таллина / Палдиски.
Mk.V перевооружён пулемётами "Максим". Таллин 1941 г. (снимок немецкого офицера после боя на ж.д.станции)
После захвата Прибалтики, немцы отправили захваченные раритеты в Берлин и выставили их в парке Люстгартен.
Mk.V в парке Люстгартен. Берлин 1944 г. (кадр раскрашенной кинохроники)
Если верить воспоминаниям американского летчика, выпрыгнувшего с парашютом из горящего B-17 над Берлином, опубликованным в газете Northwest Florida Daily News в январе 2003 года, то в конце войны Mk. V был снова “введен в строй” и использовал его то ли гитлерюгенд, то ли фольксштурм.
Берлин, парк Люстгартен. Июнь 1945 г.
оригинал