Только почему-то, если говорить "по истории русской словесности", то королей там - в словесности - (королевичи не в счёт - королевич Елисей, например) вообще не было, а про Вия в частности имели место действующие лица - бурсаки, паны, панночки и прочее ошметье бывшей Малороссии.
Да, сюжет Вия. Может это и есть народный пересказ литературного произведения Гоголя? По поводу "короля" и "королевны" я и сам озадачился. Может это такой намёк на "заморскость", дескать, не у нас - у них.
У поляка Сапковского есть пересказ этой же легенды о воскресении королевны посредством воздействия на неё ведьмака. По причине польской интерпретации у пана Анджея тоже королевна, а не панна (царевна, княжна). Славянскость легенды у него присутствует, но у Сапковского:
а) нет упоминаний о христианстве, там, скорее идёт речь об языческих жрецах; б) по той же причине, что и отсутствие христианства, воскрешает королевну не попович (бурсак), а ведьмак;
Но вот прочие атрибуты - король/королевишна; воскрешение королевны, а не смерть обоих ключевых персонажей - в версии Сапковского имеют место быть. Впрочем, пан Сапковский в своих других произведениях неплохо обыгрывал легенды о красавице и чудовище, о короле и русалке, о Белоснежке - причём где-то жестоко и парадоксально.
У Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" кстати - наполовину легенда о Белоснежке и о семи гномах/богатырях, а наполовину о воскрешении царевны королевичем, да.
Наоборот - у Гоголя пересказ народного фольклора. Это очень рспространённый сюжет, встречающийся по территории всей центральной и восточной Европы. Другая его вариация - "Спящая красавица". А это такой славянский дарк-стайл вариант с христианскими напластованиями.
"Спящая принцесса" как сюжет. А там возможны варианты - в одном случае поцеловать, в другом случае подвергнуть молитвам или прочему экзорцизму, в третьем случае - колом в надлежащее место.
Comments 6
Только почему-то, если говорить "по истории русской словесности", то королей там - в словесности - (королевичи не в счёт - королевич Елисей, например) вообще не было, а про Вия в частности имели место действующие лица - бурсаки, паны, панночки и прочее ошметье бывшей Малороссии.
Reply
Reply
а) нет упоминаний о христианстве, там, скорее идёт речь об языческих жрецах;
б) по той же причине, что и отсутствие христианства, воскрешает королевну не попович (бурсак), а ведьмак;
Но вот прочие атрибуты - король/королевишна; воскрешение королевны, а не смерть обоих ключевых персонажей - в версии Сапковского имеют место быть. Впрочем, пан Сапковский в своих других произведениях неплохо обыгрывал легенды о красавице и чудовище, о короле и русалке, о Белоснежке - причём где-то жестоко и парадоксально.
У Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" кстати - наполовину легенда о Белоснежке и о семи гномах/богатырях, а наполовину о воскрешении царевны королевичем, да.
Reply
Это очень рспространённый сюжет, встречающийся по территории всей центральной и восточной Европы. Другая его вариация - "Спящая красавица". А это такой славянский дарк-стайл вариант с христианскими напластованиями.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment