Так мы съездили в Крымск 8.07.12.

Jul 09, 2012 21:31

Сразу оговорюсь, мнения субъективны, информация, отличающаяся от телевизионной - со слов местных жителей, фотографии… они фотографии - объективны.
Вчера (8.07) интернет закипел сборами пожертвований, предложениями размещения гуманитарки по квартирам, отвоза собранного груза в Крымск, довоза добровольцев, помощи в разборах завалов… Собрали два пакета вещей и продуктов, но по ходу созвонов с потенциальными транспортировщиками захотели поехать и сами. В городе работало с десяток, может и больше пунктов сбора пожертвований, были официальные - от администрации, казачества, телевидения и т.д., но больше частных - люди просто списывались в соц.сетях - куда привезти, кто сможет отвезти, кто едет помогать… в этом было что-то воодушевляющее! Хотелось сделать больше чем планировалось. Взяли с собой двоих друзей, заехали на ближайший к дому пункт сбора пожертвований, только припарковались, не успели и в квартиру зайти, как подъехало две легковушки с вещами - набили полный багажник, только перегрузив из машины в машину. Ребята поднялись в квартиру - взяли только воду и пару пакетов с продуктами, говорят, там вещей уже на пару газелей, хозяева ждут машин. Поехали.
Движение по направлению в Крымск плотное, периодически видели несколько пожарок, огромную машину с омоном, говорят, самый массовый заезд «официальных сил» был сутра. Ехалось достаточно весело, с чувством собственной значимости. На подъезде к Абинску встали в медленно движущуюся колонну из, наверное, СОТНИ машин - сначала не поняли что это, но вскоре обратили внимание на завязанные полотенцами боковые зеркала… Поравнялись, уточнили у одного из водителей - процессия траурная, все они едут в Крымск хоронить родственников. Настроение резко упало.










Сотни, а может и тысяча груженых зерном фур несколько суток стоят по обочинам Крымского района и дальше на Новороссийск. Пункт назначения - Новороссийский порт.

К городу подъезжали уже молча. Сразу на въезде - мост, здесь начал подкатывать ужас. А дальше - больше. Разруха. Повалены деревья, заборы, магазины и целые дома. Вода во дворах где-то уже отступила, но где-то до сих пор по пояс. Перевернутые, раскуроченные машины, «промытый» насквозь гипермаркет и весь его «товар» в соседних огородах… местные говорят что это уже порядок - пару часов назад проехать было в принципе не возможно, коммунальщики только закончили вывоз габаритного мусора, перекрывавшего дороги. На обочинах мебель, на уцелевших заборах сушатся личные вещи.


























Город кипит транспортом, аварийные службы съехались со всего края, со Ставрополя, Ростова… гражданских машин немерено, движение медленное в основном даже из-за пробок, а не из-за разрушений, по узким улицам очень тяжело проехать - по обеим сторонам сплошной колонной припаркованы автомобили родственников и волонтёров. На вопрос «как нам проехать» самый частый ответ - «не знаем, мы не местные». Очень круто. Но и страшно безумно, когда видишь к КАКИМ дворам припаркованы машины.














Нашли пункт приёма-раздачи пожертвований С.Газаряна, он находится на ул. Адагумская, в одном из наиболее пострадавших районов города. Выгрузились. На пункте много людей, в основном приходят за питьевой водой и сухпаем, кто-то стоит в очереди за одеждой, люди рассказывают друг другу новости (в городе нет электричества, соответственно - ни телевизора, ни интернета), делятся страшными впечатлениями, увиденным, своим горем… Волонтёры перебирают гуманитарку, успокаивают людей, предлагают свою помощь.












Здесь необходимости в нас уже нет, решаем проехать по городу, найти тех, кому мы нужнее. Оказалось, что в Крымске у Димы живут семьи друзей, едем по первому адресу.
Дом построен на совесть - фундамент очень высокий, поэтому в доме вода поднялась сантиметров на тридцать, выносим все ковры, пострадавшую мебель. Летняя кухня ушла под воду по крышу. Машину во дворе развернуло волной, ударило о столб, проснулись только благодаря сработавшей сигнализации. У хозяев Алабай - вторые сутки сидит на чердаке, отказывается спускаться. Кошка пропала.
По всему городу масса напуганных и потерянных животных. Грязные кошки испуганно прячутся от людей на деревьях, по дорогам бродят породистые и беспородные одинаково потрепанные собаки… жалко их, люди стараются подкармливать, если есть чем.
По второму адресу приехали уже поздно - всё, что можно было сделать на данный момент - уже сделано, хозяин с сыновьями отдыхают и рассказывают нам что знают. Их дом в самой низине улицы - основное количество воды пришлось на них. Спасать нечего - под водой всё. Сами в ночь наводнения сидели на крыше. Вода стоит до сих пор - стекает со всей улицы. Машину МЧС для откачки ждали весь день. Говорят, люди не ели два дня, о пунктах выдачи горячего питания ничего не слышали, их слишком мало, кто-то из членов семьи добрался до администрации, когда там были Ткачёв и глава района, только после этого на их улицу обратили хоть какое-то внимание. Некоторые люди вокруг совершенно потерянные - бродят с опущенными руками, просто не знают что делать, с чего начинать, их грязные, мокрые вещи развешены по заборам. Но основное количество бодрится, улыбается, шутит - говорят, «а что грустить, потерянного не вернёшь, у всех сейчас так, а работать легче в хорошем настроении!». Все у кого мы были, настойчиво приглашают покушать, хотя многие сами едят впервые после случившегося.
У соседей погиб зять, 26-летний парень - когда пришла первая волна - поплыл спасать соседа-инвалида, поднял его на чердак, когда спускался возвращаться, пришла вторая волна, его сильно ударило головой о перекладину и унесло… нашли потом на огородах. Остались малолетние дети, жена в истерике…
Рассказали и весёлую историю - на встрече Ткачёва с жителями Крымска, после его отчёта «о непричастности Неберджаевского водохранилища к наводнению» одна из жительниц ударила губернатора фотоаппаратом по голове. Её, конечно же, сразу скрутили и увели куда-то… В сети ни слова об этом случае - или хорошо подчистили, или местные приукрасили события, но что слышала, о том и говорю.
Всё что говорится в новостях о водохранилище у местных вызывает только гнев: «эти твари не видели той волны, которая нас смыла, за полчаса дождевая вода даже теоретически не может так подняться, а тем более, образовать волну! Река? Вы видели, как происходит половодье? Вода поднимается хоть и быстро, но постепенно, снизу, но уж никак не волной!».
По следующему адресу двухэтажный дом. Все кто был, спаслись на втором этаже, первый затопило полностью, до потолка осталось сантиметров пять. Выносили мебель, ковёр, вещи, двери… всё на выброс. Кто не видел, важно пояснить - затопленные дома не просто мокрые, с волной в дома занесло сантиметров десять чернозёма (это только то, что мы видели, в некоторых местах и больше), который превратился в вязкую, скользкую и очень тяжёлую грязь. Двор затоплен по колено до сих пор, вода опять прибывает… бьёт фонтан из канализационного люка. У знакомого, которому помогаем, масштаб потерь огромный - затопило дом его девушки, дом матери, дом отца, офис отца, пропали важные документы… Вторые сутки спит по 2-3 часа и мечется между домами.








Димин друг рассказывает, что его хороший знакомый работает на скорой, только он один вывез сорок трупов, у остальных бригад плюс-минус тоже самое… те 175 человек из официальных источников, мягко говоря, сильно приуменьшенное количество… местные говорят о числе минимум в три раза большем. Крымский морг не вместил погибших, отвозили в соседние районы. Самое жуткое, что жителям пришлось увидеть - плавающие по центральным улицам трупы людей.
Шутка дня - Крымск пережил туристический бум, стольких людей с фотоаппаратами, камерами, телефонами с камерами город ещё не видел. Хорошо то, что основное количество «туристов» приехало помогать, но, говорят, попадаются и приезжие мародеры. Поразила как отзывчивость совершенно посторонних людей из других городов, так и убогое равнодушие некоторых местных. Во дворе пятиэтажки одного из непострадавших районов города семь крепких мужиков играют в домино и бухают пиво, громко сочувствуют пострадавшим, ругают власть и по очереди гоняют приблудившуюся во двор грязную, явно выплывавшую из затопленного центра овчарку. По ним видно - это примерные отцы своих семейств и у них выходной.
Уехали уже в сумерках - в пострадавших районах Крымска света нет, на ночь работы прекращаются. Впереди рабочая неделя, «туристов» поубавится. Думается, что и власти как только стихнет шумиха, перестанут помогать. А пока проезжаем большие палаточные лагеря военных, МЧС, в небе замечен один вертолёт. Остаётся надеяться, что это не только декорации.
По-возвращению осталось у меня такое мерзенькое чувство, что сами съездили туда как «туристы», сделали очень мало. Муж успокаивает - сделали хоть что-то! Гуманитарку отвезли. Там, люди, которым помогали, всё благодарили и благодарили, приглашали в гости, пытались одарить алкоголем… неудобно как-то, говорим «да не за что», от подарков отказываемся, а они: «главное, что приехали, морально поддержали - это уже много».

погода, помощь, память

Previous post Next post
Up